Этот рефлекс осуществляется в результате взаимодействия нервной, эндокринной и сосудистой систем.
Первая фаза - чисто нервная, характеризуется выделением молока из крупных протоков и цистерн вследствие раздражения рецепторов молочной железы и передачи импульсов в центры и обратно по короткой рефлекторной дуге.
Вторая фаза - нейрогуморальная, характеризуется поступлением окситоцина в кровь, а затем в молочную железу и выведением молока из альвеол и мелких протоков вследствие сокращения миоэпителия под воздействием нейрогуморального механизма. Основное звено в этом механизме - влияние окситоцина на миоэпителий альвеолярного аппарата (на звездчатые клетки).
Фазовый характер рефлекса молокоотдачи имеет важное биологическое значение. Как только детеныш захватывает сосок, ему через 1-2 с поступает в ротовую полость цистернальное молоко (первая фаза). Через 25-60 с наступает вторая фаза, и молоко начинает выделяться из альвеолярного отдела молочной железы.
|
|
В механизме молокоотдачи большое значение имеет не только окситоцин, но и вазопрессин, а также медиатор - ацетилхолин, способные также вызывать сокращение миоэпителия. Кора полушарий мозга участвует в регуляции молокоотдачи и лактации, а также в поддержании ритмичности физиологических процессов синтеза молока и его накопления в вымени. Лошади, несмотря на относительно небольшой объем вымени, отличаются высокой молочной продуктивностью. Между фазами выведения молока (нервной и нейрорефлекторной) есть пауза, составляющая в среднем 23-25 с. У некоторых кобыл фазность рефлекса может быть не выражена и выведение молока происходит, как у коров.
У свиней в отличие от других млекопитающих рефлекс молокоотдачи имеет существенные особенности. Если после родов рефлекс осуществляется лишь от прикосновения к одному из сосков, то позднее выведение молока происходит только после латентного периода рефлекса, а в сосках, которые не раздражались поросенком, он не наступает.
Стимуляция и торможение лактации.
Стимуляция лактогенеза и выведения молока отчетливо проявляется при предварительном массаже вымени, обмывании теплой водой, при соблюдении стереотипа доения. Обстановка во время дойки при постоянном подкреплении приобретает сигнальное значение: у коров вырабатывается условный рефлекс на место доения и приема корма, создается стойкий стереотип. В результате происходят стимуляция и ускорение рефлекторных реакций, быстрое выделение необходимых гормонов, увеличение надоя молока. Определенная обстановка быстро превращается в условный раздражитель, поэтому любой индифферентный раздражитель можно превратить в условный сигнал молоковыделительной реакции. Эффективным средством для стимуляции молочной продуктивности служит соматотропный гормон. Применение его повышает удои коров. При наличии адекватных доильных раздражений в рецепторах вымени возникает состояние оптимума, при котором в коре мозга формируется доминанта лактации.
|
|
В случае неадекватных раздражений образуется состояние пессимума происходит торможение молокоотдачи. Чтобы избежать этого, необходимо подбирать соответствующий режим доения, устранять сильные внешние раздражители и стресс-факторы. В специальных опытах в лаборатории И. П. Павлова было установлено, что при болевых раздражениях чувствительных нервов вымени происходит резко выраженное торможение молокоотдачи и угнетение секреции молока. Считают, что торможение молокоотдачи является следствием задержки выведения окситоцина в кровь из задней доли гипофиза.
Вопросы для самоподготовки:
1. Расскажите о молоке, его значении для вскармливания потомства и питания человека.
2.Каков химический состав и физиологические свойства молока?
3.Расскажите о строении молочных желез.
4.Охарактеризуйте маммогенез (рост и развитие молочной железы).
5.Расскажите о молозиве и его биологической роли.
6.Что такое лактопоэз?
7.Охарактеризуйте биосинтез составных частей молока.
8. Расскажите о емкостной системе вымени.
9.Как осуществляется рефлекс молокоотдачи?
10.Когда происходит торможение рефлекса молокоотдачи?
11.В чем заключаются физиологические основы машинного доения?
12.Охарактеризуйте физиологические основы подготовки нетелей к отелу и последующему доению.