Что включает в себя понятие «образовательная программа общеобразовательного учреждения»?
Образовательная программа — это:
· документ, в котором фиксируется и логически, аргументированно представляется цель учебного процесса, тематический, учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательное учреждения;
· нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
· индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
· совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
· организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.
В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливаются место и значение ее в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании, или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.
Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и годы обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и программами курсов.
Таким образом, образовательная программа — это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.
Существует несколько категорий образовательных программ:
· примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов;
· основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определенного уровня направленности содержания образования
Дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:
1. в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
2. в образовательных учреждениях дополнительного образования;
3. посредством индивидуальной образовательной деятельности.
Дидактическая система Л. В. Занкова
Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
Основные принципы
1.Высокий уровень трудности.
2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
4. Осознание школьниками хода умственных действий.
5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7. Развитие каждого учащегося класса.
Суть технологии
• Урок имеет гибкую структуру.
• На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации.
• Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
• Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.
Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
Методы и приемы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - это развитие физических, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, нравственных, СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ путем использования их потенциальных возможностей." (Л.С. Выготский)
С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова звучат так:
обучение на высоком уровне трудности;
включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом);
-сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний);
- осознание школьниками процесса учения;
- развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.