Вопрос 7. Основные типы семей

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная семья.

Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесснуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран.

Нуклеарная семья – преобладающий тип семьи, который состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться отродительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых «вылетели из гнезда»). Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей).

Материнская (внебрачная) семья семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя» без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

В настоящее время существует также так называемый гражданский брак. Иногда его называют фактическим, в просторечии именуют сожительством. Психологи имеют свой термин - промежуточная семья, подчеркивая, что в любой момент она может принять какую-то окончательную форму: развалится или будет закреплена документально. В такой семье трудно строить долгосрочные планы. Мужчина и женщина, годами проживая под одной крышей, остаются при этом «он» и «она», тогда как супружеское «мы» обладает совсем иным качеством ощущения самих себя и жизни вообще.

Фактические браки приобретают всевозрастающую популярность в западном мире – Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Не осталась в стороне и Россия, где около 10% супругов живут в незарегистрированном браке. Что же лежит в основе такого партнерства двух «независимостей»? Оказывается, вовсе не соображения типа «мы еще молоды для брака, надо материально встать на ноги, а тогда уж...» По данным социологическая исследований, в фактическом браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, по крайней мере, уверенно подходят к приличному достатку. Скорее всего, решение «просто пожить вместе» рождается в силу желания оградить себя от ответственности, подстраховаться удобной «подножкой», с которой можно при случае соскочить.

 Вопрос 8.Основные функции семьи

Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого человека.

Функции семьи – направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.

В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава семьи – мужчина – был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Один из вариантов функций современной семьи представлен финским педагогом Ю.Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Стадия семьи

Основная функция семьи

 
родительская функция функция ребенка  
1 2 3  
I. Этап формирования семьи Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, беседы между супругами о будущем семьи    
II. Семья, ждущая ребенка; семья с младенцем Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук; овладение словами, короткими фразами, речью  
III. Семья с ребенком дошкольного возраста Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к материальным затратам; распределение обязанностей, ответственности; поддержка сексуальных отношений; дальнейшее развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка; сохранение прежнего круга друзей формирование семейных традиций, беседы о воспитании детей Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа  
IV. Семья школьника Воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с другими родителями Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, включение в группу сверстников, расширение словарного запаса и развитие речи; формирование научной картины мира  
V. Семья с ребенком старшего школьного возраста Передача ответственности ребенку по мере взросления; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей между членами семьи; воспитание детей на достойных образцах; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности Положительное отношение к собственному полу; прояснение роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; формирование собственного мировоззрения  
VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир Отрыв от взрослеющего ребенка; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между своей семьей и семьей ребенка; уважение самостоятельности обеих семей Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, который может отвечать за свои поступки; создание прочных отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи  
 

Партнерские функции

 
VII. Семья среднего возраста («пустое гнездо») Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки)    
VIII. Постаревшая семья Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)  

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.

В то же время существуют и другие подходы к определению функций семьи. Необходимо отметить, что в настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей. Социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д.

На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, такие как социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. При более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя»), и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество.

Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает воспроизводства населения.

В последние годы растет число супружеских пар, которые сознательно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иным трудностями. На фоне таких «неродителей» особо отчетливо высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар.

На потенциал нации влияют не только количественные, но и качественные отклонения в воспроизводстве населения. У coвременныхноворожденных детей низкие качественные показатели - явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин очень много. Прежде всего, это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем) во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфекций и т.д.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наследственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального характера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном положении. От новорожденных детей с выраженными признаками тяжелой болезни, уродства родители нередко отказываются, взваливая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учреждений, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здоровья влияют на выполнение семьей воспитательной функции.

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось в научной литературе. Первоначально оно было принято Организацией Объединенных Наций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных организаций, прежде всего Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В России принята Федеральная программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, и другие естественные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи ее экономическая общность, реализация экономической функции. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашнего быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно стоит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство существенным образом меняет психологический климат семьи, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов.

Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера. В ежедневных обязанностях члены семьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать внимание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привычкам, вкусам близких.

При ведении домашнего хозяйства приходится принимать различные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремонтировать кухню и т.д. В большинстве современных семей складываются равноправные отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, и, следовательно, решения принимаются коллегиально.

По сравнению с прошлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство сегодня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благоустройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудированность и т.д.). Возникают так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициативу в той области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация досуга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.).

Формы руководства семьей авторитарная, демократическая, анархическая. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право решающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж главный кулинар, а жена своеобразный интеллектуальный центр, руководитель образовательной деятельности детей.

Функция организации досуга восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что в условиях различных социально-экономических потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья как психологическое убежище выступает источником стабильности для конкретного человека и для страны в целом. Но восстановительная роль современной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые необходимо воспитывать у себя.

Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни.

Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Досуг внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло от глагола «досягать», что буквально означало – время, когда можно чего-то достичь.

Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулки на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности быта семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства совместный труд и взрослых, и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы «выкроить» деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в интересах и увлечениях всех членов семьи. Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Наиболее популярными формами проведения свободного времени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, собрались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о проведенном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. В некоторых семьях сохранились традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования.

Воспитательная функция важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Воспитание – очень сложный процесс, в котором влияние взаимно. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо»: так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

Семья это своеобразная школа, в которой каждый проходит через много социальных ролей. Появился ребенок – стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, с особенностями своего темперамента. Приходится что-то принять в человеке, что-то тактично изжить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать негативных ситуаций, всячески подчеркивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда oсознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструирования игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители идут по ступенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные детские проблемы; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Подросшие дети обогащают опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.

Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью.

Таким образом, ребенок в семье неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание это прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

Вопросы к практическим занятиям «Семейная педагогика» Группа П1-19 Студент группы получает 1 вопрос, конспектирует материал в объеме 5страниц. Ответ отправляет преподавателю на проверку на Email: vi_kolesov@mail.ru; 8-911-721-52-02  

1. Основные понятия науки «семейная педагогика»

2. Задачи науки «семейная педагогика»

3. Методы семейной педагогики (эмпирический уровень)

4. Методы семейной педагогики (теоретический уровень)

5. Связь семейной педагогики с другими науками

6. Источники семейной педагогики

7. Формы брака и семьи в истории человеческого общества

8. Кризис семейного образа жизни

9. Социально-философские прогнозы в отношении будущего семьи

10. Социально-психологическая характеристика современной семьи в РБ

11. Функции семьи в современном обществе

12. Роль семьи в становлении личности ребенка

13. Сущность и специфика семейного воспитания

14. Отличие семейного воспитания от общественного

15. Неблагоприятные факторы семейного воспитания

16. Понятие воспитательного потенциала семьи

17. Социально-культурный фактор воспитательного потенциала семьи

18. Социально-экономический фактор воспитательного потенциала семьи

19. Демографический фактор воспитательного потенциала семьи

20. Технико-гигиенический фактор воспитательного потенциала семьи

21. Внутрисемейные отношения как ведущий компонент воспитательного потенциала семьи

22. Способы проявления родительской любви к детям

23. Функции и роль отца в семье

24. Место и роль матери в семье

25. Роль прародителей в воспитании детей

26. Влияние сиблингов на развитие ребенка

27. Проблема типизации семей в науке

28. Педагогическая классификация семей

29. Понятие благополучной семьи в педагогике

30. Неблагополучная семья, ее характеристика

31. Показатели неблагополучия ребенка в семье

32. Актуальные проблемы семейного воспитания

33. Типичные ошибки родителей в семейном воспитании

34. Стили семейного воспитания

35. Авторитетный стиль семейного воспитания

36. Либеральный стиль семейного воспитания, его характеристика

37. Авторитарный стиль семейного воспитания

38. Характеристика белорусской традиционной крестьянской семьи

39. Цель и задачи воспитания в белорусской народно-семейной педагогике

40. Основные принципы семейного воспитания у белорусов

41. Специфика методов и средств белорусской семейно-народной педагогики

42. Пути использования идей народной педагогики в практике семейного воспитания

43. Цель и задачи семейного воспитания в современных условиях

44. Принципы семейного воспитания

45. Правила позитивного семейного воспитания

46. Содержание семейного воспитания ребенка-дошкольника

47. Воспитание в семье здорового ребенка

48. Эмоционально-нравственное воспитание ребенка в семье

49. Развитие интеллекта ребенка в условиях семейного воспитания

50. Половое воспитание ребенка в семье

51. Проблема воспитания в семье будущих семьянинов

52. Проблема классификации методов семейного воспитания

53. Поощрение и наказание как ведущие методы семейного воспитания

54. Способы поощрения детей в семье

55. Методы наказания в семье

56. Оправданные виды наказаний ребенка в семье

57. Недопустимые формы наказания детей

58. Новые методы воспитания детей

59. Наиболее популярные методики семейного воспитания

60. Воспитание в семье агрессивного ребенка

61. Воспитание в семье гиперактивного ребенка

62. Детская ложь

63. Детское воровство.

64.«Трудные» вопросы детей и ответы на них родителей

                            Список литературы:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии". -СПБ.: "Питер", 2011. - 400 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: «Питер». 2000. - 304 с.

3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. М: ТК Велби, Изд-во «проспект», 2004. -208 с.

4. Ефремов О.Ю. Педагогика: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2010. - 352с.

 5. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. -160 с.

6. Кравченко А.И.Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.

7. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебн.пособие для вузов. – М: Высшая школа, 2006. -319с.

8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

 9. Мастюкова Е.М. и Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. высш. уч. завед./ Под ред. В.И.Селиверстова. – М:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 408с.

10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

11. Педагогика. Гл. ред. Г.Нойнер. – М.: «Просвещение», 1978. 511 с.

 12. Педагогика. Под ред. П.Н.Груздева. – М.:Учпедгиз, 1940. - 623с.

13. Педагогика. Под ред. Г.И.Щукиной. – М.: «Просвещение», 1977. - 383 с. 14. Педагогика. Под ред. И.П.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство,1996. - 602 с.

15. Педагогика. Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: «Просвещение»», 1983. - 608 с.

16. Подласый И.П. Педагогика. – М., «Просвещение». Изд. центр «Владос», 1996. - 631 с.

17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Уч.пособие в 2-томах. Том 2. Процесс воспитания. - М.: «Просвещение». Изд. центр «Владос», 1999. - 256 с.

18. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика. Учебник для студ., аспир., тренеров по дисц. «Физ. культура». М: Терра-Спорт, 2007. – 272 с.

19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 20. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.:Педагогическое общество России. 1999. – 416 с.

 21. Степаненков Н.К. Педагогика. Учебное пособие. – Минск: Скакун В. М., 1998. - 448 с.

22. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Уч.пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: «Совершенство», 1998. – 368с.

 23. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика: Уч.пособие. 4- е изд., перераб. и дополн. – М.:Юрайт, 2011. -671с.

24. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов. М.:Гардарики, 1999. – 520 с.

25. Хоменко И.А. Концептуализация понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики // Известия Самарского научного центра РАН. - № 4 (6). – 2009. – С. 887-890. 26. Эриашвили Н.Л. Юридическая педагогика: Учеб.пособие. –М.: Юнити Дана, 2004. - 895

Список дополнительной литературы:

1. Амонашвили, Ш. Искусство семейного воспитания / Ш. Амонашвили. - М.: Амрита, 2010. - 296 c. 2. Амонашвили, Шалва Искусство семейного воспитания / Шалва Амонашвили. - М.: Свет, 2015. - 336 c. 3. Амонашвили, Шалва Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Шалва 3 3. 3.Амонашвили. - М.: Амрита, 2013. - 336 c. 4. Амонашвили, Шалва Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Шалва Амонашвили. - М.: Амрита, 2014. - 336 c. 5. Варга Дела семейные / Варга, Домокош. - М.: ИЛ, 2012. - 160 c. 6. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Наука, 2013. - 205 c. 7. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Огни, 2015. - 303 c. 8. Давидович, Л. Р. Логопедия. Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии / Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Ж.В. Антипова. - М.: Мир, 2014. - 216 c. 9. Давидчук, А.Н. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова. - М.: СПб. [и др.]: Питер, 2011. - 144 c. 10. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - М.: РГСУ, 2010. - 288 c. 11. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса "Российская семья". - М.: РГСУ, 2011. - 288 c. 12. Казаченко-Триродов, Н.П. Воспитание и обучение дефективных детей / ред. А.С. Грибоедов, Н.П. Казаченко-Триродов. - М.: Петроград: Комиссариат СоциальногоОбезпечения, 2010. - 1006 c. 13. Ле, Шан Э. Верните здравый смысл в воспитание ребенка / ЛеШанЭ.. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2012. - 349 c. 14. Лифляндский, В.Г. Ваш семейный доктор. Новейшая энциклопедия медицинских знаний / В.Г. Лифляндский. - М.: Наука, 2012. - 400 c. 15. Ломоносов, М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов. - М.: Наука, 2012. - 344 c. 16. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 172 c. 17. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: Философская книга, 2015. - 176 c. 18. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Мир, 2014. - 304 c. 19. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. 3-4 классы ДМШ / Б.Е. Милич. - М.: Гостехиздат, 2012. - 63 c. 20. Наши праздники: советские, общегосударственные, трудовые, воинские, молодежные и семейно-бытовые праздники, обряды, ритуалы. - М.: СПб. [и др.]: Питер, 2015. - 168 c. 21. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.: СИНТЕГ, 2012. - 192 c. 22. Перэ, Б. Нравственное воспитание, начиная с колыбели / Б. Перэ. - М.: Москва, 2015. - 336 c. 23. Петербургский, Ф. Магия счастья и любви, или как воспитать ангела. 12 законов дух.воспитания и влияния на людей / Ф. Петербургский. - М.: Омск: Простор, 2010. - 148 c. 24. Петербургский, Ф. Магия счастья и любви, или как воспитать ангела. 12 законов духовного воспитания и влияния на людей / Ф. Петербургский. - М.: Омск: Простор, 2013. - 148 c. 25. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Гостехиздат, 2010. - 96 c. 26. Рябинин, Б. Друг, воспитанный тобой / Б. Рябинин. - М.: СИНТЕГ, 2010. - 176 c. 27. Семенов, В.В. Близнецы: проблемы воспитания и развития / В.В. Семенов, Б.И. Кочубей. - М.: ИЛ, 2012. - 80 c. 28. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Огни, 2013. - 272 c. 29. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. - М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2010. - 128 c. 30. Шан Верните здравый смысл в воспитание ребенка. Главная книга родителей, которые желают своим детям счастья / Шан, Ле Эда. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2015. - 352 c.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: