Часто иногда редко никогда

-

*

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИИ

М. ЦУКЕРМАНА

Используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подрост-кам и взрослым людям.

ИНСТРУКЦИЯ; Вашему вниманию предлагается ряд ут-верждений, которые объединены в пары. Из каждой пары Вам необходимо выбрать одно, которое наиболее харак-терно для Вас, и отметить его.

Текст опросника

1.- а) Я бы предпочел работу, требующую многочис-ленных разъездов, путешествий.

б) Я бы предпочел работать на одном месте.

2.    а) Меня взбадривает свежий, прохладный день,

б)    В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.

2. 3.    а) Мне не нравятся все телесные запахи. б) Мне нравятся некоторые телесные запахи.

3. 4.    а) Мне не хотелось бы попробовать какой-ни-будь наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие,

 

б) Я бы попробовал какой-нибудь из незнакомых наркотиков, вызывающих галлюцинации.

.5.   а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и счастлив,

.б)   Я бы предпочел жить в неопределенные, смут-ные дни нашей истории.

.6.   а) Я не могу вынести езду с человеком, который любит скорость.

.б)   Иногда я люблю ездить на машине очень бы-стро, так как нахожу это возбуждающим.

.7.   а) Бели бы я был продавцом—коммивояжером, то предпочел бы твердый оклад, а не сдель-ную зарплату с риском заработать мало или ничего.

.б) Бели бы я был продавцом—коммивояжером, то я бы предпочел работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать боль-ше, чем сидя на окладе.

.8.   а) Я не люблю спорить с людьми, чьи воззрения резко отличаются от моих, поскольку такие споры, всегда неразрешимы,

.б) Я считаю, что люди, которые не согласны- с моим воззрением больше стимулируют, чем люди, которые согласны со мной.

2. 9.    а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование,

 

б) Страхование — это то, без чего не мог бы по-зволить себе обойтись ни один человек.

.10. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным,

.б) Я бы хотел попробовать оказаться загипноти-зированным.

.11. а) Наиболее важная цель в жизни — жить на полную катушку и взять от нее столько, сколь-ко возможно.

.б) Наиболее важная цель в жизни — обрести спо-койствие и счастье.

.12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.

.б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.

.13. а) В большинстве видов современной музыки мне не нравятся беспорядочность и дисгармонич-ность.

.б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.

.14. а) Худший социальный недостаток — быть гру-бым, невоспитанным человеком,

.б) Худший социальный недостаток — быть скуч-ным человеком, занудой.

.15. а) Я предпочитаю эмоционально—выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны,

.б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».

2. 16.  а) У людей, ездящих на мотоциклах, должно быть есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред.

 

б) Мне бы понравилось водить мотоцикл, или ездить на нем.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

Полученные ответы соотносятся с ключом.

1. а 5. б 9. а 13. б
2. а 6. б 10. б 14. б
3. б 7. б 11. а 15. а
4. б 8. б 12. б 16. б

 

Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в один балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущени-ях. Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что в конечном счете ведет к его личностному росту.

Высокий уровень потребностей в ощущениях (11—16 баллов) обозначает наличие влечения, возможно, бесконт-рольного, к новым, "щекочущим нервы" впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.

От 6 до 10 баллов — средний уровень потребностей в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролиро-вать такие потребности, об умеренности в их удовлетворе-нии, то есть, с одной стороны — об открытости новому опыту, с другой стороны — о сдержанности и рассудитель-ности в необходимых моментах жизни.

Низкий уровень потребностей в ощущениях (от 0 до 5 баллов) обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показате-лем предпочитает стабильность и упорядоченность неиз-вестному и неожиданному в жизни.

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЗУНГЕ

АДАПТАЦИЯ Т. И. БАЛАШОВОЙ

Опросник разработан для дифференциальной диагнос-тики депрессивных состояний и состояний, близких к деп-рессии, для скрининг—диагностики при массовых иссле-дованиях и в целях предварительной, доврачебной диаг-ностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

— сумма зачеркнутых цифр к «прямым» выска-зываниям № 1, з, 4, ч, 8, У, iu, 13, ia, 1У; 2.^ - сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму один балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состо-яние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 бал-лов диагностируется субдепрессивное состояние или мас-кированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИИ

В. А. ЖМУРОВА

Читайте каждую группу показаний и выбирайте подхо-дящий вариант ответа — 0, 1, 2 или 3.

1 0 Мое настроение сейчас не более подавлено (пе-чально), чем обычно. 1 Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем

обычно. 2 Да, оно более подавлено (печально), чем обычно. 3 Мое настроение намного более подавлено (печаль-

но), чем обычно. 2 О Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурно-

го) настроения. 1 У меня иногда бывает такое настроение. 2 У меня часто бывает такое настроение. 3 Такое настроение бывает у меня постоянно.

3 О Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без

чего-то очень важного для меня. 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую себя так, будто я остал-

ся(лась) без чего-то очень важного для меня. 4 О У меня не бывает чувства, будто моя жизнь за-

шла в тупик. 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь

зашла в тупик. 5 О У меня не бывает чувства, будто я состарил-

ся(лась). 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство.

3 Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась). 6 О У меня не бывает состояний, когда на душе очень

тяжело. 1 У меня иногда бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает такое состояние. 3 Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

7 О Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно. 1 Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько боль-ше, чем обычно. 2 Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно. 3 Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно. 8 О В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно. 1 В своем прошлом я вижу плохого несколько боль-ше, чем обычно. 2 В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно. 3 В своем прошлом я вижу намного больше плохо-го, чем обычно. 9 0 Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно. 1 Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно. 2 Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно. 3 Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

10 0 Я боязлив(а) не более обычного. 1 Я боязлив(а) несколько более обычного. 2 Я боязлив(а) значительно более обычного. 3 Я боязлив(а) намного более обычного.

11 0 Хорошее меня радует, как и прежде. 1 Я чувствую, что оно радует меня несколько мень-ше прежнего.

2 Оно радует меня значительно меньше прежнего. 3 Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего. 12 О У меня нет чувства, что моя жизнь бессмыс-

ленна. 1 У меня иногда бывает такое чувство. 2 У меня часто бывает такое чувство. 3 Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь

бессмысленна. 13 О Я обидчив(а) не больше, чем обычно. 1 Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем

обычно. 2 Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно. 3 Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.

14 О Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше. 1 Я получаю такого удовольствия несколько мень-ше, чем раньше. 2 Я получаю такого удовольствия значительно мень-ше, чем раньше. 3 Я не получаю теперь удовольствие от приятного. 15 0 Обычно я не чувствую вины, если нет на это при-чины. 1 Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я ви-новата). 2 Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я вино-вата). 3 Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а). 16 0 Если что-то у меня не так, я виню себя не больше

обычного. 1 Я виню себя за это несколько больше обычного. 2 Я виню себя за это значительно больше обыч-

ного. 3 Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного. 17 0 Обычно у меня не бывает ненависти к себе.

1 Иногда бывает, что я ненавижу себя. 2 Часто бывает так, что я себя ненавижу. 3 Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

18 О У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла)

в грехах. 1 У меня иногда теперь бывает это чувство. 2 У меня часто бывает теперь это чувство. 3 Это чувство у меня теперь не проходит.

19 О Я виню себя за проступки других не больше

обычного. 1 Я виню себя за них несколько больше обычного. 2 Я виню себя за них значительно больше обыч-

ного. 3 За проступки других я виню себя намного боль-ше обычного. 20 0 Состояние, когда все кажется бессмысленным,

у меня обычно не бывает. 1 Иногда у меня бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает теперь такое состояние. 3 Это состояние у меня теперь не проходит.

21 0 Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает. 1 Теперь иногда бывает. 2 Оно часто бывает у меня. 3 Это чувство у меня теперь практически не про-

ходит. 22 0 Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде. 1 Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде. 2 Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде. 3 Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде. 23 0 Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других. 1 Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других. 2 Я часто так думаю.

3 Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

24 О Желания умереть у меня не бывает. 1 Это желание у меня иногда бывает. 2 Это желание у меня бывает теперь часто. 3 Это теперь постоянное мбе желание.

25 О Я не плачу. 1 Я иногда плачу. 2 Я- плачу часто. 3 Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

26 О Я не чувствую, что я раздражителен(на). 1 Я раздражителен(на) несколько больше обыч-ного. 2 Я раздражителен(на) значительно больше обыч-ного. 3 Я раздражителен(на) намного больше обычного. 27 О У меня не бывает состояний, когда я не чувствую

своих эмоций. 1 Иногда у меня бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает такое состояние. 3 Это состояние у меня теперь не проходит.

28 0 Моя умственная активность никак не изменилась. 1 Я чувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях. 2 Я чувствую теперь, что я сильно «отупел(а)», («в голове мало мыслей»). 3 Я совсем ни о чем теперь не думаю («голова пус-тая»). 29 О Я не потерял(а) интерес к другим людям. 1 Я чувствую, что прежний интерес к людям не-сколько уменьшился. 2 Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился. 3 У меня совсем пропал интерес к людям («я нико-го не хочу видеть»), 30 О Я принимаю решения, как и обычно. 1 Мне труднее принимать решения, чем обычно.

2 Мне намного труднее принимать решения, чем обычно. 3 Я уже не могу сам(а) принять никаких решений. 31 О Я не менее привлекателен(а), чем обычно. 1 Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно. 2 Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно. 3 Я чувствую, что я выгляжу теперь просто безоб-разно.

32 О Я могу работать, как обычно. 1 Мне несколько труднее работать, чем обычно. 2 Мне значительно труднее работать, чем обычно. 3 Я совсем не могу теперь работать («все валится

из рук»).

33 О Я сплю не хуже, чем обычно. 1 Я сплю несколько хуже, чем обычно. 2 Я сплю значительно хуже, чем обычно. 3 Теперь я почти совсем не сплю.

34 О Я устаю не больше, чем обычно. 1 Я устаю несколько больше, чем обычно. 2 Я устаю значительно больше, чем обычно. 3 У меня уже нет никаких сил что—то делать.

34 0 Мой аппетит не хуже обычного. 1 Мой аппетит несколько хуже обычного. 2 Мой аппетит значительно хуже обычного. 3 Аппетита у меня теперь совсем нет.

36 0 Мой вес остается неизменным. 1 Я немного похудел(а) в последнее время. 2 Я заметно похудел (а) в последнее время. 3 В последнее время я очень похудел (а).

37 О Я дорожу своим здоровьем, как и обычно. 1 Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно. 2 Я дорожу своим здоровьем значительно меньше,

чем обычно. 3 Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем. 38 О Я интересуюсь сексом, как и прежде.

1 Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде. 2 Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде. 3 Я полностью потерял(а) интерес к сексу. 39 О Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось. 1 Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изме-нилось. 2 Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно из-менилось. 3 Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).

40 О Я чувствую боль, как и обычно. 1 Я чувствую боль сильнее, чем обычно. 2 Я чувствую боль слабее, чем обычно. 3 Я почти не чувствую теперь боли.

41 0 Некоторые расстройства (сухость во рту, сердце-биение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.

1 Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного. 2 Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного. 3 Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

42 0 Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи. 1 Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи. 2 Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи. 3 Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

43 0 У меня не бывает спадов настроения весной (осе-

нью).
1 Такое однажды со мной было.
2 Со мной такое было два или три раза.
3 Со мной было такое много раз.

 

44 0 Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.

1 Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца. 2 Подавленное настроение у меня может длиться месяцами. 3 Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ. Определяется сумма отмечен-ных номеров ответов (они одновременно являются баллами).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ:

1-9 — депрессия отсутствует, либо незначительна 10—24 — депрессия минимальна 25—44 — легкая депрессия 45—67 — умеренная депрессия 68—87 — выраженная депрессия 88 и более — глубокая депрессия

Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, свое-му положению, прошлой жизни, перспективам на буду-щее. Это стойкое или преходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоцио-нальных программ.

Гипотимия (сниженное настроение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с пере-живанием потери, безысходности, разочарования, обречен-ности, ослабления привязанности к жизни. Положитель-ные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать.

Дисфория («плохо переношу», «несу плохое, дурное»). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настро-ение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, непри-язненным отношением к окружающим, вспышками раз-дражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.

Растерянвость. Острое чувство неумения, беспомощно-сти, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчи-вость, неустойчивость внимания, вопрошающее выраже-ние лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверен-ного человека.

Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряжен-ное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энер-гия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, на-пряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лоп-нет...». Тревога сопровождается двигательным возбужде-нием, тревожными возгласами, оттенками интонаций, ут-рированными выразительными актами.

Страх- Разлитое состояние, переносимое на все обстоя-тельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опаснос-ти, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благопо-лучию, престижу. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внут-ренней концентрации энергий: «внутри похолодело, обо-рвалось», «шевелятся волосы», «сковало грудь» и т. п.

ТЕСТ ЛЮШЕРА

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуе-мого на определенную деятельность, настроение, функцио-нальное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люше-ра в целях профориентации при подборе кадров, комплек-товании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психо-

логической интерпретации определялись в ходе разносто-роннего обследования многочисленного контингента раз-личных испытуемых.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета: 1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворен-ность; 2) сине—зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево—красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуж-дение;

4) светло—желтый — активность, стремление к обще-нию, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно пер-вые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый", 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой (0). Символизируют негативные тен-денции: тревожность, стресс, переживание страха, огорче-ния. Значение этих цветов (как и основных) в наиболь-шей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. По-просите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, кото-рый ему больше всего нравится. При этом нужно пояс-нить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пыта-ясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее

приятный. Выбранную карточку следует положить цвет-ной стороной вниз справа от первой. Повторите процеду-ру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через 2—3 мин опять положите карточки цветовой сто-роной кверху и проделайте то же самое. При этом поясни-те, что испытуемый не должен вспоминать порядок рас-кладки в первом выборе и сознательно менять предыду-щий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впер-вые.

Первый выбор характеризует желаемое состояние, вто-рой — действительное. В зависимости от цели исследова-ния можно интерпретировать результаты соответствующе-го тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций:

перваяw. вторая— явное предпочтение (обозначаются

+ +);

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются

= =);

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются

На основании анализа более 36 000 результатов иссле-дований М. Люшер дал примерную характеристику выб-ранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (на-пример, выбор синего цвета говорит о намерении действо-вать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4—я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цве-ту, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетель-ствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, на-

строение, мотивы с данными цветами. Однако в опреде-ленной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) от-кладывается временно как неподходящий в данной ситуа-ции;

7—я и 8—я позиции характеризуют негативное отноше-ние к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов за-писывается:

Зоны (+ +; х х; = =;) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результа-тов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, харак-теризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное со-стояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красно-го) указывает на автономность, самостоятельность в при-нятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от ере-

ды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благопри-ятный баланс зависимости от среды и субъективной на-правленности (синий цвет) и автономности, направленно-сти «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, уп-рямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизиру-ют следующие психологические потребности: № 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокой-ствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха; № 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й5—й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлет-воряются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6—й8—й позициях, имеет место какой-либо конф-ликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоп-риятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассмат-риваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием по-коя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анали-за выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следую-щих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых прояв-лений в сложных условиях деятельности, чем обеспечива-ется поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удов-летворенности стремлением к достижению цели, что так-же содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без чет-

кого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вмес-те, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Бели же они находятся во вто-рой половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6—ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что на-ходятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помеча-ются буквой А над номером цвета и знаком —, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цве-том, помещенным на 6—ю и 8—ю позиций) цвет, постав-ленный в 1—ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свиде-тельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основ-ной цвет на 6— вместе, фактор, вызывающий тревогу, счи-

тается относительно слабым (это отмечается одним воскли-цательным знаком); если цвет в 7—й позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8—й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источни-ки стресса, тревоги, например:

Подобным же образом оцениваются случаи неблаго-приятной компенсации. Если компенсацией служит ка-кой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставит-ся никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3—ю позицию, ставится один восклицатель-ный знак, если 2—ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз не-благоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесо-образно организовать мероприятия по регуляции и само-регуляции психических состояний, аутогенной трениров-ки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информа-цию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8—й пози-ции (или в 4—й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком —). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревож-ности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цве-тов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фак-тическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? На-пример, красный цвет во второй и серый в третьей пози-циях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люше-ра, полученную психодиагностическую информацию сле-дует сопоставлять с материалами анкетирования, наблю-дения, бесед, изучения документов об испытуемых. Толь-ко при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использо-вания результатов теста для оценки состояния, в частно-сти эмоционального состояния, напряженности, тревож-ности. Однако совпадение показателей цветового теста (вы-бор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкети-рования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиции «+ +». Первый цвет синий

+1 +2 (синий и зеленый) — чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, неже-лание участвовать в конфликтах, стрессе.

+1 +3 (синий и красный) — чувство целостности, ак-тивное и не всегда осознанное стремление к тесным отно-шениям. Потребность во внимании со стороны других.

+1+ 5 (синий и фиолетовый) - небольшое беспокой-ство, потребность в тонком окружении, стремление к эсте-тическому.

+1+ 6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избе-жать стресса.

+1 +7 (синий и черный) — негативное состояние, стрем-ление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

+1 +0 (синий и серый) — негативное состояние, потреб-ность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состояние, стрем-ление к признанию, к деятельности, обеспечивающей ус-пех.

+2 +3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению пре-град в деятельности.

+2 +4 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произ-вести впечатление.

+2 +5 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супер-впечатлений, повышенное внимание к реакциям окружа-ющих на свои поступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетво-ренности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенно-сти, стремление к признанию, желание произвести впе-чатление.

Первый цвет красный +3 +1 (красный и синий) - деловое возбуждение, ак-тивное стремление к деятельности, впечатлениям, удоволь-ствиям. +3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудно-стей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) - деловое, слегка повышен-ное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуж-дение, не всегда адекватная увлеченность, стремление про-извести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настрое-ние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благо-приятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) — негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. +3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетворенно-сти, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый +4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем поло-жительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке. +4 +2 (желтый и зеленый) — настроение в общем поло-жительное, желание поиска первых путей решения сто-ящих задач, стремление'к самоутверждению. +4 +3 (желтый и красный) — несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности. +4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впе-чатление. +4 +6 (желтый и коричневый) — негативное настрое-ние, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе. +4+ 7 (желтый и черный) - весьма негативное настро-ение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям. +4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетенное со-стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, не-четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый +5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настро-ение, стремление к согласию и гармонии. +5 +2 (фиолетовый и зеленый) — настороженность, желание произвести впечатление.

+5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбужде-ние, увлеченность, активное стремление произвести впе-чатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) — возбуждение, фанта-зирование, стремление к ярким событиям. +5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, на-правленность на сильные эмоциональные переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) — негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремле-ние оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый +6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх оди-ночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации. +6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избе-жать ошибки. +6 +3 (коричневый и красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке. +6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в поло-жительные перспективы, вероятность необдуманных ре-шений («мне все равно»). +6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство, неудов-летворенности, стремление к комфорту. +6 +7 (коричневый и черный) - негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности. +6 +0 (коричневый и серый) — весьма негативное со-стояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бо-роться с ними.

Первый цвет черный

+7 +1 (черный и синий) - весьма негативное состоя-ние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое»). +7 +2 (черный и зеленый) — возбуждение, гневное от-ношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство. +7 +3 (черный и красный) — сильное возбуждение, воз-

можны аффективные поступки. +7 +4 (черный и желтый) — весьма негативное состоя-ние, отчаяние, суицидные мысли. +7 +5 (черный и фиолетовый) - напряженность, меч-ты о гармонии.

+7 +6 (черный и коричневый) — возбуждение, поста-новка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

+7 +0 (черный и серый) — чувство безнадежности, обре-ченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

+0 +1 (серый и синий) — негативное состояние, жела-ние спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) — негативное состояние, ощу-щение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

+0 +3 (серый и красный) — негативное состояние, по-вышенные требования к окружающим, не всегда адекват-ная активность.

+0 +4 (серый и желтый) — негативное состояние, стрем-ление уйти от проблем, а не решать их. +0 +5 (серый и фиолетовый) — чувство беспокойства, настороженности, стремление скрыть это чувство.

+0 +6 (серый и коричневый) — весьма негативное со-стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

+0 +7 (серый и черный) - весьма негативное состоя-ние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекват-ных решений.

Позиции «». Первый цвет серый

 

—0—1 (серый и синий) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности. —О —2 (серый и зеленый) — эмоциональная напряжен-ность, желание выйти из неблагоприятной ситуации. —О -3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности. —О —4 (серый и желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах. —О —5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролиру-емое возбуждение.

—О —6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверен-ность в своих силах, но при этом завышенная требова-тельность, желание достичь признания своей личности.

—О —7 (серый и черный) - отрицание каких-либо огра-ничений своей личности, активное стремление к деятель-ности.

Первый цвет синий

—1 —2 (синий и зеленый) — сильное напряжение, стрем-ление избавиться от негативного стрессового состояния.

—1 —3 (синий и красный) - сильное напряжение, чув-ство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

—1 —4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрес-су, эмоциональные негативные переживания, чувство бес-помощности.

—1 —5 (синий и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограни-ченности в возможностях, нетерпеливость.

—1 —6 (синий и коричневый) - эмоциональная неудов-летворенность, самоограничение, поиск поддержки.

—1 -7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрес-су, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

—1 —О (синий и серый) — несколько угнетенное состоя-ние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый

—2 —1 (зеленый и синий) — угнетенное состояние, неве-рие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуа-ции.

—2 —3 (зеленый и красный) — сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

—2 —4 (зеленый и красный) — состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительности.

—2 —5 (зеленый и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неве-рие в свои силы.

—2 —6 (зеленый и коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль, необоснованное стремление к признанию.

—2 —7 (зеленый и черный) — состояние фрустрации из-за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

—2 —О (зеленый и серый) - состояние фрустрации, раз-драженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств.

Первый цвет красный

—3 —1 (красный и синий) — подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из не-гативных отношений, сложившихся с близкими людьми.

—3 —2 (красный и зеленый) — состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

—3 —4 (красный и желтый) — мнительность, тревож-ность, неадекватная оценка среды, стремление к самооп-равданию.

"3 —5 (красный и фиолетовый) - состояние стресса из-за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

—3 —6 (красный и коричневый) - сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсут-ствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

—3 —7 (красный и черный) - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожно-сти, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомне-ние в том, что это удастся.

—3 —О (красный и серый) - сдерживаемое возбужде-ние, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность не-рвного истощения.

Первый цвет желтый

—4 —1 (желтый и синий) — чувство разочарования, со-стояние, близкое к стрессу, стремление подавить негатив-ные эмоции.

—4 —2 (желтый и зеленый) — состояние нерешительно-сти, тревожности, разочарования.

—4 —3 (желтый и красный) - состояние стресса, сопро-вождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправ-дание.

—4 —5 (желтый и фиолетовый) —.эмоциональное разо-чарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.

—4 —7 (желтый и черный) — напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

—4 —0 (желтый и серый) — напряженность, чувство бо-язни потерять что-то важное, упустить возможности, на-пряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

—5 —1 (фиолетовый и синий) — чувство неудовлетво-ренности, стимулирующее к активности, стремление к со-трудничеству.

—5 —2 (фиолетовый и зеленый) - стрессовые состоя-ния из-за неосуществившегося самоутверждения.

—5 -3 (фиолетовый и красный) — стрессовое состояние из-за неудач в активных, иногда необдуманных действиях. —5 —4 (фиолетовый и желтый) — настороженность, по-

дозрительность, разочарование, замкнутость.

—5 -6 (фиолетовый и коричневый) - стресс, вызван-ный нарушением желательных взаимоотношений, повы-шенная взыскательность к другим.

—5 —7 (фиолетовый и черный) - напряжение из-за ог-раничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мысли.

—5 —0 (фиолетовый и серый) — проявление нетерпе-ния, но в то же время стремление к самоконтролю, что вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый —6 -1 (коричневый и синий) - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного призна-ния заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю. —6 —2 (коричневый и зеленый) — негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выде-литься, сомнения в том, что это удастся. —6 —3 (коричневый и красный) — стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса. —6 —4 (коричневый и желтый) — напряженность из-за стремления скрыть тревогу под маской уверенности и бес-печности. —6 -5 (коричневый и фиолетовый) - негативное состо-яние из-за неудовлетворенного стремления к чувственной гармонии. —6—7 (коричневый и черный) - стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам. —6 —0 (коричневый и серый) — стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей.

Первый цвет черный

 

—7 —1 (черный и синий) — состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, под-держку.

—7 —2 (черный и зеленый) — состояние, близкое к фру-страции из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

—7 —3 (черный и красный) — стрессовое состояние, выз-ванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоцио-нальное возбуждение.

—7 —4 (черный и желтый) — стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компро-миссов.

—7 —5 (черный и фиолетовый) - поиски идеализиро-ванной ситуации.

—7 —6 (черный и коричневый) — стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление со-противляться ограничениям, уйти от заурядности.

—7 —0 (черный и серый) — стремление уйти из небла-гоприятной ситуации.

Первый цвет серый

—О —1 (серый и синий) — некоторое напряжение, стрем-ление противостоять негативным чувствам. —О —2 (серый и зеленый) — негативное состояние в свя* зи с перенапряжением, переутомлением.

—О —3 (серый и красный) - подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность. —О —4 (серый и желтый) — чувства тревожности, неуве-

ренности. -О —5 (серый и фиолетовый) - напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

—О —6 (серый и коричневый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная само-оценка.

—О —7 (серый и черный) — стремление выйти из небла-гоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

М. Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предпола-гающие отражение конфликтов, переживаемых испытуе-мыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и две последние позиции с набо-ром цветов, отражающие серьезные конфликты:

Позиции 1, 2 7,8

0001234446667777777

 

4677770670470123456

 

XX

 

XX

 

XXX

 

XX

 

XX

 

XX

 

XX

 

XX

 

XX

 

XX

 

XX

 

XXX

 

XXX

 

XX

 

XX

 

XX

 

XX

 

XX

 

XX

 

1234234013401245123333
0000111222233333444567

 

XX

 

XXX

 

XX

 

XX

 

XXX

 

XXX

 

XXX

 

XX

 

XXX

 

XXX

 

XXX

 

XX

 

XXX

 

XXX

 

XXX

 

XX

 

XXX

 

XXX

 

XXX
XX
XX
XX

 

ТЕСТ
«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

 

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической про-верки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод иссле-дования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Показатели и интерпретации

Положение рисунка на листе. В норме рисунок распо-ложен по средней линии вертикально поставленного лис-та. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кре-мовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая само-оценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к са-моутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тен-денция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подав-ленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенден-ции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к де-ятельности, действенности: почти все, что обдумывается,

планируется — осуществляется или, по крайней мере, на-чинает осуществляться (если даже и не доводится до кон-ца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначи-тельная часть замыслов реализуется или хотя бы начина-ет реализовываться. Нередко также боязнь перед актив-ным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисую-щего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие орга-нам чувств — уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринима-ет ли испытуемый что-либо для завоевания положитель-ной оценки или только продуцирует на оценки окружаю-щих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая актив-ность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трак-туется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в боль-шинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, гру-бит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характе-рен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязли-вость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присуще-го человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно—демонстратив-ные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают ред-ко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, при-дание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) раз-мер головы говорит о том, что испытуемый ценит рацио-нальное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружа-ющих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защит-но—ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и са-мооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, по-добие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда -постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность при-нятия решения, пути к выводам, формирования сужде-ния, опора на существенные положения и значимую ин-формацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с кор-пусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контро-ля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Од-нотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и ус-тановок в принятии решений, их стандартность, баналь-ность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответ-ственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополни-тельные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек — кудрей; цветково—функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружа-ющих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действи-ям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к сво-им действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к соб-ственной нерешительности. Положительная или отрица-тельная окраска этого отношения выражена направлени-ем хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомне-ние в собственной правоте, сожаление о сделанном, ска-занном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звень-ев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или от-сутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прори-совки и затемнения линии контура. Это защита от окру-жающих, агрессивная — если она выполнена в острых уг-лах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозри-тельностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигу-ры — лротив вышестоящих, против лиц, имеющих воз-можность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родите-лей, учителей, начальников, руководителей; нижний кон-тур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, бо-язнь осуждения; боковые контуры — недифференцирован-ная опасливость и готовность к самозащите любого поряд-ка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защи-ты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнитель-ных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных дета-лей. Соответственно, чем больше составных частей и эле-ментов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность орга-низма, хроническое соматическое заболевание. (То же са-мое подтверждается характером линии — слабая паутино-образная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажи-мая на него.) Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продав-ленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — рез-кая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкива-ние», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угро-жающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», пред-ставление о своем положении в мире, как бы идентифика-ция себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, со бакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — пред-ставитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одева-нием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выра-женности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, распо-ложением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) симво-лизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкну-тость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механи-ческих частей в тело «животного» - постановка животно-го на постамент, тракторные или танковые гусеницы, тре-ножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмон-тирование в глаз электролампы, в тело и конечности жи-вотного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», сущест-вующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несущест-вующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме по-строения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкрет-ная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на де-монстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встре-чаются названия поверхностно звуковые без всякого ос-мысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), зна-менующие легкомысленное отношение к окружающим, не-умение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических эле-ментов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) - при соответственно иронически—снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру—тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склон-ность к фантазированию (чаще защитного порядка) выра-жена обычно удлиненными названиями («аберосинотикли-рон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.)-

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» САКСА И ЛЕВИ

Тест включает 60 незаконченных предложений, кото-рые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по слу-жебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым челове-ком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отно-шении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотно-шения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого). Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

БЛАНК ТЕСТА

1. 1. Думаю, что мой отец редко

2. 2. Если все против меня, то

3. 3. Я всегда хотел

4. 4. Если бы я занимал руководящий пост

5. 5. Будущее кажется мне

6. 6. Мое начальство

7. 7. Знаю, что глупо, но боюсь

8. 8. Думаю, что настоящий друг_

9. 9. Когда я был ребенком

10. 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_

11. 11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной_

12. 12. По сравнению с большинством других семей моя семья

13. 13. Лучше всего мне работается с

14. 14. Моя мать и я

15. 15. Сделал бы все, чтобы забыть

16. 16. Если бы мой отец только захотел

17. 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_

18. 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

19. 19. Если кто-нибудь работает под моим руковод-ством

20. 20. Надеюсь на

21. 21. В школе мои учителя

 

22. 22. Большинство моих товарищей не знают, что я бо-юсь

23. 23. Не люблю людей, которые^

24. 24. До войны я

25. 25. Считаю, что большинство юношей и девушек_

26. 26. Супружеская жизнь кажется мне

27. 27. Моя семья обращается со мной как с_

28. 28. Люди, с которыми я работаю

29. 29. Моя мать

30. 30. Моей самой большой ошибкой было

31. 31. Я хотел бы, чтобы мой отец

32. 32. Моя наибольшая слабость заключается в том

33. 33. Моим скрытным желанием в жизни_

34. 34. Мои подчиненные

35. 35. Наступит тот день, когда_

36. 36. Когда ко мне приближается мой начальник.

37. 37. Хотелось бы мне перестать бояться_

38. 38. Больше всего люблю тех людей, которые_

39. 39. Если бы я снова стал молодым

40. 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

 

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь_

1. 42. Большинство известных мне семей

2. 43. Люблю работать с людьми, которые

3. 44. Считаю, что большинство матерей

4. 45. Когда я был молодым, то чувствовал себя винов-ным, если

5. 46. Думаю, что мой отец

6. 47. Когда мне начинает невезти, я

7. 48. Больше всего я хотел бы в жизни_

8. 49. Когда я даю другим поручение

9. 50. Когда буду старым

 

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

1. 52. Мои опасения не раз заставляли меня

2. 53. Когда меня нет, мои друзья

3. 54. Моим самым живым воспоминанием детства явля-ется

4. 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

5. 56. Моя половая жизнь

6. 57. Когда я был ребенком, моя семья_

7. 58. Люди, которые работают со мной_

8. 59. Я люблю свою мать, но

 

 

60. Самое худшее, что мне случилось совершить,

это

Для каждой группы предложений выводится характе-ристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Приме-ры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей

 

1. Несчастливы, недружные, распались—2

2. Нервные, не очень дружные -1

3. Все одинаковы 0

 Будущее кажется мне

1. Мрачным, плохим, странным -2

2. Туманным, неприглядным —1

3. Неясным, неизвестным 0

КЛЮЧ

№ п/п Группы предложений N»№ заданий

 

1 Отношение к отцу 1 16 31 46

 

2 Отношение к себе 2 17 32 47

 

3 Нереализованные возможности 3 18 33 48

 

4 Отношение к подчиненным 4 19 34 49

 

5 Отношение к будущему 5 20 35 50

 

 б Отношение к вышестоящим лицам б 21 36 51

 

7 Страхи и опасения 7 22 37 52

 

8 Отношение к друзьям 8 23 38 53

 

9 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54

 

10 Отно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: