Основные этапы учебно-исследовательской деятельности

Этап учебно-исследовательской деятельности Операционная составляющая (действия на этапе) обучающегося Операционная составляющая (действия на этапе) педагога
Ориентирование Выделение предметной области осуществления исследования Указание определенных параметров выбора темы, при непосредственной опоре на интерес и мотивацию учащегося
Проблематизация Выделение и осознание проблемы - конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент времени ответа, постановка цели исследования Создание проблемной ситуации посредством использования различных проблемных заданий
Планирование Формулирование задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска Формирование среды, провоцирующей учащегося к самораспределению и самоуправлению, создание ситуаций, в которых учащемуся необходимо принимать самостоятельные решения
Определение средств Освоение способов действия, подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования Координирование учащегося при определении методов исследования, круга изучаемых источников, демонстрирование основ работы в библиотеке и сети Интернет, демонстрирование принципов работы с литературой
Сбор материалов или проведение эксперимента Сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных Организация работы по сбору материалов, систематизация совместно с учащимся материала
Анализ Обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных Проведение совместно с учащимся анализа полученных данных, критика отобранных идей, объяснение плюсов и минусов различных вариантов решения проблемы
Рефлексия Соотнесение собственных выводов с полученными ранее, с процессом проведения исследования, с существующими знаниями и данными Корректирование выступления учащегося, разъяснение принципов публичного выступления, составление плана дальнейших исследований

Общая схема учебного исследования такова:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Выдвижение гипотезы. Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

3. Постановка цели и задач исследования.

4. Определение объекта и предмета исследования.

 5. Выбор методов (методик) проведения исследования.

6. Описание процесса исследования.

7. Обобщение результатов исследования.

8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

 

Методы исследования

Метод Определение
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений
Описание Фиксация сведений
Измерение Сравнение по общим признакам
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим

 

Типы исследовательских работ

Выделяют три основные типа исследовательских работ:

1. Теоретическое исследование. В ходе данного исследования не предполагается проведение эксперимента. Однако это не означает, что у вас должен получиться реферат. Вы выполняете изучение и описание определенной проблемы, явления, действия, факта, а итогом являются выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных).

2. Экспериментальная работа. Основу вашей исследовательской работы составляет эксперимент. Необходимо помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента.

Также имеют место экспериментальные работы, выполненные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов в зависимости от изменения исходных условий.

 

Выделяют три типа эксперимента:

Естественный эксперимент. Наблюдение за объектом в домашних условиях или в естественных для объекта условиях.

Лабораторный эксперимент. Это наиболее распространенный тип экспериментальной работы. Результатом являются полученные в эксперименте данные, которые размещают в виде таблиц, диаграмм, графиков и в дальнейшем анализируют, сравнивают и делают выводы.

Вычислительный эксперимент. В связи с высоким развитием информационных технологий у школьников имеется возможность продемонстрировать свой уровень владения различными компьютерными программами. Вы можете написать программу, моделирующую какое-либо явление и провести исследование на основе этой программы. Иногда проводится исследование какой-либо зависимости с помощью математических приложений и готовых программ. Можно создать анимацию какого-то явления.

 

3. Теоретико-экспериментальная работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные вами теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: