Описание методов и методик исследования. Обоснование их выбора и целесообразности применения

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой теме; психодиагностический (тестирование, опрос); констатирующий и формирующий эксперимент; методы математической обработки данных.   

Изучение познавательного интереса проводилось с помощью нескольких методик, каждая из которых направлена на диагностику определенной составляющей познавательного интереса. Так, методика Н.И. Гуткиной «Столкновение мотивов» позволяет установить преобладание в аффективно-потребностной сфере ребенка ведущего мотива – познавательного или игрового. Исследование проводилось с каждым дошкольником индивидуально. Для этого экспериментатор разложил на столе несколько предметов: игрушки и книга «Сказки». Важно, чтобы игрушки не были яркими. В противном случае внимание ребенка будет сконцентрировано исключительно на них.

В течение минуты дошкольнику дают рассмотреть все, что лежит на столе, после чего предлагают послушать фрагмент любой сказки. Когда развитие сюжета достигает кульминационного момента, экспериментатор под любым предлогом останавливает чтение и задает ребенку вопрос, что именно ему хочется сделать дальше – поиграть с разложенными на столе предметами или услышать завершение истории. В том случае, если у ребенка сохраняется игровой мотив деятельности, он выберет игру; о выраженном познавательном интересе будет свидетельствовать решение услышать финал сказки.

Следующая методика, с помощью которой проводилась диагностика, разработана Т.А. Серебряковой. Возможности данной методики позволяют получить представление о характере вопросов, задаваемых детьми в процессе различных видов деятельности. Акцентируя внимание на их содержании, отметим, что это могут быть и выяснение названия предметов, и вопросы-рассуждения, и вопросы, с помощью которых ребенок получает ответ о результате текущей деятельности, и вопросы о качественном состоянии свойств предметов. Наблюдая за ребенком в течение дня, фиксируют количество заданных вопросов.

О высоком уровне познавательной потребности будет свидетельствовать собственная инициатива дошкольника, заключающаяся в обсуждении вопроса; о средней – проявление эмоций по обсуждаемой теме, что может реализовываться через мимику, движение тела либо однословные реплики. О низкой познавательной потребности будет свидетельствовать слушание взрослого без какого-либо участия в разговоре о сути проблемы.

Третья методика, используемая в диагностике, разработана Э.А. Барановой «Угадай, что в ящике». Возможности методики позволяют провести изучение поисковой активности ребенка. Исследование осуществляется индивидуально: перед ребенком ставится ящик со спрятанным предметом. Началом диагностики является вопрос взрослого: «Смотри, в этом ящичке кое-что спрятано. Ты хочешь узнать, что там?».

Получив утвердительный ответ, экспериментатор продолжает: «Тогда задавай мне любые вопросы о том, что может быть внутри этого ящика, а я буду отвечать». Автор методики обращает внимание на то, что дети могут действовать двумя способами, например, хаотично спрашивая: «Это катушка ниток? Это фломастер? Это солдатик?». В таком случае взрослый помогает: «Спроси у меня, какой размер имеет этот предмет, какой он формы, из чего он сделан, для чего нужен». Подобный способ, по наблюдению Э.А. Барановой, использует меньшинство дошкольников. Время выполнения задания не должно превышать 10 минут, после чего экспериментатор под любыми предлогами прекращает проведение исследования.

О высоком уровне познавательной активности будут свидетельствовать самостоятельные установление причинно-следственной связи, полученной с помощью ответов экспериментатора; о среднем уровне – попытки установить причинно-следственную связь, а при неудачах – использование спонтанных вопросов; о низком уровне – стремление к поиску методом угадывания (спонтанные вопросы).

Описание и интерпретация результатов констатирующего эксперимента.

По методике Н.И. Гуткиной мы определим, какой мотив среди детей контрольной и экспериментальной групп будет преобладать. По методике Т.А. Серебряковой мы установим, какие вопросы по интересующей проблеме будут задавать дети контрольной и экспериментальной групп. При проведении исследования по методике Э.А. Барановой мы определим уровень поисковой активности детей контрольной и экспериментальной групп.

Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, определят необходимость формирования познавательного интереса у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации. Поэтому на основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы и данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента, нами будет разработана коррекционная программа, направленная на формирование познавательного интереса у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивной дошкольной образовательной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: