Понятие и роль конституционного права. Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Эта отрасль права регулирует столь важную и сложную среду общества жизни, что она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права.
Главный смысл конституционного права — нахождение баланса власти и свободы. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства.
Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Конституционное право определяет своеобразные «правила игры» в политике и государстве и подчиняет власть народному волеизъявлению.
В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается формальным, застывшим существованием. Но в демократическом государстве это право непрерывно развивается. Это особенно характерно для современной России, в которой многие демократические институты еще не окрепли, здесь конституционное право создает необходимые условия для гражданского мира и согласия.
Конституционное право — юридическая основа демократии, ее закрепление и мера.
Система конституционного права. Институты, т. е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений, являются критерием для образования системы конституционного права.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами, а, напротив, создает принципы взаимодействиями между собой, чем обеспечивает единство конституционно-правового регулирования.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями:
■ основы конституционного строя;
■ права и свободы человека и гражданина;
■ федеративное устройство;
■ избирательная система (избирательное право);
■ президентская власть;
■ законодательная власть;
■ исполнительная власть;
■ государственная власть в субъектах Российской Федерации;
■ судебная власть и прокуратура;
■ местное самоуправление;
■ порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
Система конституционного права охватывает совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции — лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли. Как для системы конституционного права, так и для конституции исходным является группировка норм на основе единства их материального содержания, специфики общественных отношений. Однако соотношения этих начал в Конституции и отрасли полностью не совпадают.
Источники конституционного права. Выделяют следующие источники конституционного права:
■ конституции (основной закон всякого государства, который устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает деятельное правовое регулирование в различных формах);
■ законы (федерально-конституционные, федеральные и законы конституционно-правового содержания; они регулируют применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти);
■ договоры и соглашения (различают международные договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами, они являются составной частью российской правовой системы);
■ декларации (устанавливают общие принципы конституционно-правового развития, они реализованы в принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации);
■ регламенты палат Федерального Собрания (регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса, для них характерна внутренняя сфера применения);
■ указы и распоряжения президента Российской Федерации (могут быть отменены федеральным законом; бывают нормативные и ненормативные, первые издаются на основании конституционных полномочий президента, а вторые — акты применения президентом какого- то закона);
■ постановления правительства (являются только те, которые содержат обязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой отрасли права);
■ судебные решения (это постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и т. п.);
■ акты органов местного самоуправления (регулируют отношения в сфере конституционного права, например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии).
Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации, занимает Конституция Российской
Федерации. Она является основным источником конституционного права. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:
1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.
2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.
3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.
6. Конституция — акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Принятие и содержание Конституции РФ 1993 г. Принятию современной Конституции РФ предшествовали такие огромной политической важности события, как принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г., создание конституционной комиссии, решения Съездов народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, работа Конституционного совещания, опубликование и реализация указов Президента РФ, изданных в сентябре — октябре 1993 г. Конституция была принята прямым волеизъявлением народа на референдуме 12 декабря 1993 г. С уяснения сложной и противоречивой обстановки тех лет нужно начинать, приступая к изучению Конституции РФ. Тогда будет понятно, что принятие Конституции 12 декабря 1993 г. — не рядовой политический факт, а выдающееся событие в современной истории российского народа и российского государственного строительства.
Структурно Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула содержит указания на источник, из которого исходит Конституция — «мы, многонациональный народ Российской Федерации»; причины и цели принятия новой Конституции.
Первый раздел Конституции не имеет названия и представляет собой основную ее часть, поскольку именно в нем сосредоточен главный массив нормативного регулирования. Раздел состоит из двух глав, главы делятся на 137 статей, статьи — на части и пункты.
Первая глава «Основы конституционного строя» формулирует принципы и нормы, имеющие основополагающее значение для всего текста Конституции. Образуя основы конституционного строя России, эти принципы и нормы находятся как бы на вершине всей пирамиды правопорядка страны, являя собой ориентир для всей ее правовой системы и для всей правомерной политической и иной деятельности в обществе и государстве. Глава 1 представляет собой как бы конституцию в Конституции. Ее юридическая сила выше, чем юридическая сила остальных частей Конституции. Она не только определяет конституционный строй России, но и гарантирует стабильность основ конституционного строя.
Вторая глава «Права и свободы человека и гражданина» определяет правовой статус личности, отношения между индивидом и государством.
Содержание основ правового статуса личности, или конституционного статуса, составляет ряд правовых явлений, большинство из которых отражено в главе 2, некоторые — в других главах. К ним относятся, например, равенство всех перед законом и судом и равноправие — равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2), неотчуждаемость основных прав и свобод человека (п. 2 ст. 17) и т. д.
В третьей главе «Федеративное устройство» зафиксированы главные черты федеративного устройства Российской Федерации: закреплен конкретный, численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации; определен правовой статус каждого субъекта, основы регулирования отношений между субъектами Российской Федерации и т. д.
Четвертая—седьмая главы определяют основы организации и деятельности государственного механизма: статус президента, Федерального Собрания и его палат, Правительства Российской Федерации, судебной системы.
Восьмая глава «Местное самоуправление» посвящена регламентации основ местного самоуправления в субъектах Федерации.
Наконец, последняя, девятая, глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» регулирует процедуру внесения поправок и пересмотра Конституции, так как существует необходимость в обеспечении стабильности Конституции, в том, чтобы решать возникающие проблемы социально-политического характера с помощью толкования Конституции.
Второй раздел Конституции «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов и посвящен проблемам обеспечения соответствия Конституции Российской Федерации 1993 г. действующего на момент ее принятия законодательства.
Нужно иметь в виду, что кроме политического значения Конституция 1993 г. имеет очень большую юридическую ценность как правовой акт. Прежде всего это — Основной закон государства, имеющий наивысшую юридическую силу. Все законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на ее основе и должны соответствовать ей. Поэтому Конституцию РФ нужно рассматривать как основу дальнейшего развития законодательства и правовой системы в целом.
2. Основы конституционного строя Российской Федерации
Понятие конституционного строя. Специфика каждого государства проявляется в определенных, только ему присущих чертах. Совокупность таких черт позволяет говорить об основах государственного строя.
Государственный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер, и человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.
В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории: власть, суверенитет, свободы личностей.
Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими природными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.
Основные элементы конституционного строя. Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепленных в ст. 1.
Личность и государство. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Конституции понятие «высшая ценность» отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.
При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.
Суверенитет государства. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.
Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.
Народовластие. Демократия — форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.
Власть народа реализуется в двух формах:
а) непосредственное народовластие (осуществляется народом путем прямого волеизъявления);
б) представительная демократия (осуществляется через
органы, действующие по поручению народа).
При этом нельзя говорить о приоритете той или иной формы демократии, так как они одинаково важны для реализации народовластия.
Федерализм. Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов Федерации. Такая форма национально-государственного устройства является для России оптимальной: она позволяет избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.
Федерализм в России обусловлен рядом причин:
■ огромной территорией;
■ спецификой экономического развития отдельных регионов;
■ этническим многообразием населения;
■ социокультурными различиями.
В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределение и самоуправление наций в составе России.
Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» будет рассмотрена отдельно.
Социальное государство. Главное назначение социального государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Такое государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, об их социальной защищенности.
Социальное государство призвано осуществлять следующие функции:
■ охрана труда и здоровья людей;
■ установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
■ обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей;
■ развитие системы социальных служб;
■ установление государственных пенсий и пособий. Гражданство РФ. Одним из элементов основ государственного строя России является гражданство.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные элементы правового положения личности — объем и содержание прав, свобод, обязанностей.
Российское гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.
Каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.
Свобода экономической деятельности. Действующая Конституция РФ обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.
Разделение властей. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
Идеологическое многообразие. Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма (многообразия) состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе — политическим, социальным и религиозным.
Принцип светского государства. Свобода совести — непременное условие создания светского конституционного строя. Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает невмешательство как государство в дела церкви, так и церкви в дела государства. Это означает полное невмешательство государственных органов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, присутствие на принесении воинской присяги и т. д.).
Думаем, что приведенная ниже схема поможет лучше разобраться в вопросе о конституционном строе РФ (рис. 4).
Стабильность Конституции РФ. Конституция как основной закон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т. е. устойчивость его содержания. Юридической гарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра, изложенный в главе 9. Предложение о внесении поправок и пересмотре положений Конституции РФ вправе вносить только самые представительные органы и властные лица, группы депутатов Совета Федерации и Государственной Думы. Для пересмотра основных положений Конституции РФ, которые
Рис. 4 |
содержатся в главах 1, 2 и 9, необходима поддержка трех пятых голосов от общего числа членов Федерального Собрания, но и в этом случае пересмотр может быть осуществлен только специально созданным Конституционным Собранием.
Поправки к статьям других глав Конституции России принимают в том же порядке, что и федеральные конституционные законы. Принятие поправок требует их одобрения не менее двух третей субъектов Российской Федерации.
3. Конституционные основы правового положения личности в Российской Федерации
Студентам следует обратить особое внимание на главу 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Это одна из самых больших и чрезвычайно важных глав. Из 137 статей Конституции РФ 48 содержатся в этой главе. Кроме того, и в ряде других статей Конституции закреплены положения, которые тоже определяют правовой статус человека и гражданина. И это совершенно закономерно, так как именно человек, его права и свободы стоят в центре внимания деятельности государства. Следует отметить, что эта глава отражает содержание таких важных, признанных всем миром международно-правовых актов, как всеобщая Декларация прав человека, Декларация о праве на развитие, Конвенция о правах ребенка и др.
Понятие прав человека и гражданина. Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, необходимо соотнести между собой понятия «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Права человека — охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение его интересов, возможность пользоваться благами и условиями безопасного, свободного существования. Права человека — общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина; для реализации большинства других прав требуется, чтобы он был гражданином, личностью.
Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений.
Конституционный статус личности. Под правовым статусом личности понимается юридическое закрепление положения человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.
Различают общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.
Общий правовой статус (конституционный) — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией РФ и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности во всех основных сферах жизни общества и государства.
Специалъный правовой статус — это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие, пенсионеры); он позволяет осуществлять специальные функции. По сравнению с общим специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.
Индивидуалъный статус — это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.).
Конституция охватывает наиболее важные отношения между индивидом и государством — основные права, свободы и обязанности. Нормы других отраслей права регламентируют эти отношения более детально.
Права и свободы традиционно делятся на три группы: а) личные, б) политические и в) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, хотя в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.
Личные гражданские права и свободы. Среди всех прав человека и гражданина личные права занимают особое место. Они охватывают такие права и свободы человека, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Эти права и свободы, также именуемые гражданскими, составляют основу, базу правового статуса человека. Большинство из них носит абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.
Перечень личных прав и свобод в Конституции РФ 1993 г. открывается правом на жизнь. Оно было провозглашено еще во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Международном пакте о гражданских и политических правах. Сегодня право на жизнь является не менее актуальным, чем прежде, и выступает не только как ограничитель смертной казни. Государство обязано предпринять все возможные меры для того, чтобы люди не гибли в межнациональных конфликтах и гражданских войнах, от преступности, природных и производственных катастроф. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.
Большая группа прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ 1993 г., нацелена на то, чтобы обеспечить свободу и неприкосновенность личности. Четко зафиксирован принцип презумпции невиновности. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (прокурор еще раньше был лишен права принимать такие решения), а до этого лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сюда же относится право на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище неприкосновенно.
В многонациональной России, где были развиты межнациональные браки, миграция населения, а масса людей проживала вне своих национальных регионов, немаловажное практическое значение имеет положение о том, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Это конституционное положение отнюдь не означает недооценку фактора национальности или тенденцию к ассимиляции. Речь идет о свободе самоопределения личности, об учете реалий ее развития. Сюда же примыкает право пользования родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Конституция закрепляет право человека на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Международным стандартам отвечает также право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, право беспрепятственно в нее возвращаться. Российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Наша страна гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
В полном объеме трактуются в Конституции РФ 1993 г. свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Конституция 1993 г. гарантирует каждому свободу мысли и слова. Эта предпосылка демократии имеет пределы, очевидные для любого цивилизованного общества: исключаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В развитии и укреплении личных прав и свобод объективно заинтересовано все общество. Поэтому так важно преодолеть их недооценку, а то и открыто пренебрежительное отношение к ним.
Политические права и свободы граждан РФ. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.
Это и есть различие, отражаемое Конституцией РФ: личные права — каждому, политические — гражданам.
В отличие от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, каково состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры населения.
Под политическими правами и свободами понимают права, затрагивающие непосредственно политические интересы гражданина. Они начинают действовать с момента достижения гражданином РФ совершеннолетия (ст. 60 Конституции РФ).
Переходим непосредственно к определению круга политических прав и свобод.
Право граждан на свободу мысли и слова. Статья 29, ч. 1 Конституции РФ (свобода мысли и слова) связана как с личной, так и с политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения.
Право граждан на свободу печати и информации. Первоосновной свободы печати, как это вытекает из ст. 20, ч. 4
Конституции РФ, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.
Каждый человек вправе передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, т. е. он может сделать ее достоянием общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего создать свою газету, использовать государственный или частный канал телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информации не должно быть монополией государства — в этом залог полноты и объективности информации, получаемой обществом. Часть 5 ст. 29 гарантирует запрет цензуры.
Право граждан на объединение. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, т. е. на создание разного рода негосударственных общественных организаций, общественных движений, партий, профсоюзов, предпринимательских объединений, обществ и ассоциаций совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их духовных и материальных потребностей.
Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Но в Конституции РФ нет даже слов «политические партии», и весь этот важный вопрос укладывается в право на объединение.
Известны следующие организационно-правовые формы общественных объединений:
■ общественная организация — совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан;
■ общественное движение — массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками;
■ общественный некоммерческий фонд — формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использование его на общественно полезные цели.
Право граждан на собрание. Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование — как выражение социальной и политической активности граждан — при условии, что эти движения будут проводиться мирно, без оружия (ст. 31 Конституции РФ).
В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения.
Целью таких действий граждан является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общества.
Статья 31 Конституции РФ 1993 г. регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:
■ собрание — совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;
■ митинг — форма организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимая в заранее определенном месте и в заранее определенное время;
■ демонстрация — форма организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;
■ шествие — форма демонстрации, проводимая путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту;
■ пикетирование — форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемая без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публичные мероприятия, могут быть обжалованы в суд.
Право граждан на участие в управлении делами государства. В наибольшей степени политические права и свободы затрагивает право участвовать в управлении делами государства, которое закреплено в ст. 32 Конституции РФ.
В Конституции РФ названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции РФ, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Если же какой-либо вопрос не подлежит разрешению путем референдума или не набрал необходимого количества голосов для его постановки на референдум, а у граждан возникло желание не просто выразить свое мнение по определенному вопросу, имеющему общественное значение, но и воздействовать на деятельность государственных органов, то они могут воспользоваться правом петиций.
Выборы — наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии, один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур.
Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. (ч. 2, ст. 32 Конституции РФ). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с избирательным законодательством.
Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать; пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или в орган местного самоуправления.
Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах — в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год, для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет, и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий.
Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.
Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 п. 3 Конституции РФ).
Право граждан на равный доступ к государственной службе. Такое право установлено п. 4 ст. 32 Конституции РФ. Это одна из новых норм, ее включение означает приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права.
Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам (ст. 26, ч. 1; ст. 19, ч. 2).
Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Право граждан на участие в отправлении правосудия (п. 5. ст. 32) — это право граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем.
Право участвовать в осуществлении правосудия является новой для российской Конституции нормой.
Участие граждан России в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей.
Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный обвинитель и защитник.
Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Статья 33 п. 1 Конституции РФ закрепила право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Подача обращений в государственные органы и органы местного самоуправления подразумевает под собой понятия «жалоба», «предложение» и «заявление».
Предложение — это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т. д.
Заявление — обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).
Жалоба — обращение гражданина в государственные органы либо органы местного самоуправления с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц.
Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.
В случае, когда гражданин считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, он вправе обратиться в суд.
Социально-экономические права и свободы. Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права.
Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.
Социальная роль государства, его основные задачи в этом плане закреплены в ст. 7 Конституции РФ как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации.
Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают в себя широкую систему форм и методов их охраны.
Среди них можно выделить, в частности, следующие:
1. Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, которые должны обеспечивать обладание человеком всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.
2. Государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, устанавливает государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивает общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и среднего профессионального образования. Осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие системы социальных служб.
3. Государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства по обеспечению социально-экономических прав.
4. К функциям государства относится создание всех необходимых правовых, политических, материальных, организационных предпосылок, обеспечивающих поддержку личной инициативы человека в экономической сфере.
5. Государственными гарантиями обеспечивается возможность эффективной защиты экономических прав человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.
К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44).
Обязанности гражданина РФ. Если правам и свободам личности в действующей Конституции и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции РФ содержится лишь пять статей, посвященных обязанностям, и они не выделены в отдельный раздел или параграф.
Основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 15).
Однако обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федерации не ограничивается негативным аспектом — требованием не нарушать их предписаний.
Соблюдение Конституции РФ и законов предусматривает и позитивный аспект — своей деятельностью, образом жизни человек, гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции РФ, положений законодательства.
Конституция, законы в наиболее обобщенном виде отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. Эта деятельность осуществляется всеми звеньями общественных и государственных структур. В ней должен участвовать и каждый человек — главный «потребитель» природы.
Посильное участие каждого гражданина в сохранении природы внесет важный вклад в поддержание невосполнимого богатства, которое мы должны передать будущим поколениям россиян.
В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.
Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несение военной службы.
4. Федеративное устройство России
Понятие и принципы федеративного устройства России. В главе «Основы теории государства и права» мы уже говорили, что федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является, в свою очередь, элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру.
Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционного строя.
■ Одним из таких принципов Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность — естественная черта независимых государств.
■ Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию. Структура государственной власти многосложна. Субъекты Федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией в целом, верховенство федеральной Конституции и федеральных законов и исполнять их.
■ Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — еще один принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет:
а) перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;
б) предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. I Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам, т. е. полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов
Федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т. е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.
Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты Федерации. Этот «остаток» федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
В пределах своей компетенции и Федерация, и субъекты Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.
■ В числе принципов федеративного устройства России — принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федеративного строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственноправовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос.
В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей. В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов Федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России.
Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национальногосударственных и национально-культурных формах.
Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств. Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов.
■ Равноправие субъектов Российской Федерации — принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется:
а) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации;
б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;
в) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.
В то же время имеются различия в государственной организации субъектов Федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие своих конституций, гражданства, высших органов государства, что не влияет на их равное положение в Федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т. д.
Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними. Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.
Ниже приводятся имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:
1) суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;
2) федеральная Конституция и федеральные законы;
3) федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;
4) государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
5) единое гражданство РФ;
6) государственный язык;
7) единые Вооруженные Силы РФ;
8) единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
9) государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;
10) столица РФ.
Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.
Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.
В России несколько видов субъектов Федерации, это ее особенность. Общее число субъектов на момент принятия Конституции в 1993 г. — 89. В настоящее время их стало 83, уменьшение произошло за счет объединения некоторых субъектов — автономных округов с другими субъектами (краями, областями). Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта.
Республики — субъекты РФ — это государства в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций.
Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся:
■ конституция республики, республиканское законодательство;
■ система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом;
■ территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия;
■ республиканское гражданство;
■ государственный язык;
■ собственные символы государства.
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов Федерации: края, области, города федерального значения, а также автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным органом соответствующего субъекта.
Для конституционного статуса данных субъектов Федерации характерно наличие следующих элементов:
■ устава;
■ своего законодательства;
■ системы органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом;
■ территории, границы которой могут быть изменены только со взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.
Пребывание в составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное представительство в Совете Федерации, их законодательным органам принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.
Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами. Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.
Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов власти, б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов,
в) исключительной компетенции субъектов федерации.
Российская Федерация пошла по тому же пути: ст. 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т. е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.
Предметы ведения Российской Федерации. Отнесение Конституцией РФ тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, — это сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации. Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп:
1) вопросы государственного строительства;
2) вопросы регулирования экономики и социального развития;
3) вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
4) вопросы обороны и охраны границы;
5) вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы;
6) вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.;
7) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности:
а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;
б) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности;
в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;
г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
д) Вооруженные Силы РФ являются един