Психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста

В этом разделе мы обратимся к рассмотрению психолого-педагогических особенностей формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в период дошкольного возраста возникает фундамент внутреннего мира человека, который формируется на элементарных чувствах гражданственности. На основе патриотизма формируется зрелая личность. В дошкольном возрасте у детей должны формироваться высокие духовно-нравственные и психологические качества, в том числе патриотизм, как чувство любви к Отечеству. Мы, следуя Е. К. Сусловой, считаем, что быть патриотом - значит чувствовать, что человек принадлежит Родине. Это чувство откладывается еще в дошкольный период, во время зарождения основ ценностного отношения к миру [46].

В период дошкольного детства происходит формирование личности. Появляется предвидение последствий действий и самооценка, переживания сложные, сфера эмоциональных потребностей наполнена новыми мотивациями и чувствами. Для детей старше четырех лет характерен самоконтроль. Эмоциональные вспышки и беспричинные конфликты остаются в молодом возрасте. Все это объясняется динамикой представлений ребенка, появление которых дает возможность перейти из непосредственно сложившейся ситуации. Нерегулярные переживания помогают дошкольнику не так остро ощущать мгновенные трудности и не предавать их важным.

У дошкольников психологические характеристики также различаются по изменениям в структуре эмоциональных процессов. Опыт становится все более сложным и глубоким. В связи с ростом круга эмоций их содержание также претерпевает изменения. Важно то, что ребенок


 

учится состраданию, начинает понимать, что значит сочувствовать другим. Подчинение мотивов является одним из основных механизмов личности, которые формируются в дошкольном периоде. Появляется у младших дошкольников, а затем развивается шаг за шагом. Мотивы дошкольника имеют разные сильные стороны и ценности. Инновации также возникают: мотивы, которые связаны с моральными стандартами и мотивами достижения успеха. Дошкольный период отличается созданием индивидуальной мотивационной системы для дошкольника.

К концу дошкольного периода формируется самосознание. Это происходит благодаря развитию интеллекта и личности ребенка. Самосознание является основным новообразованием дошкольника. Сначала ребенок учится оценивать действия других, а после этого дает оценку своих действий, внутренних качеств и навыков. Существует понимание времени и самого себя во времени. К концу дошкольного возраста дети могут вспомнить моменты из прошлого и представить себя в будущем. Значительная роль в развитии самосознания ребенка отводится его самооценке. Самопознание дошкольника основывается на отношении его родителей, с которыми он отождествляет себя. Родители нуждаются в поддержке для деятельности детей, или ребенок может сформировать неправильную самооценку, неправильный образ.

Предпосылками формирования основ патриотических чувств являются особенности развития личности ребенка. Дети пяти лет испытывают резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности. Большинство детей дошкольного возраста правильно определяют свою национальность и язык, на котором они говорят. В.С. Мухина считает, что у старших дошкольников ребенок направлен не только в предметно-операционную среду, но и в сферу отношений с другими людьми. В возрасте шести лет происходит


 

При формировании устойчивых основ психики и личности ребенок начинает воспринимать другого человека в многообразии его свойств, связанных с его национальностью. В дошкольном возрасте появляется чувство национальной идентичности.

Важно, что в процессе формирования патриотических чувств эмоциональные переживания дошкольников становятся глубже и стабильнее. Дети дошкольного возраста могут продемонстрировать заботу о своих сверстниках и родственниках. Поэтому необходимо ознакомить ребенка с основными направлениями общественной жизни, начать формировать элементарные патриотические чувства. Эти чувства только появляются, но очень важны для предстоящего формирования личности человека, отмечает Е. К. Суслова [46].

Shaping   патриотические чувства                                            в Дошкольники должны учитывать их возрастные особенности. Уровень представлений детей о своей родине во многом определяется содержанием (доступностью и объемом материала для восприятия и понимания), выбранным учителем, с использованием различных методов и приемов организации предметно-развивающей среды в группе в дошкольном учреждении. образовательное учреждение. Процесс познания должен быть визуальным, чтобы ребенок непосредственно видел, слышал, воспринимал окружающий его мир.

Мы считаем, что необходимо учитывать влияние на ребенка окружающих его взрослых. Прежде всего, это семья ребенка. Ребенок в семье приобретает базовые социальные знания, нравственные навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, которые необходимы ему для жизни в данном обществе [25].

Основная часть родителей озадачена удовлетворением основных потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте стоят ценности процесса социализации. Все это приводит к снижению образовательных возможностей семьи. Так или иначе, он должен выполнять следующие функции:


 

а) привить любовь к родной земле;

б) формировать знания об их генетических корнях;

в) привить чувство гордости героям своего Отечества [40].

Задачами формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются:

- формирование системы знаний о своей родине среди дошкольников, которая включает в себя: информацию о природе и географии, информацию о жизни нации, социальную информацию, информацию из истории;

- формирование у детей дошкольного возраста интереса к миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Он включает в себя стимулирование эмоциональной сферы личности, воспитание чувства любви к близким, родного города, уважения к истории народа, восхищения фольклором, любви к природе;

- включение дошкольников в практическую деятельность для применения полученных знаний, предполагающих формирование у дошкольников определенных навыков: умение отражать накопленные знания в игре, работе и искусстве, умение участвовать в социальной работе, умение осторожно обращаться с характер, результаты работы окружающих, умение отражать знания в речи, общение со взрослыми и сверстниками.

При решении задач формирования патриотических чувств у дошкольников старшего возраста все воспитатели должны строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей с учетом следующих принципов:

- «Позитивный центризм» (выбор знаний, актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывный и непрерывный педагогический процесс;

- дифференцированный подход к детям                                                его психологические характеристики, интересы и возможности;


 

- рациональная комбинация различных видов деятельности, которая включает баланс интеллектуальных, эмоциональных и моторных нагрузок, соответствующий возрасту;

- деятельностный подход;

- развивающий характер воспитания, в основе которого лежит активность детей [11, с. 73-80].

Большое влияние на детей оказывает личность учителя. К. Д. Ушинский писал, что личность педагога служит основой для образования, потому что образовательная сила вытекает только из живого источника человеческой личности. Никакие хартии и программы, никакой искусственный институт, как бы умно он ни был продуман, не может заменить человека в образовательных вопросах [27].

С.А. Козлова также подчеркивает важность личности педагога в процессе формирования высших нравственных чувств. Поскольку ребенок изучает социальный мир с помощью взрослого, взрослый является связующим звеном между обществом и ребенком.

Исходя из психолого-педагогических особенностей дошкольников, можно сделать вывод, что период дошкольного возраста наиболее благоприятен для                                                                   формирование интерес, чувство восхищения родиной.

Подведем итоги второго абзаца.

1. У старших дошкольников появляются новообразования, которые указывают на возможность и необходимость осуществления мероприятий по формированию патриотических чувств. В этот период ребенок очень эмоциональный. Чувства преобладают над его жизнью, определяют действия, выступают в качестве мотивов поведения, определяют взгляд ребенка на окружающий его мир. Характерной чертой чувств старших дошкольников является расширение поля явлений, вызванных этими чувствами. Ознакомление старших дошкольников с явлениями общественной жизни способствует


 

рост социального принципа в чувствах, формирование правильного отношения к жизненным фактам.

2. Мы придерживаемся точки зрения Е.К. Сусловой, которая считает, что важно, чтобы в процессе формирования патриотических чувств эмоциональные переживания дошкольников становились глубже и стабильнее. Дети дошкольного возраста могут продемонстрировать заботу о своих сверстниках и родственниках. Поэтому необходимо ознакомить ребенка с основными направлениями общественной жизни, начать формировать элементарные патриотические чувства. Эти чувства только зарождаются, но очень важны для предстоящего формирования личности человека.

3. Необходимо учитывать влияние на ребенка окружающих его взрослых. Это, прежде всего, семья ребенка. В настоящее время актуально и особенно сложно работать с родителями, так как это требует большого такта и терпения, потому что молодые семьи не считают важным формирование патриотических чувств и гражданства. В семье ребенок усваивает базовые социальные знания, приобретает нравственные навыки и воспринимает определенные ценности и идеалы, которые необходимы ему для жизни в обществе.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: