ЛЕКЦИЯ 1
Общие проблемы психологии управления (2 часа)
План
1. Определение понятий «менеджмент», «менеджер».
2. Объект и предмет, цель и задачи изучения дисциплины «Психология управления».
3. Теория и практика психологии управления: исторический аспект.
4. Теория и практика европейского, американского и японского менеджмента.
5. Управленческая мысль в России: особенности развития российского общества.
Определение понятий «менеджмент», «менеджер»
Термин management (управление) происходит от корня латинского слова maims (рука). В русском языке менеджмент переводится как «управление или научная организация труда». Среди известных видов менеджмента (административный, банковский, стратегический, инновационный и др.) особая роль отводится производственному менеджменту, предусматривающему управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной деятельности организации. Характерными чертами современного развития менеджмента являются:
|
|
1. Его компьютеризация: сокращение избыточных звеньев административной системы;
2. Децентрализация управленческих функций (самоуправление);
3. Разработка методов долгосрочного социотехнического планирования: разработка технологии проектирования социальных систем.
Под менеджментом понимается научно-практическое направление, преимущественно ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.
Менеджер – это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль.
Объект и предмет, цель и задачи изучения дисциплины
«Психология управления»
Психологию управления можно рассматривать как междисциплинарное научно-практическое направление, цель которого – исследование и психологическое обеспечение решения проблем организаций преимущественно в условиях рыночной системы хозяйствования.
Объектом изучения психологии управления выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях самостоятельной организацией, каковыми в нашей стране являются, например, совместные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т. д., деятельность которых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов.
Предмет психологии управления составляют психологические явления организации. К ним относятся, например, обусловливающие эффективную деятельность менеджеров психологические факторы, особенности принятия индивидуальных и групповых решений, проблемы лидерства и мотивирования, норм и ценностей и др.
|
|
В предмет изучения психологии управления органично входят:
1. Традиционные социально-психологические явления
· социально-психологический климат,
· общение и т. д.).
2. Вопросы психологии труда
· анализ трудовой деятельности,
· функциональные психические состояния,
· организация рабочего места,
· качества, надежность и безопасность труда
3. Вопросы общей психологии
· теория деятельности
· личность и развитие
4. Другие направления психологии, (зависящие от сферы деятельности).
Конструктивной основой для разработок в области психологии управления может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности, в рамках которой предполагается изучение и совершенствование форм психологического обеспечения на уровне взаимосвязанных, распределенных во времени и последовательно сменяющих друг друга таких крупных психологических проблем, как
· профессиональное самоопределение («вход» в профессию),
· профессиональная подготовка,
· профессиональная адаптация,
· повышение профессиональной квалификации (в случае необходимости – переучивание и переквалификация),
· «выход» из профессии (адаптация к новым условиям жизнедеятельности).
Методологической базой данной концепции выступают системный и комплексный подход в психологии.
В рамках этой концепции формируется особый спрос на разработку:
1. Научно-практических основ психодиагностики,
2. Активных методов воздействия.
Цель разработок – повышение эффективности профессиональной деятельности.
Активными методами воздействия являются:
· специально ориентированные психологические тренинги по развитию профессионально важных качеств,
· тренинги по деловому общению,
· деловые игры,
· психическая саморегуляция функциональных состояний работников в комнатах психологической разгрузки.
Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект
История управления уходит корнями в глубины прошлого за тысячи лет до нашей эры. Уже в Древнем Египте формировались отличительные признаки будущей науки управления. В то время ставился вопрос планирования, организации и контроля, централизации процессов управления. Мысли об управлении государством и рабовладельческими поместьями высказывались Сократом, Платоном, Аристотелем.
Бурное развитие промышленности было связано с внедрением технологических процессов на производстве и повышением требований к организации предприятий. Толчком к концептуальному оформлению менеджмента послужили три фактора:
1. Истощение экстенсивного пути развития (за счёт увеличения и концентрации предприятий),
2. Обострения конкурентной борьбы,
3. Активизация поисков повышения эффективности предприятий за счёт внутренних резервов.
История управления как науки, которая ориентирована преимущественно на организации, работающая в условиях рынка насчитывает уже более века. Российскому менеджменту предстоит выбрать собственный путь развития в этой области с учётом национально-культурных и исторических традиций нашей страны. Для российской системы управления также важно учесть самое ценное, что оправдало себя в жизни и приемлемое для нашей действительности накопленное к настоящему времени в западном и особенно японском опыте менеджмента, который ориентирован в своей основе на человека.
До революции российский менеджмент имеет исторический опыт: ещё в 1919 г. российскими предпринимателями был сформулирован ряд принципов ведения дел.
|
|
Главными условиями предпринимательской деятельности считались:
1. Честность, которая должна стать фундаментом предпринимательства
2. Стремление к здоровой прибыли
3. Гармоничные отношения в делах
4. Гармония интересов предпринимателей и человека труда
5. Приоритет моральных ценностей
6. Труд на благо своей Отчизны.
Последовательная и всё возрастающая психологизация стала самой характерной особенностью современного менеджмента.
В настоящее время профессиональная подготовка менеджеров считается полноценной только при выраженном акценте на психологическом образовании обучаемых. Роль психологического фактора в профессиональной деятельности менеджеров будет усиливаться.
По мнению Г. С. Никифорова, ведущего специалиста Санкт-Петербургского университета, в ближайшие годы будет нарастать интерес к таким проблемам психологии менеджмента как:
§ поиск всё новых форм создания благоприятного психологического климата, сотрудничество в коллективах и группах;
§ профессионального роста и личной самореализации сотрудников;
§ обеспечение генерации идей и мотивации к труду со стороны персонала;
§ укрепление, поддержание физического здоровья менеджеров и их индивидуальное психологическое консультирование и др.