Руководитель в условиях стабильно отлаженного строительного производства

Как бы не стремились люди к изменениям, стремление к стабильности и покою привлекает их еще больше. Стабилизация отражает естественное стремление человека к устойчивости, постоянству, нечто утвердившемуся на определенном уровне, не меняющемуся. И любая организация, подобно человеку, стремится к стабильности, но, как и для человека, единственная возможность жить – это движение. Поэтому в бизнесе принято говорить о стабильности организации как отсутствии кризисов. На протяжении многих десятилетий изменения могут носить медленный характер, поэтому большинство организаций при этих условиях будут работать в относительно стабильной среде.

В ситуациях стабильности действует модель адаптивного поведения, и в своей профессиональной деятельности человек (организация) пользуется наработанными алгоритмами решения задач, проблем, ситуаций.

Высокий уровень прогнозируемости в стабильных ситуациях приводит к акцентированию внимания руководителей на планировании, координации и контроле.

Повторяемость ситуаций способствует появлению правил, инструкций, которые делают работу все более запрограммированной: руководителю остается последовательно и эффективно применять эти правила для решения задач, направлять и контролировать подчиненных, чтобы они действовали точно также. В этих условиях особенно высоко ценится прошлый опыт руководителя. Доминирующим мотивом является стремление действовать в рамках дозволенного. Риск ограничен. Как следствие, появление таких психологических черт как сниженная активность, избегание самостоятельности, боязнь риска.

Стабильные условия являются благоприятной почвой для бюрократических организационных структур, в которых тормозятся всякие инновационные процессы. По мнению многих исследователей, борьба с бюрократией не имеет смысла, она живет вечно, поскольку форма, в которой ведутся многие ежедневные дела компании, вписываются в форму, с которой имеет дело та же самая бюрократия. В психологическом смысле деятельность бюрократии заключается в стремлении уменьшить межличностные контакты внутри организации, перевести все дела в безличную «бумажную» форму.

Руководитель, работающий в условиях стабильно отлаженного производства, проявляет характерные психологические черты.

Во-первых, избегание риска и стремление к «золотой середине». Такие руководители стремятся к гарантиям, стабильности; склонны держать ровный темп работы и не способны к гибкому маневрированию; берутся за реализацию осуществимых целей путем использования надежных способов, и они не будут совершенствовать то, что и так дает хорошие результаты.

Во-вторых, максимальная ориентация на межличностные отношения, поскольку производство «и так работает». Руководитель «мягкого типа», сам того не желая, часто создает атмосферу попустительства, вседозволенности, предпочитая отступать от своей линии поведения «лишь бы все было спокойно». Если руководитель не уделяет отработке производственных проблем внимания в полном объеме, то это в конечном итоге это приводит к развалу в работе.

В-третьих, ориентация на сотрудников, но не на создание условий для их эффективной совместной деятельности. Основной особенностью взаимоотношений с подчиненными является сочетание не сочетаемого: «мягкий» и «жесткий» стили общения, при котором трудно уловить логику, причин за которых «пожалеет и простит» или, напротив, сурово накажет. Не стремиться такой руководитель к тому, чтобы его сотрудники создавали команды и что-то творили: для стабильности это опасно. Поэтому принцип «разделяй и властвуй» прекрасно работает в этих условиях.

Еще одна особенность работы в стабильной среде – это появление высокой степени погруженности в работу, точнее в сам процесс работы. Это работа ради работы, а не ради получения продукта. Поэтому они никогда не спешат и не рискуют, не разрабатывают стратегических планов, не ищут возможности перепрофилирования своего предприятия, если оказывается, что производимая ими продукция оказывается невостребованной на рынке.

Лекция 3. Руководство и лидерство (страница 5 из 5)

Заключение

1. Управление – это профессиональная деятельность, требующая специальной подготовки в различных сферах: производстве, экономики, маркетинге, бизнеса, психологии и других. Однако, следует подчеркнуть, что требования, предъявляемые к руководителю в современном мире настольно широки и разнообразны, что руководителю приходится ежедневно учится на практике, ибо ни одна теория не может предложить решения на все случая жизни.

2. Доминирование руководителя – это не результат занимаемой им должности, а длительный процесс налаживания межличностных отношений с подчиненными. В современных условиях для руководителя адекватными выступают два вида доминирования:

· конкурирующее доминирование, которое руководитель проявляет во внешней среде, отстаивая интересы своей организации;

· организующее доминирование, которое руководитель проявляет внутри своей организации, планируя и руководя сотрудниками.

3. В условиях стремительных изменений, жесткой конкуренции руководителям приходится:

· постоянно собирать новую информацию, понимать, что происходит, и иметь несколько хорошо продуманных вариантов действий, поскольку они не знают наверняка, как могут обернуться обстоятельства (особенности мышления);

· должны уметь обосновывать решения в условиях, когда, возможно, «верное» решение и не существует, внушать своим подчиненным уверенность в успехе, добиваться их политической поддержки (межличностное взаимодействие);

· стремиться к саморазвитию и развитию своих подчиненных, творить, создавая новое и внедрять новшества как можно быстрее, проявлять уверенность (личностные особенности).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: