Виды образовательных программ в начальных классах

Что включает в себя понятие «образовательная программа общеобразовательного учреждения»?

Образовательная программа — это:

· документ, в котором фиксируется и логически, аргументированно представляется цель учебного процесса, тематический, учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательное учреждения;

· нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;

· индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантиро­ванным этой программой;

· совокупность учебных, досуговых и других программ, отве­чающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в соци­альной среде;

· организационно-управленческое знание, позволяющее ре­ализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достиже­нию учащимися с различными образовательными потребностя­ми и возможностями установленного стандарта образования.

В переводе с греческого слово «программа» означает «распо­ряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавлива­ются место и значение ее в системе образования. Образователь­ная программа определяет уровень документа об образовании, или уровень образованности личности. Компетенция и ответствен­ность образовательного учреждения, управление и регламента­ция его деятельности устанавливаются в зависимости от показа­телей образовательной программы.

Содержание образовательного процесса в учреждении разде­ляется на учебные курсы, дисциплины и годы обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и про­граммами курсов.

Таким образом, образовательная программа — это тот норма­тивно-управленческий документ, который вместе с Уставом слу­жит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения платных об­разовательных услуг в соответствии с потребностями и интереса­ми детей и родителей.

Существует несколько категорий образовательных программ:

· примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов;

· основные и дополнительные программы в структуре обще­го и профессионального образования бывают определенного уровня направленности содержания образования

Дополнительные образовательные программы, как програм­мы различной направленности, реализуются:

1. в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами оп­ределяющих их статус основных образовательных программ;

2. в образовательных учреждениях дополнительного образования;

3. посредством индивидуальной образовательной деятельности.

Дидактическая система Л. В. Занкова

Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х го­дах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систе­му, способствующую общему психическому развитию школьников.

Основные принципы

1.Высокий уровень трудности.

2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное по­строение учебных программ.

3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с не­прерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание школьниками хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоцио­нальной сферы.

6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учеб­ном процессе.

7. Развитие каждого учащегося класса.

Суть технологии

• Урок имеет гибкую структуру.

• На уроках организуются дискуссии по прочитанному и уви­денному, по изобразительному искусству, музыке, труду, со­здаются проблемные ситуации.

• Широко используются дидактические игры, интенсивная са­мостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классифика­ции, выяснения закономерностей, самостоятельной формули­ровки выводов.

• Создаются педагогические ситуации общения на уроке, по­зволяющие каждому ученику проявить инициативу, самосто­ятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учи­теля на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта сис­тема хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно тео­ретическое.

Методы и приемы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - это развитие физических, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, нравственных, СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ путем использования их потенциальных возможностей." (Л.С. Выготский)

С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова звучат так:

обучение на высоком уровне трудности;

включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом);

-сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний);

- осознание школьниками процесса учения;

 - развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: