Иван Акулов (1922 - 1988)


Иван Акулов. Пехотинец. Окончил Тамбовское пехотное училище. На фронте с 1942 года. Прошел путь от командира взвода до начштаба батальона. Дважды был ранен. День Победы встретил в Кенигсберге. «Мое начальство хотело, чтобы я поехал учиться в военную академию, но я уже неисцелимо болел литературой и тайно мечтал писать <...> думалось, раз я вышел живым из этой смертной купели — мне есть о чем рассказать...» О своей войне он рассказал в романе «Крещение».

 

Виктор Астафьев (1924 - 2001)

 

        

 

Виктор Астафьев. "...О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать ее никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое".

Военная проза Виктора Астафьева - тяжелая, жесткая, действительно, «окопная». Как и у Кондратьева, его правда не лейтенантская - солдатская. Он имеет право на свою правду. Он закончил войну в звании рядового. На фронт ушел добровольцем в 1942 году. В действующей армии с весны 1943. Был шофером, артразведчиком, связистом и всегда - простым солдатом. В книгах Астафьева - его трактовка трагических событий, его позиция в освещении виденного и пережитого. Но если в произведениях 70-х – «Пастух и пастушка» (1971), «Звездопад» (1960) несмотря ни на что сияет свет надежды, то поздняя проза – «Так хочется жить» (1996), «Веселый солдат» (1998), «Прокляты и убиты» (1995) - наполнена горечью и безысходностью.

 

 

У каждого автора «лейтенантской прозы» своя война.

"...Эти молодые писатели сами выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили. Эти досконально знают жизнь роты, взвода, батареи, они видели пот и кровь войны на своей гимнастерке…" (А. Твардовский).

Выжив, они «совершили еще один подвиг – творческий, литературный, оставив нам свое неповторимое правдивое слово». Рассказывая каждый о своем, все вместе они сумели создать полную картину грандиозного события.

Писатели – фронтовики честно сделали свое дело, продолжив традиции русской военной прозы, заложенные Львом Толстым еще в «Севастопольских рассказах»: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красоте его,  и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: