Классификация политических элит

Схема 1

Схема 2

 

Исходя из анализа данных схем, можно дать ещё одно определение элиты.

Политическая элитаэто относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объём государственной и информационной власти, её отличают высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных социальных групп и создаёт механизм воплощения политических замыслов.

Критерии эффективности деятельности политической элиты

1) Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего на­рода.

2) Политическая стабильность общества.

3) Национальная безопасность.

4) Оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Важнейшие нормы, регулирующие положение политической элиты в обществе

1) Организация власти → конкуренция различных элитарных групп между собой (разделение властей, конкуренция центральной и местной власти).

2) Избираемость народных представителей (депутатов) и главы государства.

3) Профессионализация управления → компетентность и ответ­ственность чиновничьего аппарата могут ограничивать произвол по­литического деятеля.

4) Организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп, движений и т. д.), борющихся за власть или за влияние на неё.

5) Режим гласности и информационной открытости власти (зако­нодательство о СМИ, закрепляющее свободу массовой информа­ции).

6) Развитое гражданское общество, наличие общественных орга­низаций, контролирующих действия власти.

Воспитание элиты

В современном мире различают элитарное и элитное образование.

Элитарноеобразование — образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства. Социологи обычно различают элиту «крови» (критерий знатности, господствующий в традиционном обществе), элиту богатства (в индустриальном обществе) и элиту знания (в информационном обществе). Поскольку элитарное образование — образование для выходцев из узкого круга, оно несправедливо, оно расточительно для общества: ведь в этом случае теряются таланты детей, семьи которых не входят в элиту общества.

Напротив, элитноеобразование, помимо того что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что его критерием являются способности, таланты детей; оно не должно зависеть от происхождения и богатства родителей. Для усвоения ценностей, предложенных этой системой образования, необходим высокий уровень способностей.

Различие между элитарными и элитными школами видно хотя бы из того, что отпрыски богатых семей, поступив в элитную школу, просто не смогут в ней учиться, если не обладают высокими интеллектуальными способностями. Из такой школы они просто вынуждены будут уйти, ибо «не потянут», даже если их родители и заплатили немалые деньги за их обучение. Можно видеть, что элитарное образование сопряжено с системой закрытого рекрутирования элит, в то время как элитное образование — с системой открытого её рекрутирования.

Примерами элитного образования в современном мире являются Итон, Харроу (элитные школы), Оксфорд, Кембридж (элитные университеты) в Англии; Гротон и Сент-Поль (элитные средние учебные заведения), университеты «Лиги плюща» — Гарвард, Йель, Принстон в США.

 

ВОПРОСЫ:

1. Депутаты Законодательного собрания и представители администрации области Л. добились роста благосостояния народа, политической стабильности, что говорило о компетентности политической элиты, ориентированной на интересы всего общества.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики данной политической элиты и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общенациональная
2) неправящая
3) региональная
4) этническая
5) правящая
6) профессиональная

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о составе политической элиты, и одно предложение, раскрывающее любую из функций политической элиты в обществе.

3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политическая элита в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4. (1−4). Прочтите текст и выполните задания 1−4.

Циркуляция элит

Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспоримо то, что через какое-то время они исчезают. История — это кладбище аристократий… Некоторые аристократии приходят в упадок не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку в них ослабевает энергия и изменяются пропорции ресурсов, благодаря которым они завоёвывали власть и удерживали её. […]

Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно: благодаря семьям из низших классов, приносящим энергию и ресурсы, необходимые для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов.

Если один из этих процессов прекратится или, что ещё хуже, прекратятся оба, правящий класс придёт к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и, напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной.

В результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера. Время от времени происходят неожиданности и жестокие потрясения, подобные наводнениям; затем новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь.

Революции происходят, поскольку с замедлением циркуляции элиты или по какой-либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают ресурсами, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих потенциалом, необходимым для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы.

(В. Парето)

1)В чём автор усматривает причины упадка аристократий в количественном и в качественном отношении? Каким образом происходит, по мнению автора, численное и качественное восстановление правящего класса (укажите два способа)?

2) В чём автор усматривает последствие упадка аристократий? Укажите по тексту два основных признака нарушения равновесия в обществе и любые два условия осуществления революции.

3)Автор пишет, что «в результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера». Опираясь на изученный материал по курсу отечественной и всеобщей истории, обществоведческие знания, приведите три примера, иллюстрирующие процесс постепенной трансформации элит.

 

4) Опираясь на материал курса обществознания, укажите три любых канала рекрутирования современной политической элиты, поясните кратко значение каждого из них.

 

Никколо Макиавелли (1469−1527) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.

Занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии (1498), отвечал за дипломатические связи республики. Автор военно-теоретических трудов. Историограф (1520), написал «Историю Флоренции» (1520−1525).

Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств. Трактат «Государь» (1532) отразил данные идеи, идеи «мастерства управления государством, независимого от моральных устоев». Пристальное внимание уделял личности правителя, считал, что для государства важнее и эффективнее, если он опирается на силу, а не на мораль, если есть политическая целесообразность таких действий. Главная цель правителя — процветание государства, мораль отходит на второй план. В качестве примеров ссылался на политику дохристианского Рима.

Автор термина «государственный интерес», который оправдывал претензии государства на право действовать вне закона. Высказывал идею всеобщей воинской обязанности.

Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить, что было. Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те же результаты.

Человеку, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остаётся лишь гибнуть среди множества тех, кто недобродетелен.

 

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.

Темы для эссе:

1. «Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперёд других людей».

Политический процесс представляет собой совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей:

  • внешне- и внутриполитические процессы;
  • долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой и т. д.) и краткосрочные процессы (избирательные кампании, митинги и т. п.);
  • публичные и непубличные процессы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: