ОТЧЕТ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
студента 3 курса, группы 36з
специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
__________________________________
фамилия, имя, отчество
________________________________________
место прохождения практики
Руководители:
от техникума
(должность, Ф.И.О) Преподаватель Рютина Т.И.
Оценка ___________________________
Подпись ___________________
от предприятии (должность, Ф.И.О) Директор ___________________
Рекомендуемая оценка __________________
Подпись __________________
р.п. Сокольское
2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Организационно–экономическая характеристика ООО «Меркурий» магазин «Свежий»………………………………………………………….5
2. Организация экономической и маркетинговой деятельности торгового предприятия……………………………………………………………….11
3. Организация коммерческих и хозяйственных связей, порядок ведения договорной работы на предприятии……………………………………..13
4. Формирование ассортимента, оценка качества и маркировка товаров на предприятии……………………………………………………………….25
|
|
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………....31
Введение
Преддипломная практика – это комплекс мероприятий, проводимых непосредственно перед написанием и последующей защитой выпускной квалификационной работы. Она включает в себя следующие этапы:
- Выбор предприятия, на котором будет проходить практика;
- Разработка и согласование плана;
- Деятельность в выбранной организации;
- Написание отчета.
Преддипломную практику я проходил в ООО «Меркурий», магазин «Свежий»расположенный по адресу: Нижегородская область, Борский район, г. Бор, ул. Кооперативная, д. 4.
Основной целью практики являлось закрепление теоретических знаний, а также формирование практических навыков и умений менеджера по продажам, как одного из значимых участников рыночных процессов.
За время прохождения практики мной были рассмотрены следующие вопросы:
Изучение деятельности предприятия ООО «Меркурий» в области экономики, организации и управления коммерческой деятельностью; изучение инструкций, методических указаний, нормативных документов, постановлений, действующих в настоящее время и регламентирующих работу фирм, организаций и предприятий.
Овладение методами исследовательской и аналитической работы для выявления конкретных факторов и резервов повышения эффективности коммерческой деятельности с учетом достижений науки, техники и передовой практики в области планирования, организации и управления; выявление проблем развития предприятия;разработка организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков; определение финансовых результатов деятельности предприятия;анализ информационного обеспечения коммерческой деятельности;изучение механизма формирования издержек (затрат), их эффективности и ценообразования;оценка номенклатуры и качества реализуемых товаров (услуг);
|
|
Углубление приобретённого практического опыта:организации и управления торгово-сбытовой деятельностью;организации и проведения экономической и маркетинговой деятельности;управления ассортиментом, оценки качества и обеспечения сохраняемости товаров.
Осуществление сбора и обработки необходимых материалов для написания выпускной квалификационной работы.
1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ООО «Меркурий» магазин «Свежий»
ООО «Меркурий» является обществом с ограниченной ответственностью и действует в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданским кодексом РФ. Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами, хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества (ст.2 п.1 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ).
Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором, который назначается ежегодно на общем собрании участников общества.
ООО «Меркурий» занимается розничной торговлей продуктами питания в специализированных магазинах с 2008 года в городе Бор Нижегородской области.
ООО «Меркурий» имеет 2 розничных магазина. Практика пройдена в магазине «Свежий» по адресу: г. Бор, ул. Кооперативная (Большое Пикино), 4.
Магазин «Свежий» ориентируются на интересы широких слоев населения, устанавливая минимальные цены на самые востребованные товары. Формат магазина «Свежий» рассчитан на покупателей со средним достатком, что и делает его популярными среди потребителей.
Ассортимент магазина «Свежий» имеет следующий вид:
- различные виды колбасных и мясных изделий;
- молочные продукты;
- фрукты и овощи;
- продукты глубокой заморозки;
- консервы, бакалея;
- кондитерские изделия;
- табачные изделия;
- промтовары;
- вино-водочная продукция.
Также магазин «Свежий» осуществляет продажу крепкой алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%.
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ»О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в ООО «Меркурий» имеется лицензия.
Организационная структура магазина «Свежий» рассмотрена на рисунке 1.
Директор магазина |
Продавцы торгового зала |
Продавцы-кассиры |
Заместитель директора |
Кладовщики |
Грузчики |
Уборщицы |
Бухгалтер |
Рисунок1. Организационная структура магазина «Свежий»
Магазином «Свежий» руководит директор.Обязанности директора магазина «Свежий»:
- Организация работы магазина.
- Организация и контроль работы сотрудников.
- Выполнение планов по товарообороту, минимизации потерь и соблюдению бизнес-процессов.
- Взаимодействие с проверяющими и контролирующими органами.
Продавцы в торговом зале занимаются следующими функциями:
- Выкладка товара в торговом зале.
|
|
- Разгрузка товара, вывоз товара со склада в торговый зал (для мужчин).
- Отслеживание сроков годности товара.
- Проверка наличия и соответствия ценников на товар.
- Консультирование покупателей в зале.
Обязанность продавцов-кассиров в магазине «Свежий» обслуживание покупателей на кассе и выкладка товаров в прикассовых зонах.
На складе работает кладовщик и грузчики, которые занимаются приемкой товара и его разгрузкой.
В таблице 1 представлены основные финансовые результаты ООО «Меркурий».
Таблица 1.- Динамика финансовых результатов ООО «Меркурий»
Наименование показателя | 2016 год | 2017 год | Абс. отклонение, +- | Отн. отклонение, % |
Выручка от реализации, руб. | 3 883 580 | 5 726 518 | 1 842 938 | 147,5 |
Себестоимость проданных товаров, руб. | 2 718 512 | 3 894 033 | 1 175 521 | 143,2 |
Прибыль от продаж, руб. | 1 165 068 | 1 829 485 | 664 417 | 157,0 |
Рентабельность продаж, % | 29,9 | 31,9 | 2,0 | 106,7 |
Из таблицы 1, видно, что выручка от реализации продовольственных товаровООО «Меркурий» увеличивается на 1 842 938 руб. или на 47,5%, что связано с открытием нового магазина.
Также произошло увеличение себестоимости проданных товаров на 1 175 521 руб.
Прибыль от продаж имеет тенденцию роста. Она выросла по сравнению с 2016 годом на 664 417 руб.
Рентабельность продаж показывает, что на 1 руб. прибыли от продаж приходится 31,9% выручки от реализации. Показатель вырос на 2%, что говорит о повышении эффективности деятельности предприятия.
Систему управления запасами в магазине «Свежий» рассмотрим по следующим элементам: организация, планирование, хранение и контроль.
Организация. Организацией закупочной деятельности в ООО «Меркурий» занимается заместитель директора. Обязанности заместителя директора в сфере закупок состоят в следующем:
- организация работ по исследованию рыночных цен на закупаемые товары, анализ цен в регионах на товары;
- организация сертификации поставляемых товаров;
- управление запасами – анализ текущего состояния товарных запасов, выработка правил и стратегий формирования товарных запасов, принятие оперативных решений о восполнении товарных запасов.
|
|
Прием, хранение, отпуск и учет товарныхзапасов в магазинах «Свежий»возлагается накладовщиков, несущих ответственность за правильный прием, отпуск, учет исохранность вверенныхим запасов, а также правильное и своевременноеоформлениеоперацийпоприемуиотпускутоваров.Складовщиками заключаются договора о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Планирование. Планированием запасов ООО «Меркурий» занимается старший продавец. Продавцом собирается информация о товарах, которые закончились или скоро закончатся, данная информация передается заместителю директор.
Существующая система закупочной деятельности компании предполагает традиционную технологию поставок по схеме, представленной на рисунке 2.
Заместитель директора |
Поставщик |
Склад |
Бухгалтер |
заказ |
товар накладная |
акцепт |
Оплата счета |
заказ |
Старший продавец |
отчеты |
Рисунок 2. Существующая организация процесса закупки в ООО «Меркурий»
Схема закупки выглядит следующим образом:
1. Старший продавец магазина «Свежий»по мере необходимости составляет отчеты о движении товаров на складе и добавляют в эти отчеты заявки от покупателей на конкретный товар (если таковые имеются) и передают их заместителю директора;
2. Заместитель директора магазина составляет заявки для каждого поставщика на определенные товары, договаривается о сроках и способах их доставки, передает для расчетов бумаги в бухгалтерию.
3. Поставщик отгружает продукцию в соответствии с оформленным заказом и выставляет счет на оплату.
4. В пункте приема товара (на складе) производится сверка поступившего груза с накладной, и в случае совпадения заявленного в накладной товара по количеству и качеству производится его оприходование и передача соответствующего документа в бухгалтерию.
5. В бухгалтерии производится снова сверка накладной, счета и заказа (контракта), и в случае отсутствия расхождений выполняется оплата счета.
В процессе планирования закупок старший продавец магазина «Свежий» отвечает на следующие вопросы:
- какие запасы требуются;
- количество запасов, которые понадобятся для продажи;
- время, когда они понадобятся.
Закупка товаров происходит методом закупки по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:
- количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
- поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
- оплачивается только поставленное количество товара.
Преимущества данного метода: отсутствие твердые обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
Хранение. Зоной хранения в организации ООО «Меркурий» является склад. Функции товарных складов:
- получение запасов от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;
- накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий хранения.
В ООО «Меркурий» предусматриваются холодильные установки для охлаждения и хранения скоропортящегося сырья.
Контроль. Особое место в управлении запасами занимаетсистематический анализ, контроль за состоянием и регулирование товарных запасов.
Для осуществления контроля за состоянием запасов в ООО «Меркурий» проводится инвентаризация.
Основными целями инвентаризации запасовООО «Меркурий» являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- контроль за сохранностью запасов организации путем сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- выявление запасов, потерявших свои первоначальные качества, не используемых и не нужных организации;
- проверка соблюдения правил и условий хранения запасов.
Проведение инвентаризаций запасов обязательно:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений и порчи ценностей;
- в случаях стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации или реорганизации предприятия.
Организация экономической и маркетинговой деятельности предприятия ООО «Меркурий».
За движением запасов ООО «Меркурий» применяется контроль по системе АВС.
Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т.п.
Рекомендуемое распределение:
- Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50 % от общей суммы параметров.
- Группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 50 % до 80 % от общей суммы параметров.
- Группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 80 % до 100 % от общей суммы параметров.
Таблица 2.- Анализ ассортимента ООО «Меркурий»
Товарная группа | 2016 год | 2017 год | Тем роста, % | ||
Выручка, руб. | Уд. вес, % | Выручка, руб. | Уд. вес, % | ||
Молочная продукция | 492390 | 12,7 | 741478 | 12,9 | 150,6 |
Мясопродукты | 618740 | 15,9 | 923870 | 16,1 | 149,3 |
Хлебобулочные изделия | 558114 | 14,4 | 832360 | 14,5 | 149,1 |
Кондитерские изделия | 152369 | 3,9 | 193848 | 3,4 | 127,2 |
Замороженные продукты | 229631 | 5,9 | 348740 | 6,1 | 151,9 |
Овощи-фрукты | 454123 | 11,7 | 692360 | 12,1 | 152,5 |
Бакалея | 354220 | 9,1 | 523501 | 9,1 | 147,8 |
Вино-водочная продукция | 568974 | 14,7 | 837150 | 14,6 | 147,1 |
Сопутствующие товары | 455019 | 11,7 | 633211 | 11,1 | 139,2 |
Итого | 3883580 | 100,0 | 5726518 | 100,0 | 147,5 |
По всем товарным группам в 2017 году произошло увеличение выручки, что связано с открытием нового магазина.
В табл. 3 проведено распределение выручки ООО «Меркурий» по группам АВС.
Таблица 3.- Распределение выручки ООО «Меркурий» по группам АВС
Товарные группы | Доля по убыванию, % | Доля в обороте с накопительным итогом, % | Группа | ||
2016 год | 2017 год | 2016 год | 2017 год | ||
Мясопродукты | 15,9 | 16,1 | 15,9 | 16,1 | А |
Хлебобулочные изделия | 14,4 | 14,5 | 30,3 | 30,7 | А |
Вино-водочная продукция | 14,7 | 14,6 | 45,0 | 45,3 | А |
Молочная продукция | 12,7 | 12,9 | 57,6 | 58,2 | В |
Овощи-фрукты | 11,7 | 12,1 | 69,3 | 70,3 | В |
Сопутствующие товары | 11,7 | 11,1 | 81,0 | 81,4 | С |
Бакалея | 9,1 | 9,1 | 90,2 | 90,5 | С |
Замороженные продукты | 5,9 | 6,1 | 96,1 | 96,6 | С |
Кондитерские изделия | 3,9 | 3,4 | 100,0 | 100,0 | С |
Итого | 100,0 | 100,0 | - | - | - |
В группу А попали такие виды продукции как мясопродукты, хлебобулочные изделия и вино-водочная продукция, то есть именно эти товары приносит основной доход ООО «Меркурий».
В группу В попадают молочная продукция и овощи/фрукты – эти товарытоже востребованы. Данный вид запасов имеет значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности.
Остальные группы товаров (сопутствующие, бакалея) попали в группу С. Товары группы С в совокупности приносят ощутимый доход и игнорировать их ни в коем случае нельзя.
Оптимизация на предприятии ООО «Меркурий» должна состоять в увеличении доли запасов А, и сокращении доли запасов С. Необходимо усилить контроль за движением запасов, попавших в группу В. Запасы группы В должны контролироваться один раз в месяц. Контроль за движением запасов, попавших в группу С должен осуществляться с периодичностью один раз в квартал.
Не менее важным этапом оценки системы управления запасами является анализ структуры запасов и анализ эффективности их использования.