Рекомендовано к публикации
Издательским Советом
Русской Православной Церкви
ИС………………
Лялин В.Н.
Л…. Собрание сочинений в двух томах / Валерий Лялин. – М.: Смирение, 2012. – 4… с.
ISBN ………………….
Валерий Николаевич Лялин (1928–2010) – один из талантливейших православных писателей нашего времени. Под его пером возродился забытый жанр душеспасительной литературы – рассказ-притча. Книги В.Н. Лялина неоднократно переиздавались и нашли своего благодарного читателя по всей России.
Молодые годы Валерия Николаевича пришлись на войну – поэтому такой глубокой и кровоточащей раной осталась она в его творчестве: военный Крым и Кавказ, Сталинград и Ленинградская блокада… Герои его произведений – это живые люди нашего времени и эпох минувших, от отчаянных грешников до святых монахов-пустынников. Рассказы о нашем выдающемся современнике, хирурге и архиепископе Луке (Войно-Ясенецком), знакомство с которым утвердило В.Н. Лялина в православном мировоззрении, о многочисленных подвижниках, каковых он немало повидал на своем веку, об их духовном опыте, в частности о стяжании молитвы, – много интересного и душеполезного найдет читатель в предлагаемом собрании сочинений замечательного писателя.
|
|
В настоящем издании собраны почти все дошедшие до нас произведения В.Н. Лялина.
УДК
ББК
© Лялина А.Б., 2012
© Грунтовский А.В., составление, 2012
© ООО «Смирение»,
ISBN ………… оригинал-макет, оформление, 2012
Путь ко Христу
Вместо предисловия
Валерий Николаевич Лялин – один из талантливейших писателей нашего времени.
Под его пером возродился забытый жанр душеспасительной литературы – рассказ-притча. Валерий Николаевич был мастером и повествовательного изложения. Особую любовь читателя приобрели рассказы в эфире православного радио Санкт-Петербурга и в записи на дисках в исполнении автора. Здесь раскрылся другой дар Валерия Николаевича – дар сказителя-рассказчика.
Чуть не потеряв во время войны ногу (эта болезнь называется остеомиелит), Валерий Николаевич был почти лишен общения в писательской среде, долгие годы оставаясь в четырех стенах, посещаемый немногими друзьями... Однако Господь послал ему множество истинных друзей и почитателей: тысячи радиослушателей, тысячи читателей, не ведавших о недуге писателя, но горячо любивших его слово... Слушатели представляли себе убеленного сединами старца у микрофона в радиостудии... но он там никогда не был. В студию привозили кассеты, записанные на дому...
|
|
Первые рассказы, вышедшие в православной печати в конце девяностых, стали открытием для читающей публики. « Я – писатель из молодых, отточил свое перо на восьмом десятке лет» – горько шутил Лялин. Что ж... – такова была эпоха.
Книги Валерия Николаевича «Последняя надежда» (2000), «Бесогон из Ольховки» (2002), «Нечаянная радость» (2004), «Птицы небесные» (2005), «Куда ведут дороги» (2007) и другие многократно переиздавались, находя живой отклик не только в православной, но и в самой широкой читательской аудитории.
Секрет таланта писателя прост – это духовный опыт. Опыт старца, прошедшего двадцатый век вместе со своим народом... Наставления архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), окормление у старцев Глинской Пустыни, служба земским врачом... благодать Святой Руси, которую Валерий Николаевич Лялин успел восприять и запечатлеть на страницах своих книг.
Он не любил вопросов о своей персоне: «Вся моя биография – в моих рассказах». Действительно – цикл «По святым местам», «За старцем не пропадешь», «Хроника одной зимы в Теберде», «Нечаянная радость», «Под солнцем Феодосии» и многие другие – это рассказы-притчи, рассказы-покаяния. «Вся моя биография – в моих рассказах» – это воистину так, даже и тогда, когда писатель излагает явно иные судьбы – ибо иных, чужих судеб в его духовной биографии не было.
* * *
Родился [1] я в первой четверти прошлого века в семье студентов [2]. И пока родители учились в Москве, я жил в Иваново-Вознесенске с бабушкой Олимпиадой Ивановной. Жили мы на самой окраине города, в Хуторове, в большой деревянной избе.
Отец – Николай Александрович Лялин – в Москве работал в редакции «Пионерской правды». Был знаком с Маяковским, Гайдаром, другими советскими писателями. После переезда в Ленинград был заведующим кафедрой педагогики и психологии ЛГУ, деканом филфака, затем профессором Педагогического института им. Герцена. Во время войны сражался на Ленинградском фронте, старший батальонный комиссар.
Мать – Анастасия Васильевна Сурина – преподаватель, после переезда в Ленинград – директор школы. Валерий был старшим сыном в семье (сестра Лариса и брат Геннадий).
«Все мои предки[3] упокоились в могилах под крестами на кладбище в Хуторове. И милая, добрая бабушка Олимпиада Ивановна, и дед Василий Матвеевич, и прадед Матвей Иванович Сурин – купец первой гильдии, снабжавший Иваново дровами и имевший магазин музыкальных инструментов, строитель храмов, богаделен и ночлежных домов. На старости лет он роздал богатство и удалился спасать душу в Куваевский лес, где одиноко в келье пустынножительствовал лет десять, читал толстую славянскую Библию, молился ночами, стоя перед аналоем и иконами. И наконец мирно предал дух свой Богу».
«Бабушка моя была добра, но не богомольна, да и небольшая деревянная церквушка, что была недалеко от нашего дома, давно была переделана коммунистами под клуб. Вот так и получилось, что рос я некрещеным, без Ангела-Хранителя. А время было нездоровое, над страной носились революционные вихри. Жители Иванова это прочувствовали особенно хорошо, потому что власть в городе захватили полуграмотные нахрапистые люди, одержимые бесовской идеей мировой революции, которым всюду мерещилась «контра» – так они называли тех, кому не по душе была советская власть. Да что далеко ходить! Старший сын бабушки, Николай, был пламенным революционером. С отрядом ивановских рабочих он поехал в Среднюю Азию устанавливать там советскую власть. Вскоре мы узнали, что дядя Николай погиб в бою с басмачами. Но бабушка не хотела верить в его смерть и каждое утро, накинув на плечи ватник, выходила встречать его на дорогу…»
|
|
Потом было детство в советской Москве[4], потом, в 1934-м, – переезд в Ленинград.
Летом 1940 года травма ноги привела к заражению остеомиелитом, в августе Валерию сделали операцию, после чего нога перестала сгибаться.
Из рассказа сестры писателя, Ларисы:
«Зиму 1941 года он болел, в апреле бабушка отвезла его в крымский
санаторий[5]. Когда началась война, детский санаторий эвакуировался через
Керчь на Кавказ, где он попал в оккупацию к немцам[6]. По случайности там
работала медсестрой студентка его отца. Он послал письмо, чтоб его сына
вывезли в Иваново, и подписался старшим батальонным комиссаром. Немцы
собирались всех больных детей расстрелять, но та студентка ночью
прибежала и сказала Вале бежать. Тогда он со своим другом Ваней Мамченко связали простыни, со второго этажа ночью спустились на землю и убежали в горы, где попали к пастухам. На рассвете из кустов они видели крытые машины, видели, как мертвых детей кидали в пропасть. Через некоторое время красноармейцы освободили Кавказ, и Валя с Ваней стали пробираться на север, к Ленинграду. Валя не знал, что к тому времени его семья эвакуировалась из блокадного города. В марте 1942 Валя достиг Ладожского озера и упросил красноармейцев, чтоб его довезли в кузове до города. По прибытии оказалось, что он пришел в пустую квартиру. Ему дали блокадные карточки, некоторое время он жил в квартире совершенно один. Совершенно случайно отец пришел с ленинградского фронта навестить квартиру – и обнаружил там Валю. Несколько месяцев Валя прожил там, отец всячески помогал и приносил ему еду. Потом его с помощью папы переправили через Вологду в Иваново»[7].
После войны лечение продолжалось (см. «Нечаянная радость»). Валерий закончил вечернюю школу и поступил в 1950 году в Первый медицинский институт. Врачи рекомендовали сменить климат, и вот в 1952 году молодой студент Валерий Лялин переводится в Симферопольский медицинский институт.
|
|
– Когда мне было 20 лет от роду, мне в руки впервые попало Евангелие. Я тогда жил в Крыму, снимал комнатку у добрых стариков, а когда приболел, хозяин и принес мне эту Святую книгу.
Об этом Валерий Николаевич пишет в рассказе «Нечаянная радость»: «Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: Маловерный! Зачем ты усомнился!» Это впервые прочитанное слово Божие не прошло бесследно, хотя тогда я принял его за красивую легенду. К принятию христианства я шел тяжело и долго, прорастал к нему через пласты сомнений, атеизма и всеобщего отрицания Бога. Я прорастал к нему, как прорастает к свету былинка через асфальт. Ничего на меня не нисходило, не озаряло, не бросало вдруг в объятия христианства. Вера росла постепенно».
– А крестился я, будучи уже взрослым. Пути-дорожки привели меня в Новгородскую область, где и окрестил меня старообрядческий наставник прямо в реке Мсте, что впадает в Ильмень-озеро.
С крещением, а произошло это после Великой Отечественной войны, многое изменилось в моей жизни. О самой войне говорить не хочу… к старости стал слабодушен – не могу вспоминать о тех годах без ужаса. И да простит меня Господь за то, что сам я невольно оказался в эпицентре этого вселенского безумия… Так вот, после войны меня терзала неизбывная тоска, я, как неприкаянный, метался по огромной нашей стране в поисках… я и сам не знал чего.
– Совсем как герой вашего рассказа «Куда ведут дороги»: «Не было у него покоя на душе, и что-то гнало его на поиски того, чего он и сам не мог определить».
– Да. Только не было рядом со мной человека – друга или наставника, который понял бы, определил то мое душевное состояние, помог бы мне понять самого себя и успокоить, утихомирить мятущийся мой дух. Помните, в рассказе герой встретил старика Матвея Ивановича, который объяснил: «Ты маешься тоской оттого, что душа твоя ищет Бога, но ты этого не знаешь и не соображаешь, что с тобой происходит, пока не обретешь веру». Но Господь не оставил меня, и после крещения все это бесовское наваждение ушло безвозвратно, будто после бури я попал в мирную обитель, где молитвы и те произносятся тихо и проникновенно.
По окончании института в 1956 году Валерий Николаевич распределяется в Феодосию[8]. Потом в 1959-м отправляется в Закарпатье, где встречается со своей будущей супругой Анной. Они поженились в 1961-м, жили в г. Виноградово. Валерий Николаевич поступает в аспирантуру (г. Ужгород), работает над проблемой лечения рака[9], но оставляет аспирантуру и вместе с женой уезжает на Кавказ в Южную Осетию (с. Цнелисси). Работая, по благословению св. архиепископа Луки, сельским врачом, Валерий Николаевич снискал любовь и уважение простых людей. К нему приезжали со всей Грузии. Он был удостоен звания «Заслуженный Врач
Республики». Там родились дети – дочь и сын (1963 и 1969). Начальство пригласило его в Цхалтубо, руководить станцией скорой помощи. А в 1970 году семья Лялиных возвращается в Ленинград.
– Я работал сельским врачом в разных концах страны. Где я только не побывал, с какими чудными людьми не встречался! В Крыму, милостью Божией, я познакомился с архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким), который утвердил мое православное мировоззрение и подарил Библию. Встречался со старцами Глинской пустыни. В Абхазии и Казахстане беседовал со старцами-пустынниками – потаенными молитвенниками советского лихолетья, – восхищаясь их духовными подвигами, праведной жизнью и глубокой верой. Встречи эти обогатили мой ум знаниями, а душу укрепили в вере.
Особенно поразила Валерия Николаевича встреча с митрополитом грузинским Зиновием – бывшим мантийным монахом Глинской пустыни. Вот что он пишет в рассказе «Глинская Пустынь в Тбилиси»: «Вижу, у церковной ограды стоит монашек, сухой, старенький. Одет неважно: на голове поношенная скуфья, ряса серенькая, потертая, на ногах лапти. Опирается обеими руками на посох. Я обратился к монашку: «Простите, Христа ради, где мне найти митрополита Зиновия?» Старичок посмотрел на меня ласково ясными, добрыми глазами и тихо сказал: «Митрополит Зиновий – это я». Я чуть не повалился от удивления! Я видел столичных митрополитов в черных шелковых рясах, с алмазными крестами, с драгоценными посохами в руках, как их с почтением принимали из черной лакированной машины, вели под руки в храм со славой колокольного звона, через строй подобострастно склонившихся священников… А тут бедный, старенький монашек с посохом и в лаптях. Это был старец-святитель Зиновий-митрополит. Это про него сказал Патриарх Грузии Илия II: «Владыка Зиновий является великим святителем Православия, носителем Божественной благодати, и источающееся отсюда не земное, а небесное тепло собирает вокруг него столько духовенства, столько верующих…» Вот перед таким святителем стоял я, онемев, уставившись на лапти».
– Но что заставило вас взяться за перо?
– Желание писательского творчества появилось давно. И начал я ни много ни мало с исторических сценариев. Мое начинание одобрил писатель Валентин Пикуль, живший в то время в Риге. Окрыленный добрым отзывом, я отнес свои работы в сценарный отдел Ленфильма. Там довольно высоко оценили художественное качество сценариев, однако сказали: «Напишите сначала сценарий о рабочем классе, а уж потом мы пустим в работу исторические». Помню, я тогда крепко обиделся и больше на Ленфильм ни ногой.
Из письма В.С. Пикуля:
«Уважаемый Валерий Лялин. Вы наверно думаете, что если бы у Вас было имя, ваши сценарии приняли бы. У меня, наверное, хоть маленькое, а «имя» сложилось, однако часто нарываешься на отношение издательств, какого не испытывал даже в молодости, когда не был совершенно известен…
За добрые слова Ваши спасибо!
Сценарии мне свои не присылайте, ибо я в этом деле ничего не смыслю. Даже не знаю, как они выглядят. Советую вам подумать о более трудном пути – о литературе в плане исторического романа… Буду рад, если в нашем цехе прибавится еще один историк.
Вал. Пикуль. 24. 9. 75»
Валерий Николаевич рассказывал, как, отчаявшись, он сжег все свои исторические сочинения (сценарий был о княжне Таракановой) на костре вместе с осенними листьями во дворе. Однако пророчество Пикуля сбылось – Лялин написал историю XX века, только не в виде романа, а в ином, житийном, сказовом виде.
– Тем временем в Санкт-Петербурге при заводе АТИ начала работать православная радиостанция [10]. Я приехал, встретился с редактором Нонной Корженковой и передал ей свои рукописи. Так зазвучали в эфире мои первые рассказы. Чуть позже я познакомился с Александром Раковым – редактором газеты «Православный Санкт-Петербург», который также с удовольствием стал печатать мои рассказы. Начало было положено, и вскоре во многих православных журналах стали появляться мои рассказы и повести. На мое творчество были хорошие отзывы из Финляндии, Германии, США.
– То, о чем я пишу, – не придумано, а взято из личного жизненного опыта, многие рассказы автобиографичны. Я пишу, как живу…
Писались рассказы легко. В первый день я писал от руки, на второй – печатал на машинке, а на третий день наговаривал на кассету для радио. Некая старица из одного монастыря как-то даже сказала, что мне помогает Божия Матерь. И я с благодарностью говорю: «Слава Богу за все». Мое творчество – это моя дань Русской Православной Церкви, которая исправила пути мои, даровала мир душе моей и раскрыла смысл жизни…
После возвращения в Ленинград, семья Лялиных продолжала жить в том самом доме, в каком жила до войны и в блокаду[11].
Я любил бывать у Валерия Николаевича – хорошо было с ним поговорить, но хорошо было и помолчать… просто посидеть рядом молча…
После одного из посещений Валерия Николаевича остался этот стих:
Крестовский остров
В. Н. Лялину
На Крестовском острове
Должен крест стоять.
Если не апостол, то
Столпник просиять…
Но ни храма, Господи,
Нету, ни креста…
А живет на острове
Старец-Простота.
Корабельным остовом
Старый дом лежит.
Где уж тут апостолам –
Тут бомжам бы жить!
Еле старец ползает
В сумерках жилья.
Пишет разве прозу он? –
Наши жития.
Разве суть в художестве? –
Нет, не суть.
Нас на Суд в убожестве
Ангелы снесут.
Но покуда в мире мы,
Божья Благодать
Тянет долу гирями –
Ползать и писать…
Всем бы так бы, Господи,
Жить бы – не тужить.
На Крестовском острове
Господу служить.
06.2002
Мне запомнился этот дом. Дом, где семья Лялиных жила еще с тридцатых годов. Он действительно лежал «корабельным остовом» по правую руку, как только выйдешь со станции «Крестовский остров». С деревянными покосившимися лестницами (лифта не было)... Долго поднимался Валерий Николаевич (не часто это бывало) на своих костылях на пятый этаж... У входной двери он как-то раз подвинул костылем коврик – деревянный пол был изрублен:
– Здесь в блокаду я колол дрова.
Возле дома стояли могучие липы, посаженные Валерием Николаевичем в победном сорок пятом: все пошли сажать Парк Победы на взморье, ему же было тяжело идти далеко, и он посадил саженцы подле дома. Когда в девяностые новостройки обступили старый дом, липы назначили к уничтожению, пометив краской, какие на сруб. Валерий Николаевич тайком краску эту стирал...
Отпевали Валерия Николаевича в церкви Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище, погребли, как он и просил, возле родителей – на Ковалевском. Отпевал его отец Кирилл в епитрахили, подаренной когда-то Валерию Николаевичу святым архиепископом Лукой. Старый духовник провожал свое духовное чадо...
Дома на Крестовском уже несколько лет как нету... Липы стоят... Поклонитесь ему – простому русскому писателю, – если случится вам стоять под их сенью...
А еще от старого дома остался бой старинных часов, что слышно иногда на записях рассказов Валерия Николаевича Лялина: Бом-бом... – далекий-далекий призывный благовест...
А еще… конечно, голос самого писателя, обращенный уже не к нам:
«Жаль мне добрый, кроткий и доверчивый русский народ, понесший неисчислимые жертвы в кровавом и безжалостном XX веке… И я молю Бога, чтобы эта эпидемия бед, несчастий и скорбей не перешла из XX века в XXI век…»
Андрей Грунтовский 2012
НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ
ШМУЦТИТУЛ – I
Серебряный крест
В начале тридцатых годов прошлого века, когда особенно усилились гонения на Православную Церковь, в конце лета мы с бабушкой жили на даче в деревне Тихонов бор. Старики говорили, что еще в незапамятные времена здесь, у края леса, поставил себе келью, жил и спасался угодник Божий Тихон, от имени которого и получила название деревенька. Преподобный Тихон жил долго и за свою жизнь успел много сделать людям добра. К нему ходили за советом и утешением, а некоторые за исцелением болезней, которые он лечил травами, молитвой и освященным елеем. После его праведной кончины, за давностью времен, келья его развалилась и истлела, под снегами и дождями затерялась и сравнялась с землей могилка угодника, но чистый родник, который называют Тихонов ключ, остался и живет, устроенный руками преподобного старца. Упругая струя чистой холодной воды не замерзает зимой даже в сильные морозы. Уже многие годы вода безостановочно льется из темной железной трубы, вделанной в лесной пригорок. Под трубой устроена небольшая купель, выложенная камнями, в которую можно встать под струю воды. А рядом с купелью врыт в землю древний дубовый крест-голубец с врезанной в него медной иконкой – «Знамение Пресвятыя Богородицы».
Никто, даже безбожные местные комсомольцы, не дерзнул разрушить это святое место. Сюда за святой целебной водой народ ходил из самых дальних деревень. Каждое утро я брал в сенях пустое ведро и шел к Тихонову источнику за водой. Правда, у нас во дворе был свой колодец, но бабушка воду из колодца брала только для стирки белья, а для питья всегда посылала меня к Тихонову ключу. Хорошо было идти рано утром босиком по росистой траве, когда светило, но еще не пекло восходящее солнышко, в траве начинали стрекотать кузнечики, а над головой стремительно проносились стрижи, будто ножницы разрезали воздух. Я подошел к источнику и, как велела бабушка, перекрестился на большой крест-голубец, приложился губами к холодной медной иконке и хотел уже набирать воду, как солнечный лучик скользнул по большому кресту, по купели, куда падала струя, и, отразившись в воде каким-то блеском, скользнул в сторону. Я подумал, что в купели оказался кусочек стекла, и, наклонившись, стал шарить рукой, чтоб выбросить его вон. Но в моих пальцах оказалось не стекло, а нечто другое. И когда я вынул руку из воды и раскрыл пальцы, на моей ладони лежал широкий, длиной с мизинец нательный крест. Был он тяжеловат, массивен и, вероятно, сделан из серебра. На лицевой его стороне был изображен православный восьмиконечный крест со страстями Господними в виде копья и трости с уксусной губкой, а также надписи: «Царь Славы», «Сын Божий», «Иисус Христос». На оборотной стороне был отгоняющий бесов девяностый псалом.
Когда я поставил полное ведро в сенях и показал бабушке найденный крест, она бережно взяла его и поцеловала. Надев очки, она его долго рассматривала, поворачивая из стороны в сторону, наконец, сказала, что крест старинный, православный и, похоже, неношеный.
– Вася, это Ангел тебе его положил в купель, но на всякий случай я напишу записку, и ты прикрепи ее там, у источника. – Бабушка написала такую записку: «Если кто-то что-то здесь потерял, пусть спросит в доме Тимофеева». Записка у родника висела целых две недели, но никто за крестом не пришел.
– Вася,– сказала тогда бабушка, – это тебе указание Божие о том, что пора принять святое Крещение.
Надо сказать, что в те времена власти преследовали и строго наказывали родителей, осмелившихся крестить своих детей, и я в свои двенадцать лет ходил некрещеным. Хозяйка дома указала бабушке на деревню Горки, где доживал свой век старый священник, бежавший от властей из города. Моя бабушка – старуха еще николаевских времен – все церковные обычаи знала назубок и для крещения приготовила мне белую крестильную рубаху, поясок, большое вышитое петухами льняное полотенце, восковые свечи и все это сложила в узелок вместе с найденным крестом. Священнику в подарок она испекла большой пирог с капустой и приготовила десять рублей деньгами.
Чтобы добраться до Горок, надо было вначале идти лесом, потом полем, спуститься с горушки к реке и кричать переправу на другой берег. Река Мста, впадающая в Ильмень-озеро, неширокая, но глубокая и с быстрым течением.
От глубины вода в ней темная, и обрывистые берега поросли кустами ольхи. У переправы на кривом суку висел кусок рельса и молоток с железной ручкой.
– Степан! – кричала бабушка.
– Степан! – вторил я и бил молотком по рельсу.
После долгого кричания и битья по рельсу из крайней к реке избы вышел коренастый мужичок. Подняв рубаху, он чесал себе живот и лохматую голову, он широко зевал и из-под ладони смотрел на наш берег. Лодка, на которой он подплыл к нам, была выдолблена из целого ствола дерева и отличалась вёрткостью и неустойчивостью, за что в народе звалась –душегубкой. Она шла по воде, высоко задрав тонкий нос и осев на корму, на которой сидел и греб одним веслом Степан. Я влез в лодку и сразу шлепнулся на сиденье. Бабушка же, подняв подол, неуверенно пыталась ступить ногой в утлую ладью. Наконец, она влезла, едва не перевернув лодку.
– Степан, – сказала она, – а мы случаем не утопнем в ней?
– Не впервой, – буркнул Степан.
И я не понял, что он имел в виду: не впервой топить или перевозить? Степан греб, и лодка, слегка виляя носом, легко скользила по воде. Я опустил руку и растопырил пальцы. Вода была теплая, парная и приятно журчала меж пальцев.
– Не балуй, – сказал Степан.
На другом берегу беспокойно бегала и лаяла Степанова собака, ожидая своего хозяина. Лодка ткнулась носом в отмель, и мы стали осторожно вылезать на берег.
– Не укусит нас кобель-то твой? – спросила бабушка.
– Не бойсь, не кусит, – проворчал Степан, принимая от бабушки рублевку.
Старый батюшка Алексий занимал лучший, отгороженный занавеской угол в избе у своей дальней родственницы. За занавеской было окно с широким подоконником, на котором в горшках привольно росли любимые деревенскими хозяйками цветы: герань, фуксия и «ванька мокрый». Старик любил цветы и свой подоконник называл – «Монплезир». Рядом с окном стояла искусно сработанная божница с иконами хорошего новгородского письма. Под божницей был шкафчик с церковными книгами и творениями святых отцов. Сбоку на божнице висела ряса и епитрахиль. Когда хозяйка завела бабушку и меня за занавеску, батюшка сидел в подряснике за столом и, водрузив очки в металлической оправе, читал толстую книгу с массивными медными застежками. Бабушка, как опытная прихожанка, вначале помолилась на иконы, потом с поклоном подошла к батюшке под благословение. Я тоже перекрестился на иконы и сделал батюшке низкий поклон. Бабушка положила на тумбочку пирог с капустой, десятку и кратко изложила свою просьбу.
– Это можно, можно, – сказал батюшка. – А знает ли он молитвы?
Я ответил, что научен бабушкой молитвам «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и «Верую».
– Хорошо, – сказал батюшка, – вечером придешь ко мне на исповедь, и я тебе расскажу порядок Таинства Крещения и что тебе отвечать на мои вопросы. Утром быть натощак. Ни есть, ни пить. Крестить пойдем на реку Мсту рано утром, чтобы никто не видел. Сам знаешь, какие сейчас времена… А тебя, раба Божия, – обратился он к бабушке, – хочу предупредить, что святого мира у меня не имеется. Придется потом в городе пойти в церковь к настоятелю, чтобы он дополнил Крещение помазанием отрока святым миром.
Бабушка виновато поведала священнику, что крестить в городе боялись, чтобы за это родителей не уволили с работы, а сейчас решились, потому что в святом источнике Вася нашел крест.
– Значит, такова воля Божия, – сказал батюшка и, посмотрев на образа, перекрестился. На рассвете, когда еще в Горках и петухи не пели, а в баньке, положив под голову кочан капусты, сладко спал деревенский «петух», дядя Егор, мы спустились по косогору к реке. Вода в реке была тихая, и над ней стоял молочный туман, было слышно, как плескалась крупная рыба и в прибрежных кустах крякали утки. Батюшка Алексий, в темном подряснике, в поручах и епитрахили, выбрал удобное место, зажег и поставил на камни три свечи. Вначале по требнику он читал молитвы и опускал целовальный крест в воду, дабы отогнать бесов, тайно собравшихся у берега, чтобы испакостить крещение, затем вопрошал меня: отрекаюсь ли я от сатаны и всех дел его? Я, конечно, тут же отрекся и трижды плюнул в сторону запада, где обитает проклятый враг Христов. Бабушка развязала узелок, аккуратно разложила крестильную рубаху, полотенце, поясок, положив сверху найденный именитый крест. Раздевшись в чем мать родила, я ступил в теплую, парную воду реки. Под ногами хрустел песок и резвились веселые пескари. Что-то темное и большое медленно ушло в глубину. По команде батюшки трижды, с головою, «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», – погружался в воду. Когда я вышел из реки, бабушка обтерла меня грубым льняным полотенцем и отдала его батюшке. Я не сознавал, что со мной происходит, и был будто во сне. В глазах было синее небо, цветы и бабочки, порхающие вокруг меня. Батюшка взял крест и, взвесив на ладони, сказал, что он тяжеловат и несколько велик для такого мальчишки как я, но за неимением другого благословил носить его во спасение души и в жизнь вечную, тем более, что сам Бог послал его мне во святом источнике.
В избе у батюшки мы сидели за столом и пили чай из самовара с теплым, только что испеченным хлебом, намазывая на куски душистый, янтарного цвета мед.
На войну меня призвали весной 1942 года и, наскоро обучив пулеметному делу и штыковому бою, отправили с эшелоном под Сталинград. Там, где мы временно остановились, куда ни взгляни, расстилалась мрачная, уже выгоревшая на солнце степь, по которой ветер гонял колючие шары травы перекати-поле, пригибал пушистый ковыль и играл обрывками бумаги разгромленных венгерских штабов. Местами виднелись сгоревшие танки, разбитые обозные машины, смотревшие в небо или уткнувшиеся стволами в землю брошенные пушки. Вместе с шестой, победоносно прошедшей по Европе, армией фельдмаршала Паулюса брать Сталинград пришли многие народы Европы. Здесь, в этой русской степи, их уже расклевывали вороны и степные стервятники. Некому было их хоронить, да и не до мертвецов тогда было. Под ветрами-суховеями и палящим солнцем они вначале неимоверно раздулись, потом опали и, высохнув, лежали черными головешками. Здесь полегла целая венгерская армия, лежали и гнили здесь румыны, итальянцы, словаки, ну а немцы своих павших как-то успевали хоронить.
Из этого царства мертвых нас перебросили в район кипящего боем Котельникова, где в штыковой атаке я был ранен в грудь. Меня вынесли из боя две молодые крепкие санитарки. Я лежал, дожидаясь своей очереди, у медсанбата на заскорузлых от чужой крови носилках и, задыхаясь, старался набрать в легкие как можно больше воздуха. Степного воздуха кругом было много, но он мне не давался, и я умирал. В операционной, очнувшись пока меня бинтовали, я слышал разговор военных хирургов, что на мое счастье вражеская пуля, ударившись в крест, отклонилась от сердца и прошила легкое.
Из медсанбата меня перевезли в прифронтовой госпиталь, который именовался «Грудь-живот», потому что там лежали раненные в эти области тела. Крест, спасший мне жизнь, хирурги из медсанбата мне отдали, привязав его к моей руке. Он был погнут немецкой пулей, но носить его было можно. Уже в госпитале я надел крест на шею, и соседи по палате с удивлением разглядывали его. Так и ходил я по коридору с крестом на груди и медалью «За отвагу» на сером госпитальном халате. Окончательно я поправился уже в госпитале в городе Иваново. Когда я уже был в силах, то тайно уезжал в самоволку в Сергиев Посад, где посещал церкви и соборы, а также наведывался в канцелярию духовной семинарии. Ректор семинарии так прямо мне сказал: «Поправляйся и приходи к нам. Примем тебя, не сомневайся».
Так и пришел я потом в семинарию в солдатской форме, с медалью «За отвагу» на гимнастерке.
С тех пор прошло много лет. Я уже сам стал старым священником с седой бородой. Заветный крест мне выпрямил ювелир, и я ношу его до сих пор. Родители и бабушка умерли в Ленинграде в блокаду. Но я не один. Со мной моя матушка – верная спутница жизни, взрослые дети и внуки. Но самое главное – мои дорогие прихожане. Их много, и Сам Господь поручил мне пасти и наставлять их словом Божиим.
Заблудший
Под осенним холодным дождем горы как бы озябли и, скучившись, окружили человеческое жилье, состоящее из невзрачных избушек, сложенных из почерневших от времени бревен. В избушках гнездилась и билась в нищете и болезнях человеческая жизнь. Время было серое, тоскливое и окаянное. Мужиков в деревне почти всех повыбило на войне, а которые были, те по своему калецтву ни на что не годились: ни в работу, ни на семя. Они пришли из госпиталей в совершенно разваленном состоянии – кто без ног, кто без рук – и лежали в полутемных избах, лохматые, заросшие бородами, и от утра до вечера заливались самогоном, который хозяйки гнали из картофеля, да смолили махорочным самосадом, свертывая цигарки из районной газеты «Ленинский путь».
По утрам мой отец, однорукий председатель колхоза, едва вытаскивая из вязкой грязи сапоги, обходил все избы и, стуча в запотевшие окна, выгонял женщин на работу. Мне в то время было лет десять, и я уже целую неделю лежал в лихорадке дома. Время от времени ко мне подходила бабушка и подносила к пересохшим губам брусничное питье. Поскольку в нашей Шамбале никакой медицины не было, не было ее и на десятки километров в окружности, для моего излечения бабушкой был приглашен старый якутский шаман. Шаман – маленький старичок с табачного цвета сморщенным безволосым лицом, одетый в пестрые цветные лохмотья, с большим бубном – притащился под вечер. Он приветствовал нас, говоря, что с ним пришло «Дэмчок» – доброе счастье и охранительное божество. И что как только он начнет камлание, так сразу дом покинут сорок четыре злых восточных «Тенгри», и на их место он приведет пятьдесят пять добрых западных «Тенгри». Первым делом он велел запереть в подполье нашу собаку и развести во дворе большой костер.
Войдя в избу, он дунул на все четыре стороны, приказал бабке повернуть лицом к стене икону, а затем осмотрел меня, ощупал мне шею, живот и ляжки. Из-под лохмотьев он вынул три коровьих рога: белый, черный и пестрый. Из каждого рога он доставал густую пахучую мазь и корявыми пальцами втирал ее мне в кожу. Затем из плоской старинной зеленого стекла фляжки налил мне жгучей коричневой жидкости и велел выпить. Все загорелось у меня внутри, сразу оставила слабость, и необъяснимое буйное веселье охватило все мое существо. На войлочной кошме меня вынесли во двор и положили на землю у костра. Шаман в медном котелке заварил на огне какие-то травы, грибы и коренья, остудил и разом выпил. После чего сел на землю лицом к костру, возложил на себя полосатый плат со священным знаком «Тамга» и тонким старческим фальцетом запел песню белого оленя, который гуляет в стране Шамбала, стране всеобщего благоденствия. Темп пения все ускорялся, звук усиливался, переходя в визг, и где-то из подполья ему вторила, подвывая, запертая собака. Внезапно шаман встал, выпрямился и дробно застучал в бубен. Стуча и подпрыгивая, он стал медленно ходить вокруг костра, носком сапога очерчивая круг, в котором оказался и я. Наконец, он завыл полярным волком и, стуча в бубен, пустился в пляс вокруг костра. Без устали он пел, кричал, кружился и подпрыгивал, и это шаманское камлание продолжалось не менее получаса. Затем бабушка принесла ему живого красного петуха, и шаман, ловко оторвав ему голову, окропил меня горячей кровью.
Напившись крепкого до черноты чая из самовара, шаман ушел, унося под мышкой большую бутыль самогона и таща за веревку нашего единственного двухлетнего барана. А утром я встал здоровым.
Несколько лет кряду в нашей местности были неурожайные годы, и малые дети не могли встать на ноги изуродованные рахитом. Я тоже был плох – часто кроме картофельных очисток нечего было есть, и поэтому я хорошо не вырос и был недомерком. С питанием было плохо, но зато образование по нашим местам считалось очень приличным. Школа находилась в бревенчатом сарае и называлась семилеткой. Учитель на всех и про вся был один – какой-то ссыльный старый бухгалтер. Все мы сидели вместе от первого до седьмого класса, и учитель все время обходил нас, склоняясь то к одному, то к другому. Детей было мало. В некоторых классах по два-три человека, а были классы, где сидел один человек. Вот я так и жил в государстве по имени СССР, на бескрайних просторах Сибири, пока не подошло время идти на действительную службу в армию. После войны в армию брали почти всех подряд. Не брали только, если совсем слепой, или без ног, или сумасшедший. Был я широкоплеч, но ростом мал, и потому отцы-командиры в военкомате порешили: быть мне шофёром. И стал я шофером. Занятие для меня было очень самоутвердительным и нравилось мне. Сидишь себе в кабине грузовика, и не видно, что ты коротышка. Даже девушки улыбались мне, а девушки на Ставрополье, где я служил, были первый сорт. Сразу видно, что они не питались картофельными очистками, а росли на сметане да сливках – такие они были рослые белозубые красавицы. Но стоило мне выйти из машины, как цена моя падала, и девушки отворачивались от меня.
Однажды, когда в казарме перекладывали печку, я разговорился с печником – голубоглазым пожилым мужиком, который, к моему удивлению, не курил и всегда был трезвым. На мои недоуменные вопросы он достал из кармана брюк пухлую засаленную Библию малого формата и прочел о проклятых Богом и людьми красноглазых пьяницах, которые все как один были слугами сатаны. О себе он сказал, что состоит в церкви трясунов-пятидесятников, и приглашал меня на молитвенное собрание в воскресный день. Поглаживая большой грубой ладонью Библию и сладко прижмурив глаза, он говорил, что Бог может все сделать по вере нашей, и даже прибавить роста, надо только крепко верить, и все получишь.
Заслышав о росте, я решил сходить к ним на собрание и в ближайшее воскресенье, начистив до блеска сапоги, отправился по указанному адресу. Церковь трясунов-пятидесятников оказалась простым домом с просторной светлой горницей. Когда я вошел, в горнице на лавках сидели разутые мужики и бабы и мыли в тазах друг другу ноги. Мне сказали: так надо. Раз так надо, то я тоже стащил с ног сапоги, и мне ноги вымыла одна симпатичная молодка, а я вымыл ей. Она перед помывкой предупредила меня, чтобы выше колен я ее ноги не лапал, а то знает она нашего брата солдатню. Ноги у нее были прямо сахарные, и мне от нее было большое искушение.
Затем все начали молиться, бурно испрашивая о схождении на них Духа Святого. Молились они всё горячее и громче и начали дергаться и прыгать. Прыгали, прыгали, пока не устали, и тем разгорячили себя. Затем было чтение Евангелия, которое читал пресвитер – лысый худой мужик в очках. После чтения каждый вставал и толковал прочитанное во что горазд. Я тоже прыгал рядом с молодкой, но больше думал не о сошествии на меня Духа, а о ее прелестях. Пресвитер всем раздал книжечки, и молящиеся запели духовные гимны. Пели много и долго, пока не охрипли. Затем опять просили о схождении Духа. Прыгали, прыгали и допрыгались до говорения языками. Бабы и мужики тарахтели всякую несуразицу, ломая язык, выделываясь под иностранщину. У меня аж в ушах засвербило. Когда все, растрепанные, потные и красные, немного угомонились, пресвитер стал проверять, в кого вошел Дух Святой, а в кого не вошел. Все по очереди подходили к пресвитеру и норовили падать затылком назад. В самый последний момент пресвитер подхватывал падающего, чтобы тот не навернулся затылком об пол. Не все могли падать назад, и поэтому считалось, что Дух Святой в них не вошел. Все это мне было забавно, и я почему-то вспомнил о камлании нашего шамана.
В общем, насмотрелся я на них, и ничего кроме молодки у них меня не привлекло. Было лето, трава в степи высохла, пожелтела, и только горячий ветер постоянно шевелил пушистый ковыль, разносил запах чабреца да гонял колючие травяные шары перекати-поле. И мы с молодкой по вечерам ходили гулять в степь, где земля была теплая от дневного нагрева, где постоянно трещали цикады и уныло кричала какая-то птица. Молодка оказалась вдовой и охотно ходила со мной гулять в степь, хотя и была выше меня на целую голову. Но, как пословица молвила, – «любовь зла, полюбишь и козла», и вдовушка меня любила и желала соединиться со мной законным браком. Но я почему-то не решался, думая, что пока еще рано. О чем потом всегда жалел беспрестанно. Потом мне уже надоело прыгать с пятидесятниками в горнице, и я оставил любезную вдовушку. А тут, кстати, подкатил дембель, и я стал свободен как птица.
После дембеля я, пошатавшись по Ставрополью, устроился шофёром в передвижной цирк-шапито. Хотел съездить в свой таежный поселок Шамбалу, но получил письмо, что там у меня никого уже не осталось. Наш передвижной цирк был настоящий «Ноев ковчег» на колесах. В клетках томились и звери, и гады, и птицы, и даже тюлени. Были и собаки, и лошади. Не знаю, во имя чего велась такая бродячая жизнь на износ. Капиталов, как мне известно, никто не нажил себе, не было у циркачей ни квартир, ни собственных автомашин. Но люди и звери в потоке этой цирковой жизни как бы таяли. Утекало здоровье, уходили силы и молодость. Приехав в какой-либо город, цирк первым делом снимал у горожан жилье для артистов и сотрудников.
Мне как-то раз пришлось жить в одной квартире с семьей акробата. Худая подслеповатая старуха, хозяйка двухкомнатной квартиры, быстро сплавила свою дочь и внука к деревенским родственникам, а сама устроилась спать в ванной, из которой она выглядывала, как ворона из гнезда. Сдача внаем своего жилья ее не обогатила, но радикулит в холодной и сырой ванне она нажила себе по гроб жизни.
Семья акробата состояла из сухопарой вертлявой жены и подростка сына, все они свято верили в семейный талисман – перстень, который красовался на толстом пальце правой руки акробата. Когда этот здоровяк мылся, он аккуратно клал перстень на край раковины и,помывшись, нанизывал его на палец. Он участвовал в цирковом номере «Пирамида», где держал на себе множество взгромоздившихся на него акробатов. Прежде чем дать команду на построение пирамиды, он брался за перстень и трижды поворачивал его вокруг пальца. Совершив этот незаметный ритуал, он уже был спокоен, что не сдаст под тяжестью пирамиды, и акробаты под музыку весело забирались на него, а он, натужась, держал этот чудовищный вес. Однажды, торопясь в цирк, он забыл надеть перстень и, когда дело дошло до пирамиды и он привычно хотел повернуть перстень, но его на месте не оказалось. Атлет весь похолодел от страха. Пришлось номер отодвинуть и поехать за перстнем.
Был у нас в цирке один интересный иллюзионист, который в полутьме на арене вызывал духов на потребу публике. Духи не чинясь появлялись, как через кисею или мутное зеркало. Публика заказывала то Наполеона, то Сталина, то Нострадамуса, то какую-нибудь утлую старушку – родительницу заказчика. Я всячески ластился к мрачному иллюзионисту, поил его коньяком и пивом: скажи да скажи, как ты это делаешь? Что это? Ловкость рук, одурачивание публики или истинное явление духов?
Усидев всю бутылку коньяка и выдавливая из нее последние капли, иллюзионист резко ронял: «Истинные духи без обмана, порожденные черной магией». Когда я приходил к нему домой, то часто заставал его сидящим на полу в позе лотоса, уставившимся на висящий на стене индусский коврик и вдыхающим сладкий пряный дым из восточной курительницы. После представления, на ночь глядя он всегда был пьян и из его комнаты слышались вопли и рыдания. Цирковой сторож дядя Миша, бывший дрессировщик медведей, относительно иллюзиониста всегда предостерегал меня: «Ты, Вова, не ходи к нему. Темный он человек, и вообще, пес его разберет, что он за личность».
История с иллюзионистом закончилась страшно и таинственно. Однажды он пропал. Искали его, искали и наконец обратили внимание на дым, валивший из сортира. Иллюзионист сидел на стульчаке, или, вернее, сидело то, что от него осталось. Когда до него дотронулись, он рассыпался в прах. Осталась только одна правая нога в ботинке. Приехавшие к месту происшествия криминалист и судебный медик в удивлении ходили кругом да около и не могли понять, каким образом мог сгореть человек, не воспламенив ничего вокруг. Из прокуратуры звонили в Москву к профессору-криминалисту, который разъяснил, что самовозгорание бывает и такие случаи наукой описаны, как у нас, так и за границей. Описан такой случай и у Чарльза Диккенса в романе «Холодный дом». Жертвами обычно бывают субъекты, много лет злоупотреблявшие спиртными напитками. Явление это загадочное, до конца наукой не объяснено и сродни полтергейсту, шаровым молниям и прочим мистическим штучкам. В общем, уголовное дело открывать не стали. Ногу хотели поместить в краеведческий музей. Но директор цирка запротестовал, и коллеги усопшего проводили ногу в последний путь на кладбище.
На меня это происшествие ужасно подействовало, и я, распрощавшись с цирком, уехал в Санкт-Петербург, поближе к культурным ценностям, – по совету нашего клоуна, мудрого и непьющего, который сказал, что одних только музеев в Питере аж сто двадцать три штуки.
Приехав в Петербург, я быстро нашел на себя спрос, так как имел еще дефицитную специальность сантехника. В районе новостройки сдавали громадный дом, и там я вначале получил комнату. Начальник кооператива сказал мне, что если бы я был женат, то мог бы отхватить однокомнатную квартирку. Я это учел и принял к сведению. Начальник был очень доволен, что я непьющий, и сказал: «Мы тебе все условия предоставим, только работай. Зарплата хорошая, квартирка в перспективе. Кроме того навар с жильцов всегда будешь иметь. Как говорится, кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево. Ну, бывай здоров!»
Время я даром не терял и духовную жизнь Петербурга начал изучать в обществе последователей Порфирия Иванова – натурфилософа и вообще крутого деда. По канонам «Детки» я отрастил себе окладистую, как у австралийского аборигена, бороду, отпустил шикарные до плеч патлы, ходил босой в широких семейных трусах и не плевал на мать сырую землю.
В этом обществе я познакомился с одной девахой, которая комплексовала по поводу своей грубой и дикой фамилии – Кабанова – и пламенно мечтала сменить ее на что-нибудь деликатное, интеллигентное. Узнав, что она комплексует, я подъехал к ней со своей блистательной фамилией – Синегорский, и мы, столковавшись, заключили фиктивный брак с большой взаимной выгодой. Я из коммуналки перебрался в однокомнатную квартиру, правда, на первом этаже, а деваха Кабанова стала мадам Синегорская.
В новой квартире я первым делом соорудил книжные полки, которые стал заставлять книгами, купленными мной на воскресной книжной барахолке на окраине города. И первым моим приобретением, которое я гордо нес с барахолки, было сочинение Эккартсгаузена – «Ключ к таинствам натуры». Затем на полки легли книги Сведенборга, Блаватской, Ани Безант, Рериха, «Махабхарата», Свами Вивекананда, Суфии Востока, Белая и Черная Магия, старина Поль Брэгг – «Чудо голодания» – и множество других подобных и неподобных книг, которые я основательно пропахал и принял к сведению. Посещая молодежные тусовки, я рассказывал что знал, и слава моя росла. У меня появились ученики и последователи, которые стали называть меня «Гуру» и в низком поклоне «брали прах у моих ног».
Библию я тоже изучил основательно, но признал ее книгой примитивной по сравнению с индусской премудростью. И дерзость моя была беспредельна, и я решил испробовать: есть ли сила в церковном Причастии? После Светлой седмицы пошел я в церковь. Народу там было – тьма, и исповедь общая. Таким образом, не имея крещения и без исповеди, я встал в очередь причащающихся. Причащал упитанный небольшого росточка иеромонах Прокл. Сказав свое имя, я проглотил нечто винное и хлебное, что было мне преподано на ложечке, и отошел в сторону, не испытав ничего особенного.
«Да, "в пагубу себе причаститеся" не получается», (Я бы убрал внутренние кавычки – А. В.) – подумал я и направился к выходу. Как вдруг дикая боль пронзила все мои внутренности и железным ежом завертелась где-то около копчика. Я облился холодным потом и опустился на пол в углу. Вероятно, я был очень бледен, потому что ко мне подходили люди и спрашивали: не вызвать ли скорую помощь? Я просил вызвать такси. До такси со стонами я шел, держась за стенку. Шофер думал, что я пьян, и не хотел меня везти, но я сразу дал ему деньги, и он отвез меня домой. Когда, наконец, боль прошла, я очертил мелом круг, зажег курительные пирамидки и сел, чтобы творить мантру и медитировать. Через час наступило состояние экстаза, и на стене фосфорическим светом стало мерцать изображение химерического чудовища «Макара», тогда я взял ритуальное зеркало «мелон» и, посмотрев в него, увидел адского козла бафомета, который приказал мне отречься от Христа навеки. И я отрекся.
К весне я уже примкнул к обществу почитателей древнеславянских верований. По всем правилам в березовой роще мы соорудили капище, вырубили из бревна и поставили там торчком Перуна, Велеса, а также развесили на ветках чучела в балахонах и белые простыни. И получилось очень клево. На Ивана Купалу мы устроили празднество в честь бога Ярилы. Вначале было камлание перед Перуном и Велесом. Жрец Эдик Фрадкин в белом балахоне и березовом венке на голове ритуально зарезал гуся и помазал кровью богам рты. Затем гуся зажарили на шампуре и все ели – идоложертвенное. После жертвоприношения мужеский и женский пол разделись догола, выкурили по косячку марихуаны и бегали по березовой роще, вдогонку оглашая округу воплями: «О, Перун! О, Велес! О, Ярило!» Скакали через костер, наелись до отвала принесенных с собой блинов, и все остались довольны.
Но со мной после кощунственного причастия, отречения от Христа и языческого празднества стало твориться что-то несуразное. Первым делом плохо стало со сном. Короче, он почти совсем пропал. А если я и засыпал, то сразу начинал давить «домовой», и я в страхе просыпался и уже дальше боялся спать. Днем работа валилась из рук, потому что не выспался. Потом стали являться покойники. Первой ночью прискакала нога иллюзиониста, отбила чечетку и с хохотом ускакала. А затем пошла целая вереница виденных мною мертвецов. Тут был удавившийся в нашей роте чучмек, притаившийся с вываленным фиолетовым языком и веревкой на шее, раздутая от водянки покойная бабушка, задавленный моей машиной на Ставрополье здоровенный боров с выпавшими кишками и разные другие мертвецы, которые не уходили, а поселились у меня на квартире и переговаривались между собой ржавыми скрипучими голосами, всячески понося и осуждая меня. Каждую ночь они устраивали бесовский шабаш. Бесовский потому, что к покойникам присоединялись и бесы. Я с ними так намучился, что уже бросил ходить на работу и сидел в каком-то тупом оцепенении. Один мой знакомый альпинист оставил у меня свое горное снаряжение, среди которого я углядел прочную капроновую веревку. «Вот то, что мне сейчас надо», – подумал я и соорудил себе петлю, которая быстро захлестнет мне глотку и избавит от всех проблем. На кухне оборудовал специальный уголок, привязав веревку к фановой трубе. Покойники и бесы хором хвалили меня и приветствовали мое начинание. Сейчас я узнаю, что же там за гранью жизни, и согласно учению о карме во что-то воплощусь. Но во что? Может в камень, может в крысу, может в лохматую дворнягу. Я встал на табуретку и накинул петлю себе на шею. Стало тихо, только в фановой трубе, тянущейся от двенадцатого этажа, периодически шумели клозетные водопады.
«Неужели это последнее, что довелось мне услышать в жизни? – подумал я и снял с шеи петлю. – Черт бы меня побрал, это всегда успеется!» Я посадил своего домашнего кота в сумку и отнес его на квартиру к мадам Кабановой-Синегорской, запер двери своей квартиры и поехал в отдаленный древний православный монастырь. Пока я ехал, все думал, что забрел я не на ту дорожку. Заблудился я, крепко заблудился во мгле этой жизни.
В монастыре меня повели к игумену. Вошли к нему со всеми монастырскими церемониями. На языке у моих сопровождающих только и было слышно, что «простите» да «благословите». Они поклонились игумену и оставили меня с ним наедине.
— Ну что, рабе Божий, с чем пожаловал к нам? Зело ты власат и брадат. Не по чину носишь эту растительность. Такие власы и брада более к лицу архимандриту или епископу.
— Это, отец игумен, растительность такую больше держу не для имиджа, а для сохранения энергии.
— Вона как! – удивился игумен. – И что же, сохраняется твоя энергия?
— Нет, на днях хотел повеситься.
— Что так, мил человек? Уже и Божий свет тебе в тягость?
И тут я рассказал игумену, как на духу, всю свою жизнь и под конец стал проситься в монахи.
— Нет, не могу принять тебя в монастырь, мил человек, уж очень ты заматаревши в духовном блуде.
— Примите, отец игумен, я разматарюсь, а сейчас я овца заблудшая.
— Нет! Не могу, – ответил игумен.
— Если не возьмете, тогда я лягу под дверью и не буду есть и пить. Или примите, или я околею здесь.
— Валяй, – сказал игумен и дал понять, что разговор окончен.
Я вышел во двор и лег на кучу песка. И трое суток лежал я, распластавшись на этой куче. Без питья мне стало плохо, и все померкло перед глазами. И не чувствовал, как монахи подняли меня и перенесли в келью. Когда я очнулся, мне дали воды и посадили на стул. Старый монах большими овечьими ножницами окорнал мне волосы и бороду. Открыли окно, чтобы дать мне поболее воздуха, и тут зазвонили к вечерне. Как услышал я этот колокольный звон, так и залился слезами. Плакал и рыдал я долго. И чем дольше плакал, тем легче становилось у меня на сердце, и перестала давить грудь чугунная тяжесть тоски, и я остался в монастыре.
Вначале был трудником, потом три года ходил в послушниках, и назначено мне было рыбное послушание. И много дней в утлой ладье, колыхаясь на волнах вместе с братией, я провел на озере. Нрав здешней рыбы я понял быстро и без улова не возвращался. Отец игумен любил поесть свежей рыбки, а также и похлебку со снетками, при этом, глядя на меня, всегда шутил: «Что бы я делал без тебя, отец Питирим». Теперь я уже пострижен в рясофор и стал законным иноком. Без Христа и Матушки Богородицы ни шагу. Молитесь за меня грешного, люди добрые, и Бог не оставит вас.
Тяжелые времена
Родился я в предместье Чикаго в ненастное утро, когда еще не разошлись ночные сумерки, смешанные с туманами озера Мичиган и вонью гигантских Чикагских скотобоен. Моя мать – рослая рыжая женщина – была не из породы неженок, а после родов с оханьем сразу встала, перетянула себе живот полотенцем и принялась помогать дряхлой полуслепой старухе обмывать меня в тазу от крови и кала и пеленать в какие-то тряпки. У моей матери была судьба рабочей лошади. Насколько я ее помню, она была с вечно озабоченным лицом, покрытым веснушками, с припухшими красноватыми веками, а грубыми, рабочими, не знавшими покоя руками вечно что-то делала. С раннего утра она уходила в механическую прачечную братьев Гольдберг, оставляя мне на старом засаленном диване укутанные тряпками и газетами кастрюльки с едой. А возвращалась она домой только вечером, отстояв на ногах двенадцать часов у гладильного пресса. Открыв дверь, она бухалась на стул и молча сидела с полчаса, положив руки на колена. Придя в себя, она до ночи возилась по хозяйству. И так каждый день, многие годы.
А вот отца у меня не было, и соседи называли меня подзаборником. Говорили, что к матери одно время похаживал какой-то шведский моряк, после чего я и появился на свет. Конечно, когда-то законный отец у нас был, но он умер от скоротечной чахотки вскоре после того, как наша семья из белорусского Полоцка эмигрировала в Америку. В свое время ему дьявольски повезло с эмиграционным комитетом, от которого он получил «Шифс-карту» для своей семьи, дающую возможность вырваться из беспросветной нищеты и уехать в благословенную Америку, где при удаче можно было быстро разбогатеть и начать новую жизнь. Но надежды его не оправдались, и он, освободившись от всех проблем, упокоился на Чикагском кладбище для бедных эмигрантов.
Кроме меня у матери было двое законных сыновей – здоровенных грубых парней, жадных и прожорливых, работавших на обвалке коровьих туш на Чикагской скотобойне. Мои братья, приходя с работы, пропахшие жиром и кровью, долго отмывались под душем, крякая и гулко шлепая друг друга ладонями по могучим телесам. Затем, съев по громадной миске тушеного мяса с картошкой, они заваливались на диваны с красочными глянцевитыми журналами и рассматривали фото обнаженных красоток и блистающие никелем и лаком модели автомобилей. Вскоре журналы вываливались у них из рук и мощный храп разносился по всей квартире. Любимым занятием по вечерам у них было подсчитывание набежавших процентов на их банковском счету. В жизни они страшно скопидомничали, ущемляя себя во всем, прикладывая цент к центу, и ежемесячно совершали торжественный ритуал внесения в банк очередной накопленной суммы. Наконец, давнишняя их мечта сбылась, и они открыли собственное дело, арендовав мясную лавку.
— Нечего тебе, подзаборнику, даром жрать хлеб, – сказал старший Рувим и взял меня в лавку уборщиком.
После школы, наскоро перекусив, я бежал в лавку и как проклятый до вечера скоблил сальный прилавок, мыл горячей водой пол, чистил ножи и топоры. С покупателями, не боясь правосудия, братья жульничали как могли. Были у них и фальшивые гири, и мясо они ловко взвешивали в свою пользу, отвлекая покупателя веселым зубоскальством. А если мясо у них чернело, сохло и начинало пованивать, они мыли его в соленой воде и делали из него фарш, сдабривая его селитрой. Если я не успевал к вечеру отскоблить от сала лавку, братья били меня и страшно орали, переходя с английского на русский мат. Английский язык я знал хорошо, потому что это язык моего детства, да и учился я в американской школе, но кроме этого, я знал и русский язык, на котором дома разговаривали моя мать и братья.
Однажды в субботу, когда мясная лавка обычно была закрыта, вместо посещения синагоги я шатался по городу, рассматривал витрины магазинов и поедал из пакета чипсы. Синагогу я не любил, считая ее нудной, и вообще ни в какого бога не верил, но по иудейскому закону на восьмой день жизни был обрезан. Итак, гуляя по городу, я набрел на русскую православную церковь и зашел туда просто из любопытства, так как все, что относилось к России, меня всегда привлекало и интересовало. Народу в церкви было не много, пел хор, и, вероятно, служба подходила к завершению. Священник вышел с Чашей в руках, и все стали подходить к нему, он что-то черпал ложечкой из Чаши и угощал подходящих. Я тоже возжелал угощения и подошел последним, но священник Чашу унес в алтарь, сказав мне, чтобы я пока не уходил. Когда окончилась служба, мы со священником сели в сторонке, и он с доброжелательным любопытством некоторое время разглядывал меня. Наш разговор вначале велся по-английски, а потом мы перешли на русский язык. Такого приятного и внимательного собеседника я еще в своей жизни не встречал. Я ему все рассказал о себе, и он удивился, что я еврей.
— А ты больше похож на скандинава, – сказал он.
И я тут сгоряча брякнул, что и соседи говорят, что после смерти отца к моей матери ходил швед, после чего я и появился на свет. Священник улыбнулся и пригласил меня отобедать вместе с ним. Мы спустились в полуподвальное помещение, где была трапезная, и служитель из соседнего ресторанчика принес нам горячий обед.
Впоследствии много-много раз я приходил в эту церковь, и мил мне стал этот человек, в котором я нашел отца и наставника, потому что я рос без родительской ласки и внимания, постоянно дома и в лавке слушая только брань и получая тычки и подзатыльники и видя кругом нищету, алчность и вечную погоню за деньгами.
Мои старшие братья, Рувим и Яков, ожаднели до невозможности. Обманывая покупателей, они стали обманывать друг друга, утаивая выручку. В лавке они работали через день. Когда один торгует в лавке, другой едет на склад или на стареньком «форде» развозит товар заказчикам. Подозревая друг друга в обмане, они каждый день бранились, изощряясь в крутом мате, и уже часто дело доходило до драки. И когда сцеплялись эти два буйвола, в лавке все ходило ходуном, и я думал, что рано или поздно они искалечат или убьют друг друга. «Деньги, деньги» – не сходило с их языка, и мне так опротивела эта лавка с изрубленными деревянными колодами, говяжьими и бараньими тушами, висящими на острых крюках, с красными, скалящими зубы и глядящими на тебя мутными мертвыми глазами ободранными головами, выставленными на прилавке, со сладковатым запахом парного мяса, что я ходил туда, едва волоча ноги, с отвращением и ненавистью, как на каторгу.
Однажды братья разодрались не на шутку и, схватив острые крючья, стали ими увечить друг друга, и Яков в остервенении ударил Рувима крюком в глаз. Из глазницы хлынул фонтан крови, что-то черное повисло на щеке. Я обомлел и забрался под прилавок. Мне стало дурно и меня вырвало. Вот тогда, опомнившись, я решил, что мне надо отсюда бежать срочно и навсегда. Но куда? И первое, что пришло мне в голову, – бежать в Россию. На фабричных митингах коммунистические ораторы очень хвалили новое государство, называя его государством рабочих и крестьян, где строят социализм и нет власти капитала. И еще потому, что там жили и упокоились мои предки.
Для окончательного решения я пошел к моему наставнику отцу Павлу. Мы с ним обсудили этот вопрос, и он согласился со мной насчет России и дал свое благословение. К тому времени мне уже исполнилось 18 лет, и я, попрощавшись с матерью, поехал в Нью-Йорк. Деньги на дорогу мне дал священник отец Павел. В Нью-Йоркском порту мне удалось устроиться юнгой на корабль, который с грузом станков и тракторов следовал в Ленинград. Шкипер определил меня на камбуз в помощь судовому коку.
Итак, я благополучно пересек океан и прибыл в Ленинград. Я покинул корабль, оставив там свой чемодан, чтобы не внушать шкиперу подозрение, и пошел в ближайшее отделение милиции. Оттуда меня направили в «Большой дом» в следственный отдел НКВД. В «Большом доме» ко мне отнеслись с пониманием и, допросив, перевезли в дом для репатриантов на Крестовском острове, наказав никуда из него не отлучаться. Целый месяц я скучал в этом пустынном месте, смотря из окошка на быстро текущую Невку и красивый парк на другом берегу. Вероятно, в это время шла переписка между НКВД и Советским посольством в США. Ответ из Америки насчет меня пришел благоприятный, и меня, взяв под опеку и наблюдение, выпустили на волю.
И вот, немного освоившись в незнакомой стране, я решил поступить в университет, в чем мне способствовали мои опекуны из «Большого дома». Я выбрал восточный факультет и приступил к учебе. В основном я изучал арабский язык, который мне давался легко. Вообще, к освоению языков у меня оказались большие способности, и я кроме арабского изучил татарский и немецкий языки. Одновременно меня интересовала этнография народов, которые говорили на изучаемых мною языках, а также Ислам, неразрывно связанный с арабским этносом. В 1940 году я окончил университет и был оставлен в аспирантуре на кафедре арабского языка. К тому времени я получил советское гражданство и совершенно освоился в новой для меня стране.
Во время Советско-финской войны я был на военных сборах, где меня обучали ориентировке на местности, стрельбе из винтовки и диверсионно-подрывному делу. Учась воинским дисциплинам, я их всерьез не принимал и относился к ним как к забаве, но впоследствии все это мне очень пригодилось. Уже с 1939 года в Европе шла война, и ее грозовые тучи приблизились к границам России и тяжело нависли над нею.
В прекрасное солнечное воскресенье 22 июня 1941 года началась война. В большей части страны люди приготовились беззаботно и радостно провести день отдыха, и не ведали они, что на западных границах страны идут кровопролитные бои с войсками немецкого вермахта, что тысячи наших соотечественников убиты и ранены в собственных жилищах, разрушенных немецкой авиацией. Я тогда жил на Васильевском острове и работал там же в Университете. Услышав о войне, я, долго не раздумывая, отправился на призывной пункт, где формировалась Василеостровская дивизия народного ополчения. Мне выдали форму, новые остро пахнущие кирзовые сапоги и тяжелую громоздкую винтовку образца 1891 года. Винтовка была не новая, с обшарпанным прикладом, но действовала исправно, и при ней был вороненой стали трехгранный штык, про который, как мне помнилось, сказал Суворов, что пуля – дура, а штык – молодец. Чтобы опознать свою шинель, я на оборотной стороне воротника арабской вязью написал свою фамилию несмываемой краской, которая нашлась в каптерке.
После к