Художественное время и пространство

Сюжет.

В «Повести о Савве Грудцыне» использована сюжетная схема «чуда», религиозной легенды. Этот жанр был одним из самых распространенных в средневековой письменности. Он широко представлен и в прозе XVII в. Всякая религиозная легенда ставит перед собой дидактическую цель: доказать какую-то христианскую аксиому, например действенность молитвы и покаяния, неотвратимость наказания грешника.. Когда герой страдал от «бесовского томления» и все боялись, что он наложит на себя руки, царь приставил к нему караульщиков и посылал «повседневную пищу». Царь приказал перенести страждущего в церковь. Царь расспрашивал Савву о его жизни и приключениях. Это царское покровительство с точки зрения сюжетной логики естественно: ведь дело происходит после ратной службы Саввы под Смоленском. Покровительство оказывается храбрецу, непобедимому воину. Монаршее внимание — не случайность и не прихоть, а награда за подвиги на поле брани.

Но автор повести говорит о связи Саввы с царем гораздо раньше, еще до смоленского похода, когда читатель еще не знает, что беспутный купеческий сын станет героем войны. Основа сюжета – жизнь купеческого сына Саввы Грудцына, полная тревог и приключений. Повествование о судьбе героя дается на широком историческом фоне. Юность Саввы протекает в годы «гонения и мятежа великого», т. е. в период борьбы русского народа с польской интервенцией; в зрелые годы герой принимает участие в войне за Смоленск в 1632 – 1634 гг. В повести упоминаются исторические личности: царь Михаил Федорович, боярин Стрешнев, воевода Шеин, сотник Шилов; да и сам герой принадлежит к известной купеческой семье Грудцыных-Усовых. Однако главное место в повести занимают картины частной жизни.

Вводится в повесть и средневековый мотив союза человека с дьяволом: в порыве любовной скорби Савва взывает к помощи дьявола, и тот не замедлил явиться на его зов в образе юноши. Он готов оказать Савве любые услуги, требуя от него лишь дать «рукописание мало некое» (продать свою душу). Герой исполняет требование беса, не придав этому особого значения, и даже поклоняется самому Сатане в его царстве, дьявол, приняв образ «брата названого», становится преданным слугою Саввы.

Mнoгиe cюжeтныe звeнья «Caввы Гpyдцынa» coпocтaвимы co cтpyктypoй вoлшeбнoй cкaзки: oтъeзд Caввы из oтчeгo дoмa — co cкaзoчнoй oтлyчкoй, вcтpeчa c бecoм в чиcтoм пoлe, нa пepeкpecткe дopoг — c пpeдвapитeльным иcпытaниeм гepoя, и т. д. Toлькo cкaзкa oбъяcняeт нeкoтopыe «тeмныe мecтa» пoвecти — этo лyчшee дoкaзaтeльcтвo cвязи co cкaзoчным жaнpoм. Oдин из pyдимeнтoв cкaзoчнoй cтpyктypы — «цapcкaя тeмa». B пoвecти нe paз гoвopитcя o тoм, чтo цapь знaeт гepoя и пoкpoвитeльcтвyeт eмy. B финaльныx cцeнax, гдe идeт peчь o бoлeзни Caввы, цapь пpиcтaвил к нeмy cтpaжy и «пocылaшe к бoлящeмy пoвceднeвнyю пищy».

Композиция.

В легендах, как правило, три сюжетных узла. Легенды начинаются с прегрешения, несчастья или болезни героя. Затем следует покаяние, молитва, обращение к богу, богоматери, святым за помощью. Третий узел — это отпущение греха, исцеление, спасение. Эта композиция была обязательной, но в ее разработке, в конкретном исполнении допускалась известная художественная свобода. Сюжетными источниками «Повести о Савве Грудцыне» были религиозные легенды о юноше, который согрешил, продав душу дьяволу, затем покаялся и был прощен. Еще один источник повести — волшебная сказка. Сказкой навеяны сцены, в которых бес выступает как волшебный помощник, «даруя» Савве «премудрость» в военном деле, снабжая его деньгами и т. п. К сказке восходят поединки Саввы с тремя вражескими богатырями под Смоленском (троичная символика здесь явно фольклорного происхождения). С волшебной сказкой связано и такое сюжетное звено повести, как «царская тема». В сценах, подводящих читателя к развязке, постоянно подчеркивается, что царь «изливает свое милосердие» на Савву, заботится о нем, сочувствует ему. Повесть состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга эпизодов, составляющих основные вехи биографии Саввы: юность, зрелые годы, старость и смерть. Автор сочувствует Савве, осуждает поступок «злой и неверной жены», коварно прельстившей его. Но этот традиционный мотив прельщения невинного отрока приобретает в повести реальные психологические очертания.

Если в эпизодах, изображающих юность героя, на первый план выдвинута любовная интрига и раскрывается пылкая, увлекающаяся натура неопытного юноши, то в эпизодах, повествующих о зрелых годах Саввы, на первый план выступают героические черты его характера: мужество, отвага, бесстрашие. В этой части повести автор удачно сочетает приемы народной эпической поэзии со стилистическими приемами воинских повестей.

В последней части повести, описывая болезнь Саввы, автор широко использует традиционные демонологические мотивы: в «храмину» к больному великой толпой врываются бесы и начинают его мучить: «...ово о стену бия, ово о помост с одра его пометая, ово же храплением и пеною давляше и всякими различными томленми мучаше его». В этих «бесовских мучениях» нетрудно обнаружить характерные признаки падучей болезни. Узнав о мучениях Саввы, царь посылает к нему двух «караульщиков» оберегать от бесовских терзаний.

Развязка повести связана с традиционным мотивом «чудес» богородичных икон: Богородица своим заступничеством избавляет Савву от бесовских мучений, взяв предварительно с него обет уйти в монастырь. Исцелившись, получив назад свое заглаженное «рукописание», Савва становится монахом. При этом обращает на себя внимание тот факт, что на протяжении всей повести Савва остается «юношей».

Художественное время и пространство.

Савва Грудцын – купеческий сын, герой своего времени, "золотого века" русского купечества – самого "подвижного" из древнерусских сословий, привычного к дальним странствиям и открытого к новым веяниям в общественной жизни. Широки географические рамки перемещений Саввы, что отражает идущий в XVII в. процесс освоения новых земель, борьбу купечества за новые рынки сбыта товаров, а также растущую активность литературного героя, который находится в беспрерывном движении, меняя не только место пребывания, но и социальный статус (купец – солдат – придворный – монах). Пространство, которое осваивает Савва Грудцын, постоянно расширяется и географически, и социально. Патриархальный мир купеческого дома, где молодой человек получил воспитание, – родное и идеальное пространство, – сменяется обстановкой чужого города и чужой семьи, тоже купеческой, однако мир теряет свои четкие нравственные, привычные с детства очертания, начинает искушать юношу неизведанным и запретным. Затем Савва показан в среде военных, где он проходит испытание "огнем и мечом", сражаясь с поляками под Смоленском как истинный русский богатырь. Искушениями и новыми испытаниями обилен московский период жизни Саввы, связанный с его пребыванием в придворной среде. " Пестрый" мир героя постепенно обретает все больше черт общенародного бытия, где древние мифологические верования легко уживаются с христианскими: из текста "Повести" известно, что русские люди XVII в. верили в силу приворотного "любовного зелья" и свято чтили культ Богородицы – заступницы за грешников перед Богом. Художественное пространство произведения простирается за границы "земного", включая в себя надприродный мир, в котором за душу заблудшего человека с полками бесов, слуг Сатаны, сражалось воинство Христа. Житейское пространство, где Савва перемещался "по горизонтали" в поисках любви, богатства и славы, резко сужается, когда он становится монахом и ограничивает жизнь пределами обители и кельи. Его душа в стремлении избыть грех совершает восхождение "по лестнице" христианских добродетелей, а пространство "Повести" обретает приметы житийного.

 «Повесть о Савве Грудцыне» — не мозаика из плохо пригнанных, взятых из разных композиций фрагментов. Это продуманное, идеологически и художественно цельное произведение. Савве потому не суждено достичь сказочного счастья, что судит бог, а Савва продал душу сатане. Бес, так похожий на сказочного волшебного помощника, на деле — антагонист героя. Бес не всесилен, и тот, кто на него уповает, непременно потерпит крах. Зло рождает зло. Зло делает человека несчастным. Такова нравственная коллизия повести, и в этой коллизии первостепенную роль играет бес.

Проблематика.

Несмотря на вечный характер изображенного в "Повести" конфликта – борьбы добра и зла в душе человека, она, безусловно, интересна тем, что передает исторический и бытовой колорит эпохи. В художественной концепции автора очень важна мысль о разнообразии, пестроте жизни. Ее изменчивость очаровывает молодого человека. Но совершенный христианин должен противиться этому наваждению, ибо для него земное существование — тлен, сон, суета сует. Эта мысль занимала автора так сильно, что он допустил непоследовательность в построении сюжета. По своим взглядам автор повести — консерватор. Его ужасает плотская страсть, как и всякая мысль о наслаждении жизнью: это грех и пагуба. Но сила любви-страсти, притягательность пестрой жизни уже захватили его современников, вошли в плоть и кровь нового поколения. Бесовская тема в «Повести о Савве Грудцыне» — это трагическая тема двойничества. Бес — это «брат» героя, его «второе я». В православных представлениях каждому живущему на земле человеку сопутствует ангел-хранитель — также своего рода двойник, но двойник идеальный, небесный. Автор «Повести о Савве Грудцыне» дал негативное, «теневое» решение этой темы. Бес — тень героя, бес олицетворяет пороки Саввы, то темное, что в нем есть, — легкомыслие, слабую волю, тщеславие, любострастие. Силы зла бессильны в борьбе с праведником, но грешник становится их легкой добычей, потому что выбирает путь зла. Савва, конечно, жертва, однако он и сам повинен в своих несчастьях.

"Повесть о Савве Грудцыне" являет собой синтез достоверного и фантастического. Герой продает душу дьяволу, чтобы вернуть любовь женщины, но в основе всепоглощающей страсти лежат вполне реальные причины. Для женщины – это неравный брак (она молодая жена престарелого купца), для Саввы – первая и потому такая пылкая любовь, запретное, и потому еще более желанное чувство. Герой молод, а мир вокруг него соблазнительно "пестр", поэтому, узнав, что такое любовь, он отправляется странствовать по свету. Им движет не охлаждение чувств к жене Бажена Второго или страх наказания при известии о скором приезде отца. Жажда новых впечатлений, "охота к перемене мест" заставляют купеческого сына внять уговорам беса: "Брате Савва, доколе здѣ во единомъ граде маломъ намъ жиги будетъ? Пойдем во иный градъ и погуляемъ..."

Персонажи.

Главный герой, молодой купец Савва Грудцын сначала послушно следует родительским наставлениям и по велению отца отправляется в Соликамск для торговли. Там он встречает жену Бажена Второго, друга его отца, прельстившись красотой которой, забывает о своем поручении. Не имея житейского опыта, он поступает так, как велят ему чувства, а не долг. Это и приводит его к союзу с дьяволом. Через некоторое время он лишается возможности жить в доме Бажена и готов на все, чтобы вернуться туда. Юноша встречает беса, который, заключив с ним сделку, исполняет любые желания купца. Савва на какое-то время возвращается к прежней жизни, а затем начинает путешествовать. Достигнув почета и благосостояния, он отрекается от клятвы, данной бесу, и кается. Автор повести через сравнения с низким животным миром характеризует запретную связь Саввы с чужой женой: «всегда бо в кале блуда яко свинья валяюшеся»; «в блуждении... яко скот пребывая». Он подбирает также ряд выразительных синонимов, осуждая эту связь: скверное смешение блуда, падение блудное, любодеяние, сеть любодеяния, скверное дело, ненасытное блуждение; скаредное дело; блудное смешение.

Савва, хотя и поддался проискам дьявола, не желает окончательно погубить душу, сойдясь с неверной женой на праздник Вознесения. Используя метафору яко некоею стрелою страха Божия уязвлен быть связанную с житийной литературой, автор указывает на борьбу светлых сил за душу Саввы и передает его внутреннее состояние. Под действием отравного зелия привязанность к чужой жене стремительно растет и подчиняет себе все помыслы Саввы. Негативная авторская оценка зелия выражается подбором ряда синонимов: волшебное зелие, отравное оное уготованное зелие, лютое оное зелие. Метафоры и се начат яко некий огнь горети в сердцы его; начат сердцем тужити и скорбети по жене оной; он же, сокрушаяся, тужаше по ней сердцем показывают градацию чувств Саввы.

Знакомство с бесом начинается с откровенной лжи последнего. Бес представляется братом Саввы и тоже купцом. Автор всякий раз называет беса «мнимый брат, паче же рещи бес». На первый вопрос беса и Савва отвечает «всяко лукавнуя».

Составление и подписание «богоотметной грамоты» сопровождается горестным восклицанием автора повести: «Оле безумия юноши онаго! Како уловлен бысть лестию женскою, и тоя ради в какову погибель снисходит!». Если лексемы писание, хартия и рукописание можно признать синонимами, то рукописание малое некое и богоотметное писание - контекстуальные антонимы. Бес сознательно умаляет значимость бумаги, автор же открыто говорит о ее весомости. В конце эпизода Савва получает желаемое - он возвращается в дом Бажена, где принят лучше, чем прежде.

Центральным событием эпизода являются три поединка Саввы с польскими воинами. Автор обращается к жанру воинской повести, используя воинские формулы: «а идеже Савва с братом своим с котораго крыла воеваху, тамо поляки от них невозвратно бежаху, тыл показую-ще». Гиперболы традиционны и входят в состав воинских формул: «без-численно бо много поляков побивающе, сами же ни от кого вредими бяху», используется фольклорный образ «повеле коня доброго дати», «воинский добрый конь».

Эпизод напоминает историко-легендарную разновидность воинской повести, где тоже присутствовал вымысел, однако в беллетристической повести природа вымысла иная. Историко-легендарная повесть использовала в качестве материала фольклорные сюжеты, здесь же вымысел сознательный. Этим эпизодом завершается первая часть повести. Вторая часть повести посвящена избавлению Саввы от грехов. В ней можно выделить два эпизода, которые связаны логически и хронологически - в первом показана болезнь героя, а во втором - выздоровление. Показывая участие Саввы в борьбе русских войск за Смоленск, автор повести героизирует его образ. Победа Саввы над вражескими богатырями изображается в героическом былинном стиле. Как отмечает М. О. Скрипиль, в этих эпизодах Савва сближается с образами русских богатырей, а его победа в поединках с вражескими «исполинами» поднимается до значения национального подвига.

Все персонажи повести относятся к Савве доброжелательно и проявляют о нем заботу, памятуя о том, что он из хорошей семьи, но в дальнейшем происходит оценка только его личностных качеств. Вероятно, автор пытался показать, что сам Савва хорошо воспитан и добр, поступки же свои он совершает, подчиняясь мнимому брату. Для изображения персонажа в повести используются художественные возможности разных жанров древнерусской книжности. Описание героя в различных ситуациях, каждой из которых соответствуют основательно разработанные к моменту создания памятника каноны нескольких жанров, делает образ более разносторонним.

В повести упоминаются исторические личности: царь Михаил Федорович, боярин Стрешнев, воевода Шеин, сотник Шилов; да и сам герой принадлежит к известной купеческой семье Грудцыных-Усовых. Однако главное место в повести занимают картины частной жизни. Образ беса дает возможность автору повести объяснить причины необыкновенных удач и поражений героя в жизни, а также показать мятущуюся душу молодого человека с его жаждой бурной и мятежной жизни, стремлением сделаться знатным.

Новаторство.

В стиле повести сочетаются традиционные книжные приемы и отдельные мотивы устной народной поэзии. Новаторство повести состоит в ее попытке изобразить обыкновенный человеческий характер в обыденной бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера, показать значение любви в жизни человека. Вполне справедливо поэтому ряд исследователей рассматривает «Повесть о Савве Грудцыне» в качестве начального этапа становления жанра романа.
Автор создает эффект обманутого ожидания. Такой прием не характерен для средневековья, когда в литературе господствовал этикет, когда знакомая сюжетная ситуация влекла за собою другую, столь же знакомую. Такой прием характерен для искусства нового времени, в котором ценится неожиданное, непривычное, новое. Автор «Повести о Савве Грудцыне» уже преодолел средневековый этикет, потому что он держит читателя в постоянном напряжении, переключаясь с одной сюжетной линии на другую. По своим взглядам автор повести — консерватор. Его ужасает плотская страсть, как и всякая мысль о наслаждении жизнью: это грех и пагуба. Но сила любви-страсти, притягательность пестрой жизни уже захватили его современников, вошли в плоть и кровь нового поколения. Автор противится новым веяниям, осуждает их с позиций церковной морали. Но, как истинный художник, он признает, что эти веяния прочно укоренились в русском обществе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: