ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет физико-математических и естественных наук | Кафедра «Информатика и методика обучения информатике и математике» |
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Профиль подготовки: | Математика |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика обучения и воспитания (математика)»
(вариант 4)
Выполнил студент гр. 16ЗФПМ51
Осипова Раиса Владимировна
Проверил:
Кандидат педагогических наук, доцент
Марина Елена Владимировна
Пенза, 2020г.
1. В 8 классе график квадратного трёхчлена используется для решения неравенств второй степени. Как организовать с учащимися поиск оптимального пути решения квадратных неравенств с помощью графиков? По результатам поисков составить алгоритмическое предписание для решения неравенств второй степени с помощью графиков.
Для решения квадратных неравенств, в школьных учебниках приводится алгоритм решения, используя который учащиеся могут самостоятельно решить упражнения.
|
|
Задача учителя – детально разобрать этот алгоритм с учащимися, рассмотреть каждый шаг, на примере показать и объяснить, как его использовать. Также учитель должен напоминать учащимся, что при использовании алгоритма нужно его запоминать и контролировать каждый выполняемый шаг. Это поможет избежать типичных ошибок.
Во время изучения темы «Квадратные неравенства» в основном используются фронтальная (при изучении нового материала), коллективная (на уроках закрепления) и индивидуальная (при проверке знаний) формы обучения.
При изучении темы «Квадратные неравенства» используются основные средства обучения, такие как, учебник, задачник, тетрадь, а также могут быть использованы дополнительные средства обучения, дидактические материалы (алгоритм решения квадратного неравенства, памятка по нахождению дискриминанта и корней квадратного уравнения, раздаточные материалы), презентация урока.
Также необходимо учитывать методические рекомендации, для лучшего усвоения темы и устранения стандартных ошибок.
Перед изучением темы «Квадратные неравенства» целесообразно вспомнить решение квадратных уравнений и график квадратичной функции, для актуализации знаний.
При изучении определения квадратных неравенств необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что квадратное неравенство может иметь неполный вид и разобрать решения таких неравенств на примерах.
Нужно подробно рассмотреть и обобщить случаи расположения графика и оси Оx, в зависимости от знака первого коэффициента и дискриминанта. Полезно иметь в кабинете таблицы с графиками, где проиллюстрированы все возможные графики относительно оси Оx.
|
|
При решении неравенства стандартного вида, у которого первый коэффициент отрицательный рекомендуется всегда умножать обе части неравенства на -1. Это поможет избежать ошибок при вычислении корней квадратного трехчлена и при выборе промежутков по схеме графика.
Важно помнить о смене знака неравенства на противоположный, это правило изучалось ещё при решении линейных неравенств, но действует также и при решении квадратных неравенствах.
Следует объяснить учащимся, что при решении квадратных
неравенств метод интервалов не стоит использовать, если этого не сказано вусловии задачи. Гораздо важнее понять и освоить метод схематичного построения параболы, который является наглядным представлением решения неравенства.
Использование математических упражнений и задач позволяет определить уровень знаний учащихся. Упражнения и задачи должны быть расположены в порядке возрастания сложности.
Перед изучением темы «Квадратные неравенства» учитель может дать учащимся краткий тест, с помощью подготовленности учащихся к изучению новой темы. Также этот тест может служить актуализацией знаний учащихся, если сразу после тестирования
разобрать задания вместе с учениками.
Поиск способа решения является основным компонентом решения задачи. «Научить учащихся решать задачи – значить научить их осознанному поиску способа решения».
Создание проблемной ситуации:
Ответьте на вопрос: «По какой траектории движется мяч после удара по нему ракеткой?», «Графиком, какой функции является парабола?» Итак, траекторию движения мяча, описывает квадратичная функция. - С точки зрения баллистики (баллистика - раздел механики, изучающий движение тел в поле силы тяжести Земли) переменная у в этом уравнении, показывает высоту, на которой находится тело над Землей. - Запишите фразу: «Мяч летит над землей» на математическом языке. - Что у вас получилось? - Какое неравенство называется квадратным? - Умеете ли вы решать такие неравенства? - Каким методом? - В чем этот метод заключается? - А как вы думаете аналитический метод – это единственный метод решения квадратных неравенств? - Почему вы так считаете? - А какой же метод должен быть еще, по вашему мнению? | - По параболе. -Квадратичной функции. ax 2 + bx + c > 0 - Квадратное неравенство. - Если в левой части неравенства стоит квадратный трехчлен, а в правой – нуль, то такое неравенство называется квадратным. -Аналитическим, с помощью систем линейных неравенств. - При аналитическом методе решения находят корни квадратного трехчлена, стоящего в левой части неравенства, раскладывают на множители соответствующий квадратный трехчлен, из вновь получившегося неравенства составляют системы линейных неравенств и решают их. - Если квадратный трехчлен, стоящий в левой части неравенства не имеет корней, то его не получается разложить на множители по известной формуле, а следовательно, нельзя применить аналитический способ решения. В домашней работе встретилось такое неравенство. - Графический, с помощью графика квадратичной функции, мы его уже применяли, когда учились строить квадратичную функцию вида у=ах², но мы не знали, что решаем квадратные неравенства. |
Для того, чтобы научиться решать квадратные неравенства нам надо познакомиться с алгоритмом решения. Давайте на примере решения одного неравенства попробуем построить этот алгоритм.
x2 – 4x + 3 < 0
Один из учащихся решает у доски, учащиеся записывают решение в тетрадях и помогают в построении алгоритма; на основе выводов, сделанных учащимися, учитель записывает алгоритм решения на доске.
|
|
Решение
Найдем дискриминант и корни квадратного трехчлена.
D= b2 – 4ac = 16 – 4 ∙ 3 ∙ 1 = 16 – 12 = 4 > 0 ® 2 корня.
x1 = (-b + = 6/2 = 3;
x2 = (-b - = 2/2 = 1. (Точки пересечения с осью абсцисс.)
Схематично построим график функции у = x2 – 4x + 3 < 0, ветви направлены вверх.
Какие промежутки нам нужны? (где у < 0) Назовите их (1; 3).
Алгоритм
1) Найти корни квадратного трехчлена ax2 + bx + c.
2) Отметить найденные корни на оси ОХ и определить куда (вверх или вниз) направлены ветви параболы, служащей графиком функции у = ax2 + bx + c, построить схематически график.
3) С помощью полученной геометрической модели определить, на каких промежутки, на которых функция принимает положительные (отрицательные) значения.
Давайте сравним алгоритм, который построили мы с алгоритмом в учебнике.
(Учащиеся читают алгоритм из учебника и сравнивают с алгоритмом, записанным на доске. Алгоритм из учебника можно дублировать в презентации).
2. Какие этапы содержит процесс применения координат при решении геометрических задач? Привести несколько геометрических задач, решаемых с применением декартовых координат, указать методические особенности этих решений, обратив внимание на преимущества выбранного вами метода.
Чтобы решать задачи геометрические методом координат необходимо выполнение 3-х этапов:
1) перевод задачи на координатный (аналитический) язык;
2)преобразование аналитического выражения;
3)обратный перевод, т. е. перевод с координатного языка на язык, в терминах которого сформулирована задача.
Векторно-координатный метод помогает решать планиметрические задачи через алгебру. В алгебре есть важная особенность – это единообразие способов решения задач.
У учащихся не всегда хватает сообразительности, чтобы решить задачу по геометрии обычным способом. При векторно-координатном методе необходим больше навык алгебраических вычислений, что повышает показатель успеваемости. Поэтому необходимо изучать данный метод, который возможно даст раскрыться ребенку в геометрии.
|
|
Для начала рассмотрим задачи с вычислениями в решении. Чтобы решить задачу такого вида необходимо правильно выбрать систему координат, от этого зависит весь ход решения. Необязательно, чтобы прямоугольная система координат располагалась по основанию и/или стороне фигуры. Это может быть внутренние линии фигуры, которые создают при пересечении перпендикуляр.
Алгоритм решения векторно-координатным методом следующий:
а) определяем систему координат на данной нам фигуре;
б) находим точки координат, которые помогут нам в решении;
в) анализируем и применяем все возможные теоремы, следствия, формулы.
Задача 1. Диагонали выпуклого четырехугольника пересекаются в точке под прямым углом так, что , , . Стороны и при продолжении пересекаются в точке . Найти угол .
Дано: выпуклый четырехугольник,
,
.
Найти:
Решение:
Сразу проведем координатные оси вдоль диагоналей, т.к. по условию задачи мы знаем, что они перпендикулярны. Тогда ось проведем по стороне , а ось по стороне .
Рассмотрим треугольник . В нем нам известно, что и . Из этого следует, что равнобедренный и значит у него .
Так же мы имеем пару смежных углов: , , и , , . Будем находить их по порядку.
Найдем всевозможные точки в системе координат:
, , , ,
Находить необходимые нам углы будем через следующую формулу:
рассмотрим как угол между двумя векторами . Найдем координаты векторов и их длины. Тогда получим:
, мы также знаем, что , значит получим:
Аналогично найдем угол .
, мы также знаем, что , значит получим:
Следовательно
Ответ: .
Задача 2. Две стороны треугольника равны 17 и 28, а высота, проведенная к большей из них равна 15. Найдите медианы треугольника.
Дано:
– треугольник
– высота,
Найти: – медианы треугольника.
Решение.
Вводим систему координат. Расположим ось на стороне , а ось на стороне .
Нам известны координаты точки . Так же нам известна сторона , следовательно мы можем определить координаты точки по оси по формуле:
Таким образом точка имеет координаты .
Нам известно, что , следовательно
Тогда точка имеет координаты . Так как по свойствам медиана делит сторону пополам, мы можем найти точки по формуле:
Получим:
середина отрезка
тогда .
середина отрезка
тогда .
середина отрезка
тогда .
Точки медиан получены. Осталось вычислить длины векторов: .
Ответ: .
Задача 3. Доказать, что прямая, проведенная через середины оснований трапеции, проходит через точку пересечения продолжений боковых сторон.
Решение.
Пусть – данная трапеция, и – середины оснований и , а – точка пересечения прямых и .
Докажем, что точка лежит на прямой .
Рассмотрим два треугольника и . В них , . Следовательно, треугольники и подобны по первому признаку подобия треугольников.
Поэтому, . Так как, и , то
(1).
Точка середина отрезка , поэтому . Аналогично .
Подставив в последнее равенство выражения (1) для и , получим .
Отсюда следует, что векторы и коллинеарны, а значит точка лежит на прямой . Что и требовалось доказать.
Задача 4. Дан произвольный треугольник . Докажите, что существует треугольник, стороны которого соответственно параллельны и равны медианам .
Решение.
Пусть , , – медианы треугольника . Тогда
Сложив все равенства получим:
Отсюда следует, что существует треугольник, стороны которого соответственно параллельны и равны медианам треугольника . Что и требовалось доказать.
Задача 5. Докажите, что отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции, параллелен её основаниям.
Решение.
Пусть и – середины диагоналей трапеции . Покажем, что . Для этого достаточно показать, что коллинеарен .
Так как и – середины отрезков и , то
Следовательно,
Но коллинеарен вектору , поэтому , – вещественное число. Тогда
Т.е. коллинеарен , что и требовалось доказать.
Многие ученики страдают тем, что знают теоремы, но не знают, как применить их на практике решения задач. Векторно-координатный метод помогает думать по-другому.
Мы смотрим не просто на треугольники, параллелограммы, трапеции, а как на треугольники, параллелограммы, трапеции, построенные из точек и векторов на системе координат. Это помогает размышлять над задачей и искать всевозможные пути решения.
В школах всё изучение ведется по принципу от простого к сложному. Поэтому данный метод решения планиметрических задач дает нам научить детей технологии метода. В двумерном пространстве всегда легче учиться азам, чтобы затем переходит к трехмерному пространству.
Умение применять координатно-векторный метод уже в трехмерном пространстве поможет ученикам при сдаче ЕГЭ в части С. Но перед этим необходимо овладеть в совершенстве данным методом, посредством решения многих задач геометрии.
3. Составить индивидуальные карточки – таблицы доказательства теоремы о свойстве вертикальных углов с пропусками. Где и когда целесообразно использовать такие карточки.
Утверждение | Обоснование | |
∠AOC + ∠AOD=180° | ∠AOC и ∠AOD – смежные | |
∠AOD + ∠DOB=180° | ∠AOD и ∠DOB – смежные | |
∠AOC=∠DOB | ∠AOC + ∠AOD=∠AOD + ∠DOB | |
Вертикальные углы равны (ОБРАЗЕЦ) |
Утверждение | Обоснование | |
∠AOC + ∠AOD=____ | ∠____ и ∠AOD – смежные | |
∠AOD + ∠_____=180° | ∠AOD и ∠______ – смежные | |
∠AOC_____∠DOB | ∠AOC + ∠AOD=∠AOD + ∠DOB |
Утверждение | Обоснование | |
∠AOC + ∠AOD=180° | ∠AOC и ∠AOD – ________ | |
∠AOD + ∠DOB=180° | ∠____ и ∠DOB – ________ | |
∠AOC=∠DOB | ∠AOC + ∠_____=∠_____ + ∠DOB |
Утверждение | Обоснование | |
∠_____ + ∠_____=180° | ∠AOC и ∠AOD – смежные | |
∠_____ + ∠_____=180° | ∠AOD и ∠DOB – смежные | |
∠____ =∠_____ | ∠AOC + ∠AOD=∠AOD + ∠DOB |
Применение карточек-заданий, как и других средств обучения, я рассматриваю не как самоцель, а как средство конкретизации и развития понятий, а также приобретения умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации – для доказательств и обобщений.
Табличная форма заданий требует конкретного и краткого ответа, что приучает учащихся вычленять главное в фактическом материале.
Такие карточки можно применить в различных звеньях урока:
Ø при актуализации знаний;
Ø по ходу объяснения нового материала, если изучение наиболее трудных вопросов требует выполнения дополнительных заданий (заполнение таблиц, изображение схем) или тренировки в узнавании или запоминании (работа с рисунками);
Ø при самостоятельном изучении нового материала по учебнику;
Ø для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроке.
Список использованной литературы:
1) Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2010. –215с.: ил.
2) Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. – 12-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2010. – 271 с.: ил.
3) Л.С. Геометрия 7-9 классы./ Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк, И.И. Юдина – М.: Просвещение, 2018 – 384 с.
4) Гусев В.А. Практикум по элементарной математике. Геометрия./ Гусев В.А., Литвиенко В.Н., А.Г. Мордкович – М.: Просвещение, 1992 – 352 с.
5) Дидактические материалы и методические рекомендации для учителя по геометрии: 9 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы» / Т. М. Мищенко. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 – 142 с.