Сущность комбинированного метода построения сечений многогранников состоит в том, что на некоторых этапах построения сечения применяется или метод следов, или метод внутреннего проектирования, а на других этапах построения этого же сечения используются изученные теоремы о параллельности, перпендикулярности прямых и плоскостей. При этом дополнительно используются свойства данного многогранника.
Задача. Построить сечение параллелепипеда АВСDА1В1С1D1 плоскостью α, заданной точками Р, Q и R, если точка Р лежит на диагонали А1C1, точка Q - на ребре ВВ1 и точка R - на ребре DD1.
Решение.
а) Решим эту задачу с применением метода следов и теорем о параллельности прямых и плоскостей.
Построим след секущей плоскости α = (РQR) на плоскости (АВС). Для этого строим точки Т1 = РQ ∩ Р1В, где PP1║AA1, P1 є AC, и T2 = RQ ∩ ВD. Построив след Т1Т2, замечаем, что точка Р лежит в плоскости (А1B1C1), которая параллельна плоскости (АВС). Это означает, что плоскость α пересекает плоскость (А1B1C1) по прямой, проходящей через точку Р и параллельной прямой Т1Т2. Проведем эту прямую и обозначим через М и Е точки ее пересечения с ребрами соответственно А1B1 и А1D1. Получаем: М = α ∩ А1B1, Е =α∩ А1D1. Тогда отрезки ЕR и QМ являются сторонами искомого сечения.
|
|
Далее, так как плоскость (ВСС1) параллельна плоскости грани ADD1A1, то плоскость α пересекает грань ВСC1B1 по от резку QF (F= α ∩ СС1), параллельному прямой ЕR. Таким образом, пятиугольник ERFQM - искомое сечение. Точку F можно получить, проведя RF║ MQ.
б) Решим эту задачу, применяя метод внутреннего проектирования и теоремы о параллельности прямых и плоскостей.
Пусть Н=АС ∩ ВD. Проведя прямую НН1 параллельно ребру ВВ1 (Н1 є RQ), построим точку F: F=РН1 ∩ CC1.Tочка F является точкой пересечения плоскости α с ребром СС1, так как РН1 є α. Тогда отрезки RF и QF, по которым плоскость α пересекает соответственно грани CС1D1D и ВСС1В1 данного параллелепипеда, являются сторонами его искомого сечения.
Так как плоскость (АВВ1) параллельна плоскости (CDD1), то пересечением плоскости α и грани АВВ1А1 является отрезок QМ (М є А1В1), параллельный отрезку FR; отрезок QМ - сторона сечения. Далее, точка Е = МР ∩ А1D1 является точкой пересечения плоскости α и ребра А1D1, так как МР є α. Поэтому точка Е - еще одна вершина искомого сечения. Таким образом, пятиугольник ERFQM - искомое сечение. Точку Е можно построить, проведя прямую RЕ ║ FQ. Тогда М = РЕ ∩ А1B1.
Выбор метода для наиболее простого решения задачи на построение сечений зависит от свойств данного многогранника и положения точек, определяющих секущую плоскость.
Заключение
|
|
Мною были изготовлены модели сечений на примере куба, изучены новые для меня методы построения сечений (метод следов, метод внутреннего проектирования, комбинированный метод), решены несколько задач с использованием данных методов. В процессе работы я познакомилась с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировала и углубила знания о построении сечений многогранников. При первоначальном ознакомление учащихся 10 классов с методами построения сечений мой руководитель на уроке использовал модели, сконструированные мною, сопровождая построения на изображении демонстрацией соответствующих отношений на модели. Это способствовало укреплению связи изображения и оригинала. Т.к. известно, что решение стереометрической задачи на первом этапе – это её представление в пространстве, на втором – оптимальное изображение пространственной фигуры на плоскости. И насколько верно будут выполнены задачи первых двух этапов, настолько быстро и правильно будет решена задача. Показать правильный чертеж к задаче - почти все равно, что сразу объяснить ее решение, при этом формируется пространственное воображение, а так же умение, вообще, «видеть» чертеж.
Поставленные задачи были выполнены частично. Во время выполнения проекта я и мой руководитель планировали проведение урока для моих одноклассников по теме «Построение сечений методом следов». Данный урок планировался на апрель месяц, однако из-за карантинных условий я не смогла этого сделать. Но данный материал я разместила в сети интернет, также мой руководитель планирует использовать его при работе в дистанционной форме. Известно, что приложения на построение сечений геометрических фигур, их развёрток позволяет достаточно быстро выполнять пространственные чертежи. Причем, используя эти чертежи, можно проверить правильность решения, взглянув на конструкцию с разных сторон. Поэтому я хотела бы летом самостоятельно освоить некоторые приложения, позволяющие строить пространственные чертежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Геометрия. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики. — М.: Дрофа, 2008.
2. Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Геометрия. 10 кл.: Задачник для общеобразовательных учреждений с углубленным и профильным изучением математики. — М.: Дрофа, 2008.
3. Потоскуев Е.В.: ЕГЭ 2018. 100 баллов. Профильный уровень. Опорные задачи по геометрии. Планиметрии. Стереометрии. – М.: УЧПЕДГИЗ, 2018. – 223с.
4. Смирнов В.А. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2. Геометрия. Стереометрия: пособ. для подготовки к ЕГЭ / под ред. А.Л. Семенова и И.В. Ященко. — М.: МЦНМО, 2009. — 272 с.
5. http://reshuege.ru/test?theme=230
6. http://5klass.net
7. http://www.mathprofi.ru/poverhnosti.html
8. http://free.megacampus.ru/xbookM0001/index.html?go=part-058*page.htm