Адаптирована в институте ИМ. В. М. Бехтерева

Предлагаем Вам определить у себя уровень алексити-мии при помощи специального опросника — Торонтской Алекситимической Шкалы, апробированной в институте им. В. М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте X в соответствующем

Совер-Скорее Ни то, Скорее Совер-Утверждения шенно не не ни согла-шенно согласен согласен другое сен согласен

1 2 3456

1. 1.    Когда я плачу, все-гда знаю, почему.

2. 2. Мечты — это потеря времени.

3. 3.    Я хотел бы быть не таким застенчивым.

4. 4.    Я часто затрудня-юсь определить, ка-кие чувства испыты-ваю.

5. 5.    Я часто мечтаю о будущем.

6. 6. Мне кажется, я так же способен легко заводит ь друзей, как и другие.

7. 7.    Знать, как решать проблемы, более важ-но, чем понимать причины этих реше-ний.

8. 8.    Мне трудно нахо-дит ь правильны е слов а дл я мои х чувств.

9. 9.    Мне нравится ста-вить людей в извес-тность о своей пози-ци и по тем ил и иным вопросам.

10. 10.  У меня бывают физические ощуще-ния, которые непо-нятны даже докто-рам.

11. 11.  Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходим о знать, почему и как это происходит.

 

1 2

1. 12.  Я способен с лег-костью описать свои чувства.

2. 13.  Я предпочитаю анализировать про-блемы, а не просто их описывать.

3. 14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол.

4. 15.  Я часто даю волю воображению.

5. 16.  Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ни-чем другим.

6. 17.  Меня часто озада-чивают ощущения, появляющиеся в мо-ем теле.

7. 18. Я редко мечтаю.

8. 19.  Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем пони-мать, почему про-изошло именно так.

9. 20.  У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.

10. 21. Очень важно уметь разбираться в эмо-циях.

11. 22. Мне трудно описы-вать свои чувства по отношению к лю-дям.

12. 23.  Люди мне говорят, чтобы я больше вы-ражал свои чувства.

13. 24.  Следует искать бо-лее глубокие объяс-нения происходяще-му.

 

345 6

Совер-

Скорее Ни то, Скорее Совер-

Утверждения

шенно не не ни согла- шенно

 

согласен согласен другое сен согласен

1

2 3 4 5 6
25.  Я яе  знаю, что          

происходит у меня

         

внутри.

         

26. Я часто не знаю,

         

почему я сержусь.

         
               

 

месте). Дайте только один ответ на каждое утверждение: 1) совершенно не согласен, 2) скорее не согласен, 3) ни то, ни другое, 4) скорее согласен, 5) совершенно согласен.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Подсчет баллов осуществляется таким образом: 1) от-вет «совершенно несогласен» — оценивается в 1 балл, «ско-рее не согласен» — 2, «ни то, ни другое» — 3, «скорее со-гласен» — 4, «совершенно согласен» — 5. Эта система бал-лов действительна для пунктов шкалы: 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26;

2) отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах, следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 1);

3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый пока-затель «алекситимичности».

Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекси-тимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили сред-ние значения показателя алекситимии у нескольких групп: контрольная группа здоровых людей - 59,3+1,3; группа больных с психосоматическими расстройствами — 72,09+0,82; группа больных неврозами - 70,1+1,3.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ Л. И. ВАССЕРМАНА

МОДИФИКАЦИЯ В. В. БОЙКО

Ниже предлагается опросник, который фиксирует сте-пень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий ответ.

полнос-

скорее

затруд-

скорее

полнос-

Удовлетворены ли Вы: тью удовлет-

удовлет-ворен

няюсь отве-не удовлет-тью не удовлет-

 
  ворен  

тить

ворен

ворен  
1 2 3

4

5

в  
1. Своим образованием.  

 

 
2. Взаимоотношения-  

 

 
ми с коллегами по  

 

 
работе.  

 

 
3. Взаимоотношения-  

 

 
ми с администраци-  

 

 
ей на работе.  

 

 
4. Взаимоотношениями  

 

 
с субъектами своей  

 

 
профессиональной  

 

 
деятельности (паци-енты, клиенты, уча-  

 

 
щиеся и т.п.).  

 

 
5. Содержанием своей  

 

 
работы в целом.  

 

 
6. Условиями профес-  

 

 
сиональной деятель-  

 

 
ности (учебы).  

 

 
7. Своим положением  

 

 
в обществе.  

 

 
8. Материальным по-  

 

 
ложением.  

 

 
9. Жилищно-бытовы-  

 

 
ми условиями.  

 

 
10. Отношениями с  

 

 
супругом(ой).  

 

 
                     

 

полнос-скорее затруд-скорее полнос-тью не Удовлетворены ли Вы: тью удовлет-няюсь не

удовлет-ворен отве-удовлет-удовлет-ворен тить ворен ворен

1 о 3456

1. 11. Отношениями с ре-
бенком (детьми).

 

2. 12.  Отношениями с
родителями.

 

3. 13.  Обстановкой в об-
ществе (государстве).

 

4. 14.  Отношениями с
друзьями, ближай-
шими знакомыми.

 

5. 15.  Сферой услуг и
бытового обслужи-
вания.

 

6. 16. Сферой медицинс-
кого обслуживания.

 

7. 17.  Проведением до-
суга.

 

8. 18.  Возможностью про-
водить отпуск.

 

9. 19.  Возможностью вы-
бора места работы.

 

10. 20.  Своим образом
жизни в целом.

 

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 бал-лов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: пол-ностью удовлетворен — 0, скорее удовлетворен — 1, затруд-няюсь ответить - 2, скорее не удовлетворен - 3, не удов-летворен полностью — 4.

Если методика используется для выявления показате-ля у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу, 2) подсчитать сумму этих произведений, 3) разделить ее на общее число отве-тивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкрет-ный пункт.

Интерпретация результатов. Выводы об уровне соци-альной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

3,5-4 балла — очень высокий уровень фрустрирован-

ности; 3,0-3,4 — повышенный уровень фрустрированности; 2,5-2,9 — умеренный уровень фрустрированности; 2,0-2,4 — неопределенный уровень фрустрирован-

ности; 1,5-1,9 — пониженный уровень фрустрированночти; 0,5-1,4 — очень низкий уровень; 0-0,5 — отсутствие (почти отсутствие) фрустри-

рованности.

Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики

Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое на-строение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональ-ные состояния имеют ряд общих признаков:

.- личность практически не реагирует на внешние воз-действия иначе, как при помощи дезорганизующего эмо-ционального состояния. Оно может еще более усугублять-ся под влиянием очень разных стимулов — положитель-ных или отрицательных;

.- чем усерднее внушать смелость тому, кто испытывает устойчивый страх, тем страшнее ему становится;

.- в возникшем энергетическом режиме не справляется со своей задачей интеллект. Его роль в оценке внешних

 

воздействий и переживаний личности практически не за-метна. Во всяком случае разум и воля не помогают челове-ку быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоцио-нальных состояний, придать им коммуникабельную форму,

- для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная.

Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, то есть психопатоло-гическую форму. Последняя возникает при наличии со-путствующих факторов.














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: