Общие положения и установки на 2020/2021 учебный год

В 2020/2021 учебном году»

Абрамов Э.Н., к.б.н., доцент, почетный работник общего образования РФ,

эксперт в области теории и методики физической культуры и спорта

Дружинина А.В., старший преподаватель кафедры психологии

и здоровьесбержения ГАОУ ДПО ИРОСТ

Некоторые итоги реализации процесса физического воспитания в общеобразовательных организациях Курганской области

По результатам сверки кадров на 2019-2020 учебный год в общеобразовательных организациях Курганской области на должностях учителей физической культуры работает 687 человек.

Высшее педагогическое образование имеют 404 чел. Имеют стаж педагогической работы до 5 лет – 129 чел., 40 и более лет – 35 чел.

В целях повышения квалификации и оказания методической помощи физкультурно-педагогическим работниками областной системы образования Институтом развития образования и социальных технологий реализован комплекс мер.

За 2019-2020 учеб. год в рамках целевых курсов (по договорам) прошли обучение 76 чел.; в рамках целевых курсов по государственному заданию - 34 специалиста; в рамках планового повышения квалификации - 11 человек.

Курсы повышения квалификации имели различную тематику: «Уроки физической культуры в школе: специфика содержания и организации обучения в условиях реализации ФГОС ОО», «Современные подходы к организации и проведению тренировочного процесса», «Организация и эффективность использования внеурочной формы работы по физическому воспитанию в образовательном учреждении», «Преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ», «Реализация внеурочной деятельности в рамках проекта «Школьный спорт». Всего обучено 121 специалист.

  В рамках курсов повышения квалификации были выявлены ряд профессиональных затруднений педагогов: низкая динамика числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта; не знание темы, над которой работают в рамках плана по самообразованию, метапредметных образовательных технологий, используемых в работе; низкое владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий у педагогов-стажистов; неумение организовать проектную деятельность обучающихся.

С каждым годом фиксируется увеличение доли педагогов, особенно проживающих в области, участвующих в дистанционных курсах повышения квалификации. В большей степени связано это со снижением расходов на проживание, питание, проезд. Кроме этого появляется возможность: работать без отрыва от основного вида деятельности, в своем темпе и открывается доступ ко всей необходимой литературе, после регистрации на сайте.

Организационно-методическое сопровождение осуществляется через систему организационно-методических мероприятий (семинаров) и организационно-методических мероприятий, проводимых с использованием видеоконференцсвязи (вебинаров). В данном учебном году они были объединены единой темой «Актуальное состояние и перспективы преподавания предмета «Физическая культура». Проблемное поле семинаров и вебинаров предполагало обсуждение ряда вопросов: распространение эффективных практик и технологий обучения в условиях реализации предметной концепции «Физическая культура»; сопровождение профессионального развития учителей физической культуры в условиях реализации ФГОС и д.р.

В соответствии с приказом Главного управления образования Курганской области от 23 сентября 2015 года № 1436 «О региональном учебно-методическом объединении по общему образованию в ГАОУ ДПО ИРОСТ создано региональное учебно-методическое объединение по общему образованию, включающее секцию «Физическая культура и ОБЖ» (далее - УМО).

С целью развития профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, профессиональных стандартов, повышения качества общего образования, обеспечения современного уровня обучения создано региональное экспертно-методическое объединение педагогов по предметной специализации «Физическая культура и ОБЖ» (далее – РЭМО).

В рамках деятельности РЭМО осуществляется презентация лучших практик, методическое сопровождение педагогов по актуализации образовательных программ с учетом требований ФГОС ОО и т.д.

В соответствии с «Дорожной картой» Минобрнауки по формированию и введению НСУР, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июля 2017 г. №703 «Об утверждении Плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по формированию и введению национальной системы учительского роста» в 2019 году в очередной раз Курганская область вошла в состав списка субъектов РФ, принимающих участие в апробации новой модели аттестации учителей, в том числе учителей физической культуры и «ОБЖ». В рамках данного исследования был выявлен ряд педагогических затруднений, над которыми предстоит поработать в следующем учебном году.

Общие положения и установки на 2020/2021 учебный год

 

Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта раскрываются в ст. 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и развиваются в приказе Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».

Основные элементы организации физического воспитания и образования в образовательных организациях раскрываются в ст. 29 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Наряду с федеральным законодательством отдельные вопросы физической культуры и спорта в сфере образования на территории Курганской области регулируют:

- Закон Курганской области от 10 ноября 2008 года № 405 «О физической культуре и спорте в Курганской области»;

- Закон Курганской области от 30 августа 2013 года № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области».

В соответствии с пунктом 25 ст.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р) исходит из того, что физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

Пункт 31 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет школьный спорт как часть спорта, направленную на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача создания для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом.

Поддержка физического воспитания и школьного спорта осуществляется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642и Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 302.

Различные аспекты развития физического воспитания и школьного спорта нашли отражение:

- в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761;

- в Плане основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года №1375-р;

- в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р);

- в федеральном проекте «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва» («Спорт-норма жизни») Национального проекта «Демография» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16);

- в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (создание условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах с населением до 50 тыс. человек).

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Пр-759 п.1е-1 от 30 апреля 2019 года разработан проект Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года.

Он содержит положения, касающиеся развития физической культуры и спорта в системе образования.

В частности, пункт 1.1. «Физическая культура и спорт в системе образования» проекта Стратегии предусматривает:

- обновление методик проведения занятий физической культурой               в дошкольных образовательных учреждениях и создание сети центров раннего развития детей;

- обеспечение дальнейшего развития учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе общего, среднего и высшего профессионального образования с целью сохранения, и укрепления здоровья обучающихся;

- реализация внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных организациях, и внеучебной деятельности в профессиональных образовательных организациях, направленной на увеличение сети школьных и студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в спортивных соревнованиях, проводимых соответственно школьными и студенческими спортивными лигами;

- совершенствование системы спортивно-массовых мероприятий            при участии в них всех возрастных групп обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций с максимальным охватом на уровне образовательной организации, муниципальном и региональном уровнях;

- обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности по принципам персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;

- разработка, включение и дальнейшее совершенствование показателей по организации физкультурной и спортивной работы среди обучающихся в систему мониторинга профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

- обеспечение доступности дополнительных предпрофессиональных программ, направленных на профориентацию учащихся на профессии           в сфере физической культуры и спорта.

В прошедшем, 2019 году состоялось два заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (далее – Совет), по итогам которых приняты поручения, затрагивающие методически значимые вопросы развития физической культуры и спорта в сфере образования. В частности, Правительству Российской Федерации было поручено:

- проработать вопрос создания центров раннего физического развития детей (начиная с двухлетнего возраста);

- включить в паспорта национальных проектов мероприятия, направленные на достижение результатов в области физической культуры и спорта, и касающиеся разработки и реализации межотраслевых программ развития школьного и студенческого спорта, разработки и реализации во всех субъектах Российской Федерации межведомственной программы «Плавание для всех», … а также обучение детей плаванию в рамках основных общеобразовательных программ, включая внеурочную деятельность;

- обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих гармонизацию законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании в целях обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, предусматривающих освоение этапов спортивной подготовки.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Пр-759 от 30 апреля 2019 года совместным приказом Минспорта России и Минпросвещения России от 25 ноября 2019 года № 970/639 утверждена Межотраслевая программа развития школьного спорта.

Она включает в себя три подпрограммы:

- «Спортивная инфраструктура общеобразовательных организаций»;

- «Кадровое и научно-методическое обеспечение школьного спорта»;

- «Физкультурно-спортивная работа».

Межотраслевая программа развития школьного спорта призвана содействовать достижению уровня вовлеченности детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом и направлена на совершенствование физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности, в целях повышения уровня физической подготовленности обучающихся, а также решению задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

В качестве основных целевых индикаторов Межотраслевой программы развития школьного спорта определены:

- доля детей школьного возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом на базах общеобразовательных организаций во внеурочное время, в общей численности детей школьного возраста;

- доля общеобразовательных организаций, имеющих школьный спортивный клуб;

- доля педагогических работников общеобразовательных организаций, имеющих профессиональное образование в области физической культуры и спорта или по направлению подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Физическая культура»;

- численность педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификацию;

- количество разработанных программно-методических материалов в области физической культуры и спорта;

- доля обучающихся, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;

- доля обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся данной категории;

- численность детей школьного возраста, участвующих в мероприятиях Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и др.

В соответствии с пунктом 33 перечня мероприятий Межотраслевой программы развития школьного спорта в 2020 году каждый субъект Российской Федерации разработает региональную Межотраслевую программу развития школьного спорта.

В ушедшем году и истекшем периоде 2020 года актуальные вопросы развития физического воспитания обучающихся и школьного спорта обсуждались в рамках:

- круглого стола «Интеграция общего и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности» в рамках Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» (31 мая 2019 года);

- Всероссийского форума школьных спортивных клубов «Школьные спортивные клубы – социальная среда для гармоничного развития личности» в рамках VI Всероссийского совещания работников дополнительного образования «Дополнительное образование – ключ к успеху каждого ребенка» (5 декабря 2019 года), резолюция размещена по адресу: http://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/activities/soveschaniya/page444/;

- II Всероссийского съезда учителей физической культуры (с 11 по 12 декабря 2019 года), резолюция размещена по адресу: http://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/activities/soveschaniya/page445/;

- конференции «Физическая культура и школьный спорт – путь к успеху каждого ребенка» в рамках Московского международного салона образования – 2020 (29 апреля 2020 года) и других мероприятиях.

Рекомендуем отслеживать принятие нормативных правовых актов, издание распорядительных актов и методических рекомендаций по вопросам физического воспитания и школьного спорта, а также решения, принимаемые в рамках методически значимых событий в жизни системы физического воспитания и школьного спорта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: