Модели интегрированного обучения детей

Инклюзивное образование направлено на реформирование образовательных учреждений, на поиск таких педагогических подходов, которые позволят наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают. Это не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования.

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов базируются на региональных положениях утвержденных департаментом образования. В них же указываются общие положения, организационные моменты, перечень необходимой документации.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования. Были провозглашены требования, чтобы все дети учились вместе, так как в дальнейшем им всем предстоит жить в одном обществе, они должны еще в детстве научиться общаться друг с другом. В этих странах нет определения «инвалид», они называют таких людей: в США – «человек с проблемами», в европейских странах – «человек с ограниченными возможностями».

В современных моделях организации инклюзивного образования до сих пор превалирует медицинская модель, особенно если нарушения определяют дальнейшую жизнь ребенка.

МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Ребенок несовершенен Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть
Диагноз Сильные стороны и потребности, определяемые самим ребенком и его окружением
Вешание ярлыков Определение барьеров и решение проблем
Нарушение становится центром внимания Проведение мероприятий, нацеленных на результат
Оценка потребностей, мониторинг, терапия нарушений Доступность стандартных услуг с использованием дополнительных ресурсов
Сегрегация и предоставление отдельных, особых услуг Подготовка и обучение родителей и специалистов
Ординарные потребности откладываются «выращивание» отношений между людьми
Восстановление в случае более или менее нормального состояния, иначе сегрегация Различия приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого ребенка.
Общество остается неизменным Сообщество развивается

Инклюзивное образование детей-инвалидов может также реализовываться через следующие модели:

1. Полная инклюзия – дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.

2. Частичная инклюзия – дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детей-инвалидов в инклюзивное или дистанционное образование (далее – Межведомственная комиссия) по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям Межведомственной комиссии;

3. Внеурочная инклюзия – дети-инвалиды обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия в общеобразовательном учреждении по рекомендациям Межведомственной комиссии и по согласованию с родителями (законными представителями).

Контроль за освоением образовательных программ детьми-инвалидами осуществляет общеобразовательное учреждение, которое самостоятельно разрабатывает положение, в котором определяет порядок организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении.

Институт коррекционной педагогики РАО предусматривает:
раннее вмешательство, обеспечение медико-психолого-педагогическим сопровождением каждого интегрированного ребенка, подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом уровня его психофизического и речевого развития. Та или иная модель интеграции (инклюзии) должна быть доступна и полезна ребенку, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям.

На сегодняшний день апробируется модель непрерывной образовательной вертикали – эффективное сотрудничество нескольких образовательных учреждений: "Детский сад – Центр – Школа". Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей-инвалидов в социум. Происходит преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для "особых" детей.

Интегрированное обучение получает все большее распространение, одновременно государство старается обеспечить каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму инклюзии.

Вместе с тем внедрение инклюзии рассматривается неоднозначно. Есть опасение, что попытки подмены системы специального образования тотальным совместным обучением, могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: