Итак, какова психологическая структура процесса решения задачи.
Воспользуемся обозначением основных элементов задачи, предложенной Джемсом.
S (situation) - это ситуация, условия задачи, представляемые испытуемому (например, заданное слово).
Р (purpose) - требование, цель, которую ему нужно достичь (например, искомое слово, связанное с S).
m (mean) - средство её достижения (например, осознание отношений между S и Р).
Связь m-Р, т.е. отношение средства к цели содержится в прошлом опыте субъекта, хотя актуально результат р ещё не найден. В данном случае средство m так или иначе уже задано в формулировки вопроса, рассчитанного на репродуктивный ответ. Поэтому решающий переход S-m не требует особой проницательности, но предполагает осознание m как существенного отношения между чувственными представлениями S и Р. Очевидно, что для правильного решения задачи все её элементы должны выступать для субъекта единым комплексом. "Теорией комплексов" назвал Отто Зельц своё объяснение психологических механизмов решения репродуктивных задач.
|
|
Описывая решение задачи и его средства, Отто Зельц вводит три функционально близких понятия.
1. - специфическая реакция, т. е. объективно необходимый ответ, адекватный поставленной цели в заданной ситуации.
2. – операция - способ выделения такого ответа.
3. - метод, т.е. операция, сознаваемая и используемая субъектом как средство решения задачи.
Каким же методом решаются репродуктивные задачи согласно "теории комплексов"?
Схема комплекса располагает элементы задачи в иерархию по двум уже известным уровням:
1. Уровень чувственных представлений (S и Р) и их отношений.
2. Уровень сознанностей (m)
Основа решения задачи - прошлый опыт субъекта, который содержит такого рода схемы понимания существенных отношений между предметами.
В процессе решения, задача выступает для субъекта как незавершённая комплексная структура.
Ещё не определённый (не найденный) результат Р по схеме комплекса антиципируется (предвосхищается) субъектом - через осознание m.
Сознаваемая операция восполнения комплекса, т. е. нахождение Р и становится для субъекта методом решения задачи. Объясняется же решение задачи - переход m из прошлого опыта в актуальный.
Описывая решение задачи и его средства, Зельц вводит три функционально близких понятия. Первое из них - специфическая реакция, т.е. объективно необходимый ответ, адекватный поставленной цели в заданной ситуации. Второе - операция, способ выделения такого ответа. И третье - метод, т.е. операция, сознаваемая и используемая субъектом как средство решения задачи. Каким же методом решаются репродуктивные задачи согласно "теории комплексов?" Психологическая структура решаемой задачи представляет собой "схематически антиципирующий комплекс". Схема комплекса располагает элементы задачи в иерархию по двум уже известным нам уровням чувственных представлений и их отношений, сознанностей (m). Основа решения задачи - прошлый опыт субъекта, содержащий такого рода схемы понимания существенных отношений между предметами. В процессе решения задача выступает для субъекта как незавершенная комплексная структура. Еще не определенный (не найденный) результат Р по схеме комплекса антиципируется, предвосхищается субъектом - через осознание (усмотрение) им отношения m.
|
|
Сознаваемая операция восполнения комплекса, т.е. нахождение р и становится для субъекта методом решения задачи. Объясняется же решение готовностью субъекта к актуализаций заданного отношения m - центральной части комплекса, т.е. к переходу этого отношения из прошлого опыта в актуальный.
Теория Зельца стала фактически первым объяснением психологических механизмов мышления с выделением его специфики. Поскольку в операциональном аспекте мышление выступало как процесс решения простых репродуктивных задач (которые остались единственным экспериментальным материалом в вюрцбургской школе), приложение теории комплексов к другим задачам - более сложным и даже творческим - требовало специальной разработки. Она связана с развитием телеологического подхода, с осознанием его возможностей и ограничений.