Практическое занятие № 52
Регулировка механических характеристик реле и трансмиттеров.
ТРАНСМИТТЕРЫ И БЛОКИ ДЕШИФРАТОРА
Трансмиттеры маятниковые типа МТ
Назначение. Маятниковые трансмиттеры применяются в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики в качестве датчиков импульсов. Трансмиттеры типа МТ-1, МТ-1М (черт. 1305-00-00) используются для работы в устройствах импульсной и кодовой автоблокировки для импульсного питания рельсовых цепей. Маятниковые трансмиттеры типа МТ-2, МТ-2М (черт. 22199-00-00) служат для управления работой мигающих огней светофоров в устройствах электрической централизации, автоблокировки и переездной сигнализации.
Некоторые конструктивные особенности. Электрические схемы, все характеристики маятниковых трансмиттеров МТ-1 и МТ-1М одинаковы, также одинаковы схемы и характеристики трансмиттеров МТ-2 и МТ-2М.
Маятниковые трансмиттеры стали обозначаться МТ-1М и МТ-2М с 1980 года, номера чертежей остались прежними (рис. 197).
Маятниковый трансмиттер представляет собой электромагнитный механизм постоянного тока с вращающимся якорем.
|
|
Особенность такой магнитной системы заключается в том, что ось якоря повернута относительно магнитной оси и вертикальной оси маятника. Когда в обмотках электромагнита тока нет, маятник занимает вертикальное положение, а подгоночный (управляющий) контакт замыкает цепь питания обмоток.
При поступлении тока якорь поворачивается, стремясь к совмещению своей оси с осью магнитопровода. Вместе с якорем поворачивается и ось с кулачковыми шайбами и маятником. Кулачковые шайбы управляют контактами. При повороте оси размыкается подгоночный (управляющий) контакт и, следовательно, цепь питания обмотки электромагнита. По инерции маятник продолжает движение.
Достигнув максимального отклонения, маятник начинает движение в обратном направлении и по инерции проходит не только вертикальное положение, но и отклоняется на некоторый угол в противоположную (левую) сторону.
В тот момент, когда маятник проходит вертикальное положение, управляющий контакт замыкается, и через обмотку электромагнита опять проходит ток, создающий магнитный поток для торможения движения маятника. При движении маятника влево из вертикального положения на якорь действуют две замедляющие силы: сила тяжести маятника и магнитное поле электромагнита. Магнитное поле действует до момента размыкания управляющего контакта. Из край него левого положения маятник начинает двигаться вправо под действием силы тяжести, а при замыкании управляющего (подгоночного) контакта — под действием магнитного поля. При дальнейшем его движении управляющий контакт размыкается и колебания повторяются.
|
|
Ось трансмиттеров устанавливается на шарикоподшипниках 6025. Для смазки подшипников применяется масло МВП.
В электрической схеме трансмиттеров (рис. 198) в искрогасящих контурах устанавливают конденсаторы (CI, C2 и СЗ) типа МБГП-1-200 В«А-1 мкФ±10%.
Резистор R1 в искрогасящем контуре управляющего контакта представляет собой катушку, намотанную из провода марки ПЭВКМ-2 диаметром 0,12 мм; длина провода 730 мм. Активное сопротивление этой катушки 30 Ом±10%.
Резисторы R2 и R3 в искрогасящих контурах рабочих контактов представляют собой также катушки, намотанные из провода марки ПЭВКМ-2 диаметром 0,2 мм; длина провода 675 мм. Активное сопротивление катушки 10 Ом±10%.
Электрические и временные характеристики маятниковых трансмиттеров МТ-1, МТ-1М и МТ-2, МТ-2М при температуре 20°С следующие:
МТ-1, МТ-2,
МТ-1М МТ-2М
Напряжение питания постоянным
током при параллельном включе
нии катушек, В 12 ± 2
Сопротивление катушек, включен
ных параллельно, Ом 150 ± 10%
Напряжение питания постоянным
током при последовательном
включении катушек, В 24 + 4
Сопротивление катушек, включен
ных последовательно, Ом 600 ± 10%
Продолжительность (импульсов) за
мыкания контактов 41-42, с 0,27 ± 0,03 1 ± 0,05
Продолжительность (интервалов) не норми-
размыкания контактов 41-42, с руется 0,5 + 0,1
Продолжительность (импульсов) замыкания контактов 31-32, с 0,27 + 0,03 0,75 ± 0,05
Продолжительность (интервалов) не норми-
размыкания контактов 31-32, с руется 0,75 ± 0,1
Число колебаний маятника в минуту
при напряжении 12+2 или 24±4В 105 ±10 40 ± 2
При регулировке для увеличения длительности импульса уменьшают межконтактное расстояние или подгибают обе контактные пружины. Для уменьшения длительности импульса межконтактное расстояние увеличивают.
Электрическая прочность и сопротивление изоляции. Изоляция токоведущих частей трансмиттера относительно корпуса должна выдерживать в течение 1 мин±5 с без пробоя и явлений разрядного характера при температуре (20±5)°С и относительной влажности окружающего воздуха до 80% испытательное напряжение 1000 В частотой 50 Гц при мощности испытательной установки не менее 0,5 кВ А.
Сопротивление изоляции всех токоведущих частей трансмиттера относительно корпуса при температуре (20±5)°С и относительной влажности 70% должно быть не менее 50 МОм, при повышенной влажности — не менее 5 МОм. Измерение сопротивления изоляции производится мегомметром при напряжении постоянного тока 500 В.
Обмоточные данные. Маятниковый трансмиттер имеет две обмотки сопротивлением по 300 Ом±10% каждая, которые могут включаться последовательно или параллельно. Каждая обмотка трансмиттеров МТ-1, МТ-1М и МТ-2, МТ-2М содержит 9000 витков. Катушки трансмиттеров пропитывают лаком МЛ-92. Выводы катушек трансмиттеров выполняют проводом ПМВГ поперечным сечением 0,75 мм2.