Технологии взаимодействия с семьей

Практика показывает, что среди семей с детьми с ОВЗ большой процент неполных семей. Это связано с неготовностью и нежеланием принимать такого ребенка. Психологический климат в семье в большей мере зависит от межличностных отношений, а также психологических ресурсов родственников и материально-бытовых условиях, которые в полной мере определяют условия обучения, воспитания и реабилитации.

Можно выделить три типа семей по реакции родителей на появление ребенка инвалида:

1) с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы;

2) с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т. д.;

3) со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

Один из действенных способом помощи семьям с детьми с ОВЗ является создание «Родительского клуба». В нем могут рассматриваться такие проблемы как:

1. Формирование у родителей адекватного восприятия своего ребенка.

2. Формирование здорового микроклимата в семье, благодаря которому ребенок сможет раскрыть все свои личностные, социальные и творческие ресурсы.

3. Формирование сетевого взаимодействия между ОУ и родителями.

4. Индивидуальное консультирование по вопросам развития ребенка.

5. Занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.

Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей должна строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами данной работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также – информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом. Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благоприятствия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий.

Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.

Процесс организованного сотрудничества с семьёй включает в себя:

– изучение и описание обращений за помощью;

– обследование условий, где проживает семья;

– выяснение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;

– выяснение целей и ожиданий семьи;

– наблюдение форм ответных реакций (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т. д.);

– изучение тех, кто уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;

– влияние изъятий из семьи её членов;

– изучение прошлого семьи;

– изучение особенностей личности членов семьи.

Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое и посредническое.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.

Грамотно и стратегически правильно выстроенная работа всего психолого-педагогического коллектива ОУ с семьями, которые имеют детей с ОВЗ – это гарантия успешности в образовательном, воспитательном процессе и адаптации детей с ОВЗ в детском коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: