ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра судовых энергетических установок
Ивановская А.В., Макаренко Е.О.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
МОРСКОЙ СРЕДЫ
Практикум
по самостоятельной работе и выполнению расчетно-графической и контрольной работы для курсантов специальностей
26.05.05 «Судовождение»,
26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок»,
26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
очной и заочной форм обучения
Керчь, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................................. | 4 |
1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ МОРСКОЙ СРЕДЫ......................... | 6 |
2 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ НЕФТЬЮ................................ | 7 |
Примеры решения задач ……………………………………………………………….. | 10 |
3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ................................................................................................................. | 16 |
4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ....... | 18 |
Примеры решения задач ……………………………………………………………….. | 21 |
5 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ МУСОРОМ............................. | 23 |
Примеры решения задач ……………………………………………………………….. | 27 |
6 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ С СУДОВ.................. | 28 |
Примеры решения задач ……………………………………………………………….. | 30 |
7 УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ...................... | 36 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................... | 42 |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Практикум составлен на основании программы курса «Предупреждение загрязнения морской среды».
Морской транспорт одним из первых столкнулся с проблемой сохранения чистоты Мирового океана. Современные морские суда представляют собой сложные плавучие сооружения с мощными энергетическими установками и системами, которые в процессе работы приводят к образованию разнообразных видов отходов.
Использование нефтепродуктов в качестве топлива и смазочных материалов сопровождается потерями в виде утечек из топливных и масляных систем, мелких разливов при ремонтных работах, случайных разливах при замене смазки, очистки фильтров. Нефтяные отходы скапливаются в льялах МКО, где перемешиваются с водой. Льяльные воды являются одним из источников загрязнения моря.
Морскую воду используют на судах для бытовых и санитарно-гигиенических нужд экипажа. Загрязнение морской среды происходит вследствие сброса с судов бытовых отходов, излишнее присутствие которых нарушает кислородный баланс в морской воде. Эти отходы могут содержать различные болезнетворные микроорганизмы, химические моющие вещества и другие загрязнители, опасные как для здоровья человека, так и для обитателей морской среды.
|
|
В результате обобщения исследований, проводившихся различными странами, под руководством ИМО принято, что к основным видам загрязняющих веществ, попадающих в морскую среду с судов, следует относить: нефть и нефтепродукты, вредные, не являющиеся нефтью жидкие вещества, перевозимые на судах наливом; вредные вещества, перевозимые на судах в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках, в авто- или железнодорожных цистернах; сточные воды; мусор.
Целью изучения «Предупреждение загрязнения морской среды» является формирование понимания курсантами особенностей функционирования водного транспорта, приводящая к загрязнению морской среды, формирование у курсантов представлений об особенностях влияния водного транспорта на морскую среду, о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека об экологических принципах охраны морской среды, а также о механизмах предотвращения загрязнения морской среды и экономической эффективности экозащитных мероприятий, а также применение положений Международной Конвенции МАРПОЛ 73/78 в процессе эксплуатации морских судов.
Задачами дисциплины являются:
- приобретение знаний по международному законодательству в области предотвращения загрязнения морской среды;
- изучение и понимание требований Международной Конвенции МАРПОЛ 73/78 по предотвращению загрязнения с судов и применение ее на морских судах;
- освоение основных методов и средств предотвращения загрязнения морской среды и ликвидации последствий негативного воздействия на морскую среду.
В результате освоения дисциплины курсант должен:
Знать:
- факторы, определяющие устойчивость биосферы;
- естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере;
- характеристики возрастания антропогенного воздействия на морскую среду от деятельности морского транспорта, принципы рационального природопользования;
- приложение Конвенции МАРПОЛ 73/78;
- устройство, принцип действия, размещение оборудования и устройств согласно Правил по предотвращению загрязнения с судов.
Уметь:
- прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов.
Владеть навыками:
- экологического обеспечения безопасного функционирования объектов водного транспорта для морской среды.
Курсант на основе глубокого изучения дисциплины должен правильно применять Приложения Конвенции МАРПОЛ 73/78 на судах, знать оборудование, которое применяется на судах для выполнения требований Конвенции МАРПОЛ 73/78, техническую документацию, которая ведется на судах, с целью предотвращения загрязнения моря.
Для успешного овладения курсом можно рекомендовать следующую общую схему работы курсанта.
1. Изучить график учебного процесса на предстоящий учебный год, ясно представить объем самостоятельной работы и спланировать свое время.
2. Ознакомиться с тематическим планом дисциплины, количеством практических занятий, а также сроками итоговой отчетности по курсу.
3. Подобрать необходимую техническую литературу по прилагаемому списку и ознакомиться с данными методическими указаниями.
4. Приступить к изучению тем согласно программ курса, используя методические указания и подобранную техническую литературу.
5. Ответы на возникшие вопросы можно получить при более глубокой проработке материала по другим источникам или на консультации у преподавателя в период чтения обзорных или установочных лекций.
6. Если изучаемые темы входят в контрольное задание, то целесообразно после составления конспекта по теме закрепить полученные знания на конкретном примере при выполнении контрольного задания.
|
|
7. Завершить изучение темы следует, ответив на вопросы для самопроверки. Можно записывать ответы на вопросы в конспекте, что способствует сокращению времени подготовки к зачету.
К сдаче зачета курсанты допускаются после успешного выполнения одной расчетно-графической или контрольной работы и защиты предусмотренных программой практических работ.
Контрольная работа выполняется на листах формата А4, объем работы – от 5 до 10 страниц. Вариант выбирается в зависимости от последних двух цифр зачетной книжки.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ МОРСКОЙ СРЕДЫ
Ведение. Конвенция МАРПОЛ 73/78. Термины, определения и сокращения. Образование отходов при эксплуатации судов.