Предлагаем Вам определить у себя уровень алексити-мии при помощи специального опросника — Торонтской Алекситимической Шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте X в соответствующем
Совер-Скорее Ни то, Скорее Совер-Утверждения шенно не не ни согла-шенно согласен согласен другое сен согласен
1 2 3456
1. 1. Когда я плачу, все-гда знаю, почему.
2. 2. Мечты — это потеря времени.
3. 3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.
4. 4. Я часто затрудня-юсь определить, ка-кие чувства испыты-ваю.
5. 5. Я часто мечтаю о будущем.
6. 6. Мне кажется, я так же способен легко заводит ь друзей, как и другие.
7. 7. Знать, как решать проблемы, более важ-но, чем понимать причины этих реше-ний.
8. 8. Мне трудно нахо-дит ь правильны е слов а дл я мои х чувств.
9. 9. Мне нравится ста-вить людей в извес-тность о своей пози-ци и по тем ил и иным вопросам.
10. 10. У меня бывают физические ощуще-ния, которые непо-нятны даже докто-рам.
|
|
11. 11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходим о знать, почему и как это происходит.
1 2
1. 12. Я способен с лег-костью описать свои чувства.
2. 13. Я предпочитаю анализировать про-блемы, а не просто их описывать.
3. 14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол.
4. 15. Я часто даю волю воображению.
5. 16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ни-чем другим.
6. 17. Меня часто озада-чивают ощущения, появляющиеся в мо-ем теле.
7. 18. Я редко мечтаю.
8. 19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем пони-мать, почему про-изошло именно так.
9. 20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.
10. 21. Очень важно уметь разбираться в эмо-циях.
11. 22. Мне трудно описы-вать свои чувства по отношению к лю-дям.
12. 23. Люди мне говорят, чтобы я больше вы-ражал свои чувства.
13. 24. Следует искать бо-лее глубокие объяс-нения происходяще-му.
345 6
Совер- | Скорее | Ни то, | Скорее | Совер- | |||
Утверждения | шенно не | не | ни | согла- | шенно | ||
| согласен | согласен | другое | сен | согласен | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
25. | Я яе | знаю, что | |||||
происходит у меня | |||||||
внутри. | |||||||
26. Я часто не знаю, | |||||||
почему я сержусь. | |||||||
месте). Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Подсчет баллов осуществляется таким образом: 1) от-вет «совершенно несогласен» — оценивается в 1 балл, «ско-рее не согласен» — 2, «ни то, ни другое» — 3, «скорее со-гласен» — 4, «совершенно согласен» — 5. Эта система бал-лов действительна для пунктов шкалы: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26;
|
|
2) отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 1);
3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый пока-затель «алекситимичности».
Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекси-тимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили сред-ние значения показателя алекситимии у нескольких групп: контрольная группа здоровых людей - 59,3+1,3; группа больных с психосоматическими расстройствами — 72,09+0,82; группа больных неврозами - 70,1+1,3.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ Л. И. ВАССЕРМАНА
МОДИФИКАЦИЯ В. В. БОЙКО
Ниже предлагается опросник, который фиксирует сте-пень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий ответ.
полнос- | скорее | затруд- | скорее | полнос- | ||||||
Удовлетворены ли Вы: | тью удовлет- | удовлет-ворен | няюсь отве-не удовлет-тью не удовлет- | |||||||
ворен | тить | ворен | ворен | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | в | |||||
1. Своим образованием. |
| |||||||||
2. Взаимоотношения- |
| |||||||||
ми с коллегами по |
| |||||||||
работе. |
| |||||||||
3. Взаимоотношения- |
| |||||||||
ми с администраци- |
| |||||||||
ей на работе. |
| |||||||||
4. Взаимоотношениями |
| |||||||||
с субъектами своей |
| |||||||||
профессиональной |
| |||||||||
деятельности (паци-енты, клиенты, уча- |
| |||||||||
щиеся и т.п.). |
| |||||||||
5. Содержанием своей |
| |||||||||
работы в целом. |
| |||||||||
6. Условиями профес- |
| |||||||||
сиональной деятель- |
| |||||||||
ности (учебы). |
| |||||||||
7. Своим положением |
| |||||||||
в обществе. |
| |||||||||
8. Материальным по- |
| |||||||||
ложением. |
| |||||||||
9. Жилищно-бытовы- |
| |||||||||
ми условиями. |
| |||||||||
10. Отношениями с |
| |||||||||
супругом(ой). |
| |||||||||
полнос-скорее затруд-скорее полнос-тью не Удовлетворены ли Вы: тью удовлет-няюсь не
удовлет-ворен отве-удовлет-удовлет-ворен тить ворен ворен
1 о 3456
1. 11. Отношениями с ре-
бенком (детьми).
2. 12. Отношениями с
родителями.
3. 13. Обстановкой в об-
ществе (государстве).
4. 14. Отношениями с
друзьями, ближай-
шими знакомыми.
5. 15. Сферой услуг и
бытового обслужи-
вания.
6. 16. Сферой медицинс-
кого обслуживания.
7. 17. Проведением до-
суга.
8. 18. Возможностью про-
водить отпуск.
9. 19. Возможностью вы-
бора места работы.
10. 20. Своим образом
жизни в целом.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 бал-лов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: пол-ностью удовлетворен — 0, скорее удовлетворен — 1, затруд-няюсь ответить - 2, скорее не удовлетворен - 3, не удов-летворен полностью — 4.
Если методика используется для выявления показате-ля у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу, 2) подсчитать сумму этих произведений, 3) разделить ее на общее число отве-тивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).
|
|
В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкрет-ный пункт.
Интерпретация результатов. Выводы об уровне соци-альной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:
3,5-4 балла — очень высокий уровень фрустрирован-
ности; 3,0-3,4 — повышенный уровень фрустрированности; 2,5-2,9 — умеренный уровень фрустрированности; 2,0-2,4 — неопределенный уровень фрустрирован-
ности; 1,5-1,9 — пониженный уровень фрустрированночти; 0,5-1,4 — очень низкий уровень; 0-0,5 — отсутствие (почти отсутствие) фрустри-
рованности.
Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики
Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое на-строение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональ-ные состояния имеют ряд общих признаков:
.- личность практически не реагирует на внешние воз-действия иначе, как при помощи дезорганизующего эмо-ционального состояния. Оно может еще более усугублять-ся под влиянием очень разных стимулов — положитель-ных или отрицательных;
.- чем усерднее внушать смелость тому, кто испытывает устойчивый страх, тем страшнее ему становится;
.- в возникшем энергетическом режиме не справляется со своей задачей интеллект. Его роль в оценке внешних
воздействий и переживаний личности практически не за-метна. Во всяком случае разум и воля не помогают челове-ку быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоцио-нальных состояний, придать им коммуникабельную форму,
- для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная.
Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, то есть психопатоло-гическую форму. Последняя возникает при наличии со-путствующих факторов.
|
|