По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов, улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.
Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями (табл. 1).
Это неполное сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманизация, демократизация, индивидуализация и дифференциация.
|
|
Таблица 1 Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
Сравниваемые параметры педагогического процесса | Образовательные учреждения | |
Традиционное | Инновационное | |
Цель | Передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта | Содействие самореализации и самоутверждению личности |
Ориентация | На потребности общества и производства | На потребности и возможности личности |
Принципы | Идеологически трансформированы | Научные, объективные |
Содержание образования | Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями | Гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности |
Ведущие методы и формы | Информационно-репродуктивные | Творческие, активные, индивидуально-дифференцированные |
Отношения обучающих и обучающихся | Субъект-объектные | Субъект-субъектные |
Роль преподавателя | Источник и контроль знаний | Консультант-помощник |
Основные результаты | Уровень обучения и социализации | Уровень личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации |