Национальные ценности и традиции

В период  взросления  подростка развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы, во многом зависит все его последующее развитие. Данный период является актуальным для патриотического воспитания, так как в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают подростка со своим народом, своей страной.

Корни этого влияния – в языке народа, в народных песнях, в музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и подростка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т.д.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве).

Традиции обладают устойчивостью, нормативностью, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т.п., они имеют широкое распространение. Через систему традиций новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.

Усвоение традиций способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции выполняют также познавательную и воспитательную функции. Содержанием традиции является общая норма, принцип поведения. Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через традиции происходит приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные, революционные традиции и т.п.). Следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального и т.п.).

Народные традиции, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования быта. Во всем народном творчестве прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки. Например, у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Составная часть традиции - обряд, подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло. Одна из особенностей традиции заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства, в процессе чего происходит передача новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов.

Как составная часть нравственно-эстетической культуры немаловажное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. В любой сфере конкретными формами нравственных отношений являются отношения взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности, признательности, великодушия, соучастия, сопереживания, любви, верности и т. д. В каждой семье вырабатывается определённый стиль и характер взаимоотношений, а если он приобретает такие черты, как стабильность, эталонность, то те или иные взаимоотношения превращаются в привычные.

В жизни любой семьи отмечаются по традиции семейные праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, выход на пенсию и т. п. Существуют традиции, которые присуще как стране, так и городу, они имеют место быть в семье. Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека, народа, нации.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: