Методические указания

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11

 

Тема:                   САМООЦЕНКА СИЛЫ ВОЛИ.

Цель:

1. На своём опыте представить сущность некоторых сторон воли.

2. Научиться выделять некоторые черты волевой организации личности.

3. Показать различные проявления волевой активности человека, научить студентов выделять волевой компонент в сознании и поведении детей, и как в поведении формируются и проявляются волевые свойства личности.

4. Уделить внимание вопросам природы воли и волевым свойствам личности.

5. Научиться прослеживать на конкретном материале этапы сложного волевого акта.

6. Показать наличие волевого регулирования в преднамеренных видах восприятия и внимания.

7. Показать роль воли при решении задач.

План работы:

1. Сознательное формирование мобилизационной готовности к предстоящей  деятельности (например, спортивной).

2. Активное формирование волевых свойств личности, необходимых в конкретном виде деятельности (например, настойчивость, трудолюбие, готовность переносить большие нагрузки, уверенность в себе и т д.).

3. Определение правильной самооценки. (Завышенная самооценка вредна и ведёт к стрессу).

 

Методические указания

       Человек не только познаёт мир, отражая его в ощущениях, восприятии, памяти, воображении, мышлении, но и изменяет его, приспосабливает к своим нуждам, потребностям. С помощью разума он определяет, когда. Где, и какое приложить усилие, как организовать свою деятельность, чтобы получить необходимый результат. В большинстве случаев результат достигается сложным поведением, в ходе которого необходимо преодолевать объективные и субъективные трудности.

       Создать условие, удержать его так долго, как это необходимо, и призвана воля – сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало. Благодаря воле человек по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять движения, действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Больше того, человек может соответствующим образом организовать свою психическую деятельность и направить её, например: запомнить материал и т.д. Человек может сдерживать внешнее проявление эмоционального состояния, а порой внешне показать даже совершенно противоположное. Словом, воля, с одной стороны, направляет действия человека или сдерживает их, с другой – организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач, требований.

       Для возникновения волевой регуляции необходимы определённые условия – наличие препятствий, преград. Воля именно тогда и проявляется, когда человек встречается с трудностями на пути к цели. Преграды могут быть внешними и внутренними.

Внешние препятствия  - время, пространство, противодействия людей, физические свойства вещей и т.д.

Внутренние препятствия – отношения и установки человека, болезненное состояние, усталость и т.д.

       Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создаёт необходимый тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей.

       В ходе жизненной практики из проявления воли в отдельных поступках и действиях складывается волевая организация личности.  Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности.

       В психологии закрепившиеся у человека волевые свойства обозначают специальными терминами, например:

Целеустремлённость

Решительность

Выдержка

Самостоятельность

Мужество

Настойчивость и т.д.

Следует отметить, что далеко не при всех обстоятельствах может сформироваться и проявиться нужное волевое свойство. Например, для воспитания выдержки необходимы эмоциональное и физическое напряжение. Более того, эти качества своеобразны в зависимости от характера деятельности человека. Так, решительность спортсмена не тождественна решительности врача, смелость военного – смелости учёного и т.д.

Самостоятельная работа:

Задание №1 (опыт)

На изображении лабиринта, предлагается з рительно в течение 3 минут найти путь к центру лабиринта. По истечении времени каждый студент записывает результат (найденный выход).

       При анализе нужно уяснить следующее:

1. Прослеживание пути в лабиринте осуществляется при помощи зрительного восприятия. Одновременно актуализировалось внимание. Восприятие и внимание были преднамеренными, поскольку существовала задача и определённая цель. Волевое регулирование осуществлялось в нескольких направлениях:

· Удержание в поле зрения последовательно воспринимаемых секций лабиринта

· Отбрасывание тупикового варианта

· Возвращение к исходному рубежу

· Новая попытка.

2. Существенным затруднением была ограниченность времени. Его лимит заставлял ускорять выполнение задания. Это и есть проявление волевой регуляции.

 

Задание №2: (опыт)

Оборудование: заготовленные по трафарету рисунки подковы (по несколько экземпляров на каждого испытуемого)

Ход работы: Нужно двумя разрезами ножниц разделить подкову на 7 частей, в каждой из которых оказалось бы отверстие для гвоздя. После первого разреза можно двигать куски и накладывать их один на другой. Сгибать или складывать бумагу каким-либо способом не разрешается.

       После окончания опыта ответить на вопрос:

- На что направлено волевое регулирование в мышлении и в чём его сущность?

       На основе двух опытов сделать общий вывод:

В восприятии, внимании, памяти, мышлении в большей или меньшей степени представлена воля. Уровень волевой регуляции познания мы измеряем интенсивностью и длительностью волевого усилия, а также степенью достижения цели. Мы сами создаём волевое усилие, сами поддерживаем его. Иначе говоря, в ходе познания человек осуществляет саморегуляцию.

 

Задание №3

Материал: характеристики обучающихся.

Ход работы: Студентам самостоятельно прочитать характеристику школьника, затем проанализировать характеристику (письменно) по плану:

1. Выбрать материал, раскрывающий волевую сторону личности учащегося.

2. Определить какие волевые свойства представлены у школьника.

3. Доказать с помощью материала характеристик и теоретических знаний общую структуру воли ученика.

ХАРАКТЕРИСТИКА

       Юра Я. Ученик 7-го класса, ему 14 лет. Мальчик невысокого роста, широкоплеч. Физически развит хорошо. Юра живёт в центре города. Подходящих условий для регулярных занятий физической культурой и тренировок нет. Но по совету учителя физкультуры Юра занимается легкоатлетическим бегом и нашёл способ тренироваться. Он каждый вечер делает пятнадцатиминутную пробежку вокруг небольшого скверика во дворе. Ни дождь, ни мороз, ни снег не останавливают его. Однажды подростка спросили, давно ли он тренируется. Оказалось - почти год. Он начал тренировки в конце 6-го класса и продолжает их до настоящего времени. На вопрос, не надоело ли каждый день бегать, и если да, то кто его заставляет, он ответил, что привык, а если когда и заленится, то вспоминает своё обещание учителю (тренироваться каждый день) и снова выходит на улицу. Никто его никогда не заставляет, да он и не нуждается в этом.

       Учится Юра хорошо. Текущие оценки в основном «4», а по некоторым предметам «5». По мнению учителей, он не отличается большими способностями, у него средняя память, он медленно соображает. На уроках Юра всегда внимателен. Товарищ по парте Саша К. знает: когда объясняет учитель, к Юре с разными вопросами обращаться не стоит – всё равно не ответит. Если же будешь допекать – огрызнётся, а то и в бок кулаком ткнёт. Домашние задания мальчик готовит регулярно в одно и то же время – с 6 до 8 часов вечера с перерывом в 15 минут. Он не любит, если его отвлекают другими делами. В этом случае обычно говорит: «Вот закончу уроки, тогда сделаю».

       У Юры есть постоянные домашние обязанности: он должен следить, чтобы всегда в хлебнице был хлеб. К окончанию 6-го класса родители купили Юре аквариум. В нём полтора десятка рыбок. Всё, что связано с содержанием аквариума, - обязанность Юры. Никаких напоминаний на этот счёт не требуется.

Желаю удачи!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: