Ответ. Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно-философских проблем, поднятых в романе, таких, как проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования и т. п.
Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Где происходит завязка темы Христа? На чем и почему настаивает Берлиоз? Как опровергает Воланд позицию Берлиоза? В чем символический смысл гибели Берлиоза? Как вы понимаете смысл слов Воланда: «Каждому будет дано по его вере» (гл. 23)? Как эта мысль связана с образами Иешуа и Пилата?
Выступление учащихся
Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею «доброй воли». Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственной основы, отрицающих веру в существование метафизических на чал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие. «По своей вере» воздаётся и другим героям романа. Носитель истины Иешуа обретает бессмертие, а прикоснувшийся к истине и предавший её Пилат обречён на вечное страдание.
|
|
– Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? Он останется в памяти людей не подвигами, не мудрой политикой, а трусом и предателем. Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Человек совестливый, Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью.
- Как ещё Пилат пытается спасти Иешуа?(с. 39-40. Уговаривает Каифу, угрожает ему. При развитии событий читатель узнаёт нового Пилата – мучающегося, страдающего, горько сожалеющего о том, что «послал на смерть философа с его мирною проповедью». Мы видим тот ужасный суд, который учинил над собою Пилат: «Его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия», – пишет Булгаков.
-Что страшит первосвященника в Иешуа?с. 41
Глава 16. (Сон Ивана Бездомного). - Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить участь осуждённых? (Он велит прекратить казнь в пятом часу страданий.)
- В гл.25 Пилат беседует с Афранием, начальником тайной полиции. Какие моменты казни интересуют Пилата?
– Понаблюдайте, как меняется голос Пилата? Почему? (Вот пришло возмездие. Всадник Золотое копьё вынужден согласиться с тем, что он трус).
-Чтобы хоть как-то оправдать себя Пилат отдаёт приказание начальнику тайной полиции. Какое и как он это делает?Разговор полон недомолвок, полунамёков. Но Афраний поймёт своего господина.(с. 326-327). Исполнительный Афраний ночью докладывал Пилату, что, к сожалению, “не сумел уберечь Иуду из Кариафа, его ночью зарезали”.
|
|
- Пилат мстит за смерть Иешуа, и по его приказу убивают Иуду из Кариафа. Но успокаивается ли его совесть?с. 328 Нет, это обман самого себя.
- Какой сон ему снится? С. 339-340.
СЛАЙД 8. Вспомним ещё одного героя – Левия Матвея. Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?с. 186. (Он сделал попытку прорваться к месту казни. За это получил тяжкий удар тупым концом копья в грудь. Больше всего Матвей хочет (с. 190-191).
– Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? (Он снимет тело Иешуа и унесёт с вершины горы.)
– Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием? (гл. 26 с. 349)
СЛАЙД 9. Почему можно сказать, что Левий Матвей достойный ученик? Левий поведёт себя гордо, не будет бояться Пилата. Он устал так, как может устать человек, помышляющий о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему Левий отвечает отказом (гл.26 стр. 350). Лишь раз Понтий осознаёт своё торжество над Левием, когда скажет, что убил Иуду.
- Почему Воланд и Понтий Пилат упрекают Левия Матвея в том, что тот не является истинным учеником Иешуа? Понтий Пилат говорит: «Ты жесток, а тот жестоким не был». Левий Матвей хотел убить Иуду.
Убийство – зло, однако, с точки зрения Пилата и Матвея, убийство Иуды – добро, а Иешуа перед казнью беспокоится о судьбе «юноши из Кириафа».
СЛАЙД 10. Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 “Прощение и вечный покой”. Чувство вины будет мучить прокуратора 12 тыс. лун. Он не палач, а жертва власти, страха перед ней. (На вопрос Маргариты: “Что он говорит?”, Воланд отвечает: стр.405.)
– Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.
– Кого из литературных героев постигла подобная участь? (М. Горький “Старуха Изергиль”, легенда о Ларре).
- Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его (с.405).
– Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог).
СЛАЙД 10-2. Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.
СЛАЙД 11. Итог урока. Запись проблем романа.
- Каково назначение «евангельских» глав в романе? В евангельских главах – своеобразном идейном центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие людей во все времена, «вечные вопросы»:
· Что есть истина?
· Что такое добро и зло?
· Человек и его вера.
· Человек и власть.
· В чём смысл человеческой жизни?
· Внутренняя свобода и несвобода человека.
· Верность и предательство.
· Милосердие и всепрощение.
Булгаков был уверен, что жизнь на земле основана на высших, Духовных законах. И дело писателя как раз в том и состоит, чтобы доказывать существование этих высших законов, постоянно напоминать людям, что жить по духовным законам – смысл и цель человеческой жизни.
Домашнее задание. Выбрать материал, касающийся жизни Москвы и москвичей, используя гл. 1,6,7,9,12,15, 17,18, 24,27.
В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми и разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность любой эпохи, а значит, и её состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Обращение к эпиграфу.
|
|