А как думают взрослые, ваши родители?

У Астафьева самым тяжёлым, самым страшным наказанием являются муки совести главного героя. По Астафьеву, пока у человека есть совесть, живая душа, способная на искреннее внутреннее покаяние, она способна отойти от зла.

(Запомните!: Покаяние – добровольное признание в своих преступлениях, ошибках, грехах.)

Прочитайте покаянные монологи героя.

(Монолог – когда говорит один).

Выразительное выборочное чтение:

- стр.95 – «Я думал, сейчас бабушка…»

- стр.95 – «Бабушку надул. Калачи украл….»

- стр.96 – «А что если разбудить её и всё рассказать?»

- стр.98 – «Оттуда, из-за моста …»

Мы видим, что мальчик искренне раскаивается в совершённом поступке, ему стыдно, они понимает, что нет ему прощения. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своём и о его позоре дедушке.

Выборочное чтение отрывка – стр.102.

 Мальчик чувствует, что всему миру явлен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, но и виноват в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.

Напряжение растёт и наконец достигает кульминации. Дедушка пожалел внука, и накопившиеся слёзы «хлынули безудержно». Дедушка помог мальчику выйти из невыносимого положения: «попроси прощения».

Выразительное чтение отрывка – стр.103.

( Мальчик надеялся, что бабушка его простит, и бабушка простила.)

Сочинение  учеником собственного стихотворения, написанного к рассказу «Конь с розовой гривой».

22. Как случилось, что бабушка, такая строгая, такая принципиальная, не стала наказывать внука за обман?

(Бабушка, в отличие от мальчика, знает, что у человека всегда должна быть надежда на добро, потому что добро должно быть всегда больше зла, добро должно быть постоянным и не зависеть ни от каких дурных обстоятельств.)

23. Правильно ли бабушка поступила? (Ответить письменно на вопросы)

 

24. Читаем финал рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». Почему? (Ответить письменно на вопросы)

Вывод  по рассказу: Добро – высшая справедливость, и бабушка восстановила эту справедливость, вернула внуку мечту. Бабушка преподнесла большой урок внуку. Это был урок Доброты. Бабушка знала, что всякое зло должно быть выстрадано человеком через муки совести и смыто слезами, поэтому оно должно заканчиваться Добром и Любовью. Особенно в детстве.

В основе добра – расчёт на понимание. Витька понял и оценил сладость бабушкиного пряника. Именно с ним связаны уроки Доброты, данные мальчику его бабушкой.

Отсюда и главная идея рассказа и главный моральный закон писателя В.П.Астафьева: «В мире надо продолжать добро. Оно Доброе Добро, оно существует для того, чтобы легче было жить людям.

А я хочу сказать вам, ребята, в заключении. Я очень хочу, чтобы и в вашем детстве было как можно больше уроков доброты, чтобы они помогли вам не совершать такие проступки, за которые вы испытывали бы муки совести. Я надеюсь на это и угощаю вас пряником-конём. Уважаемых гостей я тоже хочу угостить пряником-конём, чтобы он помнили, что есть на свете такое вкусное и сказочное наказание, как бабушкин пряник, то есть наказание и воспитание добром и милосердием. Не забывайте: назначение человека на земле – творить добро. Именно этому учили Витю в семье бабушка и дедушка. Именно этому должны учить всех детей в каждой семье. Надеюсь, что в год Семьи государством будет многое сделано для того, чтобы дети жили в счастливых семьях, в мире Добра и Справедливости. Я хочу в это верить. Так и будет.

7. Домашнее задание:

Творческое задание «Поступок, за который мне и сейчас стыдно». (Вспомните о своём проступке, опишите и заново оцените. Изменилось ли ваше отношение к нему?)

Песня «Доброта».

1.Добрым быть совсем-совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

2. Добрым быть совсем-совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев.

3.Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Припев.

 

Наберите в интернет и послушайте песню.

 

В интернет наберите 57 урок 3 четверть Муки совести   видео урок по литературе «Конь с розовой гривой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: