Создание карты личности К.К. Платонова
Карта личности включает описание структурных характеристик личности, дополняемое биографическими данными, а также сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности человека, в частности спортсмена, особенно при первоначальном знакомстве с ним, а также используется при выборе средств и методов педагогического воздействия.
Задание: Заполнить карту личности методом самооценки. Оформить выводы.
Карта личности (по К.К. Платонову)
Способ заполнения: самооценка; оценка; Дата заполнения«____» ______ 20_____ г.
Фамилия Имя Отчество_________________________________________________________
Группа________________________Возраст_________________________________________
Образование__________________ Специальность (отделение)________________________
1. Состояние здоровья_________________________________________________________
2. Отношение к своему здоровью_________________________________________________
Ж. Жизненные обстоятельства:
1. Работа______________________________________________________________________
2. Семья______________________________________________________________________
|
|
3. Материальные условия________________________________________________________
Д. Дополнительные данные
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
С. Проявлены способности:
1. Психомоторные______________________________________________________________
2. Музыкальные_______________________________________________________________
3. Вокальные__________________________________________________________________
4. Артистические_______________________________________________________________
5. Художественные_____________________________________________________________
6. Технические________________________________________________________________
7. Математические_____________________________________________________________
8. Литературные_______________________________________________________________
9. Педагогические______________________________________________________________
10. Организаторские____________________________________________________________
11. Нравственные______________________________________________________________
12. Правовые__________________________________________________________________
Прочие наиболее отчетливо выраженные способности_______________________________
X. Черты характера:
1. Принципиальность___________________________________________________________
2. Коллективизм_______________________________________________________________
3. Оптимизм___________________________________________________________________
Прочие наиболее отчетливо выраженные черты характера
_____________________________________________________________________________
Структура личности
I. Социально-обусловленная подструктура
Общая направленность:______________________________________________________
а) уровень_____________________________________________________________________
б) широта_____________________________________________________________________
в) интенсивность_______________________________________________________________
г) устойчивость________________________________________________________________
|
|
д) действенность_______________________________________________________________
Профессиональная направленность___________________________________________
Атеистическая направленность______________________________________________
4. Отношение:
а) к труду_____________________________________________________________________
б) к людям____________________________________________________________________
в) к себе______________________________________________________________________
II. Подструктура опыта
Профессиональная подготовленность_________________________________________
Культура:__________________________________________________________________
а) психомоторная______________________________________________________________
б) музыкальная________________________________________________________________
в) театральная_________________________________________________________________
г) художественная______________________________________________________________
д) литературная________________________________________________________________
е) повседневная________________________________________________________________
III. Биологически обусловленная подструктура
Темперамент:______________________________________________________________
а) сила_______________________________________________________________________
б) подвижность________________________________________________________________
в) уравновешенность___________________________________________________________
Патологические изменения личности_________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
IV. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов
Эмоциональная возбудимость________________________________________________
Эмоционально-моторная устойчивость_______________________________________
Стеничность эмоций________________________________________________________
Внимательность____________________________________________________________
Критичность мышления_____________________________________________________
Продуктивность памяти____________________________________________________
Сообразительность_________________________________________________________
Творческое воображение_____________________________________________________
9. Воля:
а) самообладание_______________________________________________________________
б) целеустремленность__________________________________________________________
в) инициативность_____________________________________________________________
г) настойчивость_______________________________________________________________
д) решительность______________________________________________________________
Дисциплинированность_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительные данные _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНСТРУКЦИЯ: Заполнение карты личности предваряется инструкцией. Ее рекомендуется составлять лицам, хорошо знающим обследуемого, при этом желательно, чтобы эксперты находились с ним в разнообразных неформальных взаимоотношениях (например, начальник, подчиненный, член команды, член семьи и т. д.). Возможно также заполнение карты методом самооценки.
Каждая черта личности, учитываемая в карте, оценивается по пятибалльной системе:
5 — названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;
4 — заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
3 — она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;
2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;
1 — противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, так как стала чертой характера;
0 — если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.
По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков:
— раньше была менее свойственна, теперь развивается и улучшается все более;
— остается без изменения;
— раньше была более свойственна, ухудшается.
Динамика оценивается за последние три года, если это особо не оговорено.
|
|
Балл 3 и знак «=» должны встречаться чаще других.
Карта личности — это только форма фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и оценка каждой черты личности должны опираться на знание определенных типичных случаев из жизни человека, на которого заполняется карта, его действий и поступков, в которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности. Если этих сведений нет, тогда ставится балл 0.
Карта личности заполняется как на основе самооценки, так и на основе оценок одним или несколькими лицами, знающими данного человека. В последнем (наилучшем) случае, т. е. при применении метода обобщения независимых характеристик (МОНХ), в итоговой карте выставляется обобщенный балл. Способ заполнения карты — подчеркивание или запись.
Перед заполнением серии карт желательно ознакомиться с одной из книг, в которых дается характеристика функциональной динамической структуры личности и ее подструктур и элементов.
Желаю удачи!