Во-первых, основная задача менеджера заключается в том, чтобы из разнородных ресурсов и способностей подчиненных сформировать единое, хорошо функционирующее целое. При этом в каждом конкретном случае ситуация уникальна, а потому и менеджеру приходится исходить из того особого сочетания исходных данных, которое имеется у него в наличии.
Во-вторых, задача менеджера состоит в том, что в процессе формирования этого единого целого он должен учитывать долгосрочную перспективу. Ни одной другой профессии такие задачи не присущи.
Эмпирическая школа ориентировалась в основном на практические рекомендации руководителям.
Характерным для нее утверждением является, например, следующее: «Убедитесь в том, что ваши сообщения не противоречат вашим действиям», или «Поддерживайте обратную связь в процессе общения». Подобные рекомендации носят исключительно практический характер и нередко не предполагают общей теории, которая могла бы их объединить.
По этой причине разработки эмпирического направления нередко обвинялись в ненаучности (что в целом было справедливым упреком).
Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий.
Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы — целевое управление, на необходимость внедрения которого указывал П. Друкер, которая основывается на следующих принципах:
-система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;
- каждый руководитель — сверху донизу — должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей;
-цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.
НОВАЯ ШКОЛА.
Среди создателей и последователей «новой школы» управления (ее называют также «количественной» и «управленческой» школой) следует назвать таких известных исследователей менеджмента, как Л. Берталанфи, Д. Форестер, Р. Люс, А. Гольдбергер, М. Месарович, Л. Клейн, В. Леонтьев и др.
Появление «новой школы» является следствием применения ЭВМ и математических методов в управлении. Ее концепция управления опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера.
Характерной особенностью «новой школы» управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.
Усилия исследователей «новой школы» управления была направлена на решение следующих проблем:
· управление и оптимизация запасов и ресурсов организации и их распределение;
· использование теории игр при принятии решений;
· системный анализ целей организации;
· выбор стратегии поведения в условиях неопределенности;
· статистические методы анализа и оценки различных ситуаций;
· сетевое планирование;
· прогнозирование и др.
Вклад «новой школы» управления в становление современного менеджмента заключается в развитии и использовании современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук и компьютеров.
На базе «новой школы» сложилась такая научная дисциплина, как теория управленческих решений, которая в настоящее время занимается математическим моделированием процессов выработки решений в коллективах, алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистики, теории игр, количественных прикладных и абстрактных математических моделей экономических явлений.
ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Многих исследователей проблем управления не устраивала односторонняя ориентация эмпирической школы на практику менеджмента.
Ряд ученых университетского профиля -Д. Марч, Г. Саймон, А. Этциони, пытаясь обосновать дальнейшее развитие рыночных отношений, критически переосмыслили предшествующие управленческие теории с учетом современного опыта и сформулировали новую теорию социальных систем.
Центром этой школы является Институт Карнеги.
Эта теория использует в своих воззрениях выводы школы человеческих отношений.
Работник в организации рассматривается как социально ориентированное и направляемое существо, потребности которого влияют на среду в организации. В свою очередь среда оказывает обратное влияние на работника. Школа социальных систем рассматривает человека в социальной группе как один из множества взаимозависимых и взаимодействующих факторов в сложном комплексе социальных отношений организации.