Американский учёный Й. Олстон, проанализировав деятельность различных японских компаний, Сформулировал пять основных принципов японского менеджмента:
1. Рабочий достаточно разумен, чтобы самостоятельно увеличивать производительность и качество своего труда
По мнению японских менеджеров, рабочие – это наделённые способностями люди, которые могут вносить предложения по повышению производительности и качества труда. Менеджеры считают, что рабочие определённой профессиональной подготовкой не только для того, чтобы выполнять конкретную работу, но и для того, чтобы усовершенствовать отдельные операции. Любое нововведение на японском заводе начинается с выяснения предложений рабочих по технологическим и организационным новациям. Японцы полагают, что любой, даже самый опытный инженер знает меньше о данном технологическом процессе, чем тот, кто его непосредственно выполняет. Поэтому японские менеджеры не стесняются обращаться к своим подчинённым за советом.
|
|
2. Рабочий стремится сделать свою работу лучше
Любой рабочий, доказавший, что он способен сделать больше и качественнее, получает самостоятельность в работе, премию и большую заработную плату. Таким образом, японские менеджеры стимулируют непрерывное повышение квалификации своей рабочей силы. Если рабочий владеет несколькими техническими специальностями, то он способен работать в других бригадах и подменять своих товарищей.
3. Р абочие образуют «семью»
Японцы придерживаются идеи о том, что наниматели и наёмные рабочие составляют единое социальное целое. Все члены фирмы имеют взаимные обязательства и выполняют свой общий долг перед обществом. Зарплата – это только один из видов вознаграждения. Другим видом является удовлетворение в потребности в эмэ, т. е. потребности в поддержке и принадлежности к группе.
Японцы разработали три административных метода для реализации этого принципа:
1. Работники фирмы оказывают новичку помощь, сочувствие,
поддержку, ожидая от него в дальнейшем проявления такого же
поведения по отношению к ним.
2. Свободное время работники фирмы проводят вместе.
3. Взаимные обязательства фирмы и рабочих
Группа важнее отдельной личности
Этот принцип основан на традиционной японской ценности: никто не должен быть эгоистичным и думать только о себе. Этот принцип сформировался под влиянием идеи китайского философа Конфуция о том, что человек всегда в долгу перед старшими и должен быть им благодарен; свой долг он никогда не сможет полностью возвратить. За счёт фирмы человек обучился ценной специальности, ему дали работу, оказали уважение, обеспечили средствами к существованию. Перейти в другую фирму, предложившую более высокую зарплату – это признак неблагодарности.
|
|
5. П артнерство и сотрудничество в производственных отношениях
Японские менеджеры считают рабочих своими активными партнёрами в стремлении к экономическому успеху, достижению высокого качества и росту производительности. Они уверены, что каждый рабочий лоялен к фирме и её целям. Экономический успех рассматривается японцами как единственный шанс для выживания всего сообщества и культуры в современном мире.
В современной Японии в системе взаимоотношений между собственниками предприятий и рабочими строится на основе кодекса бусидо, который был позаимствован из взаимоотношений «самурай-феодал». Кодекс бусидо требует самопожертвования, верности, покорности, подчинение своих интересов интересам хозяина, а от хозяина требуется забота, верность и ответственность перед своим подчинённым.
Профессиональная подготовка японских менеджеров состоит из двух этапов:
1. Специальное образование в университетах или вузе.
2. Получение работы в самой преуспевающей компании для специальной подготовки в фирме.
Японский менеджер должен владеть, по крайней мере, тремя умениями:
1. Умением создавать групповые отношения сотрудничества, партнёрства, согласия в среде своих подчинённых,
2. Умением организовать коллективное принятие решения,
3. Умение быть лидером группы.
5. Управленческая мысль в России:
Особенности развития российского общества
Понятие «менеджмент» вошло в современную российскую лексику в связи с переходом к рыночным преобразованиям в экономике страны.
Развитие России со времени формирования Московского государства характеризовались следующими особенностями:
1. «Рваный ритм» развития (чередование периодов интенсивного развития с временами «застоя»).
2. Неустойчивость положения в мире (периоды могущества и упадка).
3. Несбалансированность по сферам жизнедеятельности (блестящие, но часто кратковременные успехи в военном деле, искусстве, науке при сравнительно низком уровне хозяйства страны невысоком бытовом комфорте и качестве жизни большинства населения).
4. Непрочность достигаемых успехов практически во всех областях.
Эти особенности можно объяснить тем, что с возникновением Московского государства жизнедеятельность русских людей определяли два фундаментальных фактора:
1. Служебно-домашняя цивилизация в России;
2. Русская сельская община.
Современным отправным пунктом является обращение к собственному историческому опыту, особенностям национальной психологии, тем традициям и ценностям, которые веками создавались в России. Российский менеджмент должен формироваться с опорой на ряд приоритетных ценностей, к числу которых относятся:
· Социальные права личности;
· Её честь и достоинство;
· Согласие и сотрудничество в обществе;
· Справедливость, основанная на понимании и принятии правовых норм;
· Профессионализм и мастерство; коллективизм, поддержка и взаимопомощь;
· Духовность и психическое здоровье в основе деловой и поведенческой практики.
ЛЕКЦИЯ 2
Управленческие философии и стратегии. (1 час)
План
1. Организационные стратегии
2. Концепции организации
3. Управления ресурсами
4. Типология организационных концепций