Какой точке зрения вы отдаёте предпочтение и почему?

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 


 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основная задача методической разработки заключается в приобщении студентов к средствам и способам работы с художественным текстом, что способствует формированию познавательной, коммуникативной и деятельностных компетенций.

Рабочая тетрадь структурирована в соответствии с программным материалом, имеет практическую значимость в условиях сниженной мотивации читательской деятельности:

- Акцентное вычитывание способствует формированию собственной эстетической и нравственно-ценностной позициям студентов на основе различения в тексте позиций рассказчика по отношению к героям и изображаемым событиям, позиций героев в отношении к миру, людям и событиям;

- В тестовых вопросах отражены различные аспекты изучения творчества писателей: биографические и историко-культурные сведения, темы и проблемы художественного произведения, идейное содержание, особенности конфликта и композиции, характеристика героев, особенности жанра произведения, художественное своеобразие, авторская позиция. Тест позволяет быстро и эффективно определить сумму знаний студента.

- Викторины направлены на проверку знаний фактического материала и способствуют его запоминанию;

- Творческие работы в форме сочинений формируют способности создавать для себя нормы деятельности и поведения, нестандартно подходить к решению проблемы, держаться в рамках жанра, стиля;

- Задания исследовательского характера работают на формирование таких универсалий, как целеполагание, анализ, планирование, проектирование, рефлексия.

Главное, что объединяет задания, - это обязательное осмысление художественного текста, внимание к живому слову писателя.

 





От авторов

Дорогие первокурсники! Перед вами стоит нелёгкая задача:  изучить литературу второй половины XIX века и литературуXX века в течение одного года, тогда как в курсе школьного обучения на это отводится два года: 10 и 11 классы. Лучший способ овладеть читательским мастерством – индивидуальное знакомство с художественными текстами и критическими материалами, поэтому основная форма работы в курсе изучения литературы – самостоятельная. Предлагаемый комплекс учебных заданий поможет вам понять богатство и глубину содержания произведений русской классической литературы. Желаем вам плодотворной работы!  

Условные обозначения:

Задания для самостоятельной работы - Задания творческого уровня –

Задания для исследовательской работы - Контрольные задания -

Викторина -

 

Примечание:

-задания, предназначенные для самостоятельной работы студентов (СРС), выполняются в отдельных тетрадях;

-задания исследовательского характера выполняются в форме прикладного проекта и могут быть представлены на конференциях  различного уровня;

- задания творческого уровня выполняются только в аудиторное время в тетрадях для срс или в отдельных тетрадях для сочинений;

-викторины, тесты, акцентное вычитывание и контрольные работы выполняются непосредственно в рабочей тетради.

 

 

Проверь себя:

1. Как вы понимаете смысл стихотворения Ивана Бунина «И цветы…»? Что помогло вам в понимании смысла?

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной»?

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

 

2. Прочитайте рассказ В. Борхерта «Ночью ведь крысы спят…». Найдите и запишите предложения, подтверждающие две точки зрения:

А) рассказ о мальчике, пережившем личную трагедию

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) рассказ о пожилом человеке, способном понять и вселить надежду в маленького мальчика

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.1.

Какой точке зрения вы отдаёте предпочтение и почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Вольфганг Борхерт

НОЧЬЮ ВЕДЬ КРЫСЫ СПЯТ

Пустынное окно в одиноко стоящей стене зевало алым светом от раннего засохшего солнца. Пыльное облако искрилось между вертикально стоящими печными трубами. Пустыня развалин дремала.

У него были закрыты глаза. Неожиданно стало ещё темнее. Он почувствовал, что кто-то подошел и остановился подле него, темновато и тихо. «Теперь они меня поймали», - подумал он. Когда он чуть-чуть приоткрыл глаза, то увидел перед собой две ноги, прикрытые лохмотьями брюк. Они стояли перед ним и были настолько кривы, что он мог спокойно смотреть сквозь них. Он рискнул взглянуть вверх по штанам и увидел пожилого мужчину, который держал в руке нож и корзинку. Кончики его пальцев были в земле.

«Ты здесь спишь что ли?» - спросил мужчина и посмотрел сверху вниз на копну волос мальчика. Юрген посмотрел сквозь ноги мужчины на солнце и сказал: «Нет, я не сплю. Я должен здесь сторожить». Мужчина кивнул: «Ага, для этого тебе нужна эта большая палка?» «Да», - ответил храбро Юрген и ещё крепче схватился за палку.

«Что же ты здесь караулишь?»

«Я не могу сказать». Он продолжал держать палку в руках.

«Не иначе как деньги». Мужчина поставил корзинку на землю и обтёр нож об штанину.

«Ну уж, совсем не деньги, - сказал презрительно Юрген. – Речь идёт о совершенно другом».

«О чём же»?

«Не могу сказать. Но это совсем другое».

«Нет так нет. Тогда и я тебе не скажу, что у меня в корзине». Мужчина толкнул ногой корзину и сложил свой ножик.

«Я и так знаю. Там трава».

«Это не просто трава, - таинственно сказал мужчина, - это корм для кроликов. Их у меня двадцать семь».

Юрген приоткрыл рот: «Двадцать семь?»

«Ты можешь на них посмотреть. Многие ещё совсем маленькие. Ну как, не хочешь?»

«Да я не могу. Я должен караулить здесь», - сказал неуверенно Юрген.

«Всё время? – спросил мужчина, - и ночью тоже?»

«Ночью тоже. Всё время. Всегда». Юрген вновь посмотрел вверх по кривым ногам. «Уже с субботы», - прошептал он.

«И ты совсем не уходишь? Ведь тебе нужно есть».

Юрген поднял камень. Под ним лежала половина буханки хлеба. И ещё жестяная коробка.

«Ты куришь? – спросил мужчина, - у тебя есть трубка?»

Юрген взялся вновь за свою палку и робко ответил: «Я курю самокрутку. Трубка мне не нравится».

«Жаль, - мужчина наклонился к своей корзинке, - а на кроликов ты бы мог спокойно посмотреть. Особенно на крольчат. Может, ты бы выбрал одного для себя. Но ты же не сможешь отсюда уйти».

«Нет, - печально ответил Юрген, - нет, нет».

Мужчина взял корзинку и выпрямился. «Ну что же, если ты должен остаться здесь, жаль». И он повернулся. «Если ты никому не расскажешь, - сказал быстро Юрген, - это всё из-за крыс».

Кривые ноги вернулись: «Из-за крыс?» - спросил мужчина.

«Да ведь они питаются мёртвыми. Мёртвыми людьми. Ведь за счёт этого они живут».

«Кто это сказал?»

«Наш учитель».

«И ты сторожишь крыс?» - спросил мужчина.

«Да не их!» И затем он тихо сказал: «Мой брат, дело в том, что мой брат лежит там внизу». Юрген показал палкой на обрушившуюся стену. «В наш дом попала бомба. Вдруг в погребе погас свет…и он тоже…мы долго звали его. Он был намного меньше меня». Мужчина сверху посмотрел на копну волос. Затем он неожиданно сказал: «А не говорил ли вам ваш учитель, что крысы ночью спят?»

«Нет, - прошептал Юрген и сразу как-то осунулся, - этого он не говорил».

«Да, - сказал мужчина, - ну что же это за учитель, если он даже этого не знает. Ночью ведь крысы спят. Даже когда темнеет».

Вдруг мужчина сказал: «Знаешь что? Я сейчас быстро накормлю своих кроликов, а когда стемнеет, я зайду за тобой. И, пожалуй, я принесу тебе одного, маленького. А, как ты думаешь?»

Юрген делал маленькие неглубокие ямки в пыли развалин. «Смешные маленькие кролики, белые, серые, бело-серые…Я не знаю, - прошептал он тихо и посмотрел на кривые ноги, - если они действительно ночью спят?»

Мужчина перешагнул через остатки стены и пошёл к улице. Оттуда донёсся его голос: «Такой учитель должен проваливать, если он не знает таких простых вещей».

Юрген поднялся и спросил: «Может, действительно, одного? Быть может, беленького?»

«Я постараюсь, прокричал мужчина уже на ходу, - а ты пока подожди. Знаешь что, я потом пойду с тобой к тебе домой. Я должен рассказать твоему отцу, как лучше смастерить загон для кроликов. Это вам необходимо знать».

«Да, - прокричал Юрген в ответ, - я подожду. Я должен ещё караулить, пока не стемнеет». Он крикнул вдогонку: «У нас ведь дома есть доски. Доски от ящика».

Но этого мужчина уже не слышал. На своих кривых ногах он устремился навстречу солнцу. Оно уже покраснело, и Юрген видел, как оно светило сквозь ноги, такие они были кривые. И корзинка взволнованно покачивалась на ходу туда-сюда. В ней лежал корм для кроликов. Зелёный корм для кроликов, который казался серым от пыли развалин.

 

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886) Родился в Москве. Будущий драматург рано узнал купеческий мир, нравы и психологию этого сословия. В пьесах Островского, а их более пятидесяти, перед читателями прошла история всех сословий России, но главным образом купечества и делового люда, связанного с промышленностью и торговлей. Помимо писательского творчества, А.Н. Островский успешно занимался общественной деятельностью. Однако главная заслуга А.Н. Островского – это создание драматического репертуара для русского национального театра.

Ответьте на вопросы к пьесе А.Н. Островского «Гроза»

1. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы?

2. Определите завязку конфликта пьесы.

3. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?

4. Какую роль играет в пьесе образ грозы?

5. С какой целью в пьесу введён образ Дикого?

6. Кого боится Кабаниха: Бога, перемен в жизни или никого и ничего?

7. Определите героя пьесы по цитате: «Тётка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»

8. Определите героя пьесы по цитате: «…матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была, и представить страшно».

9. Определите героя пьесы по цитате: «Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется».

10. Вставьте пропущенное слово: «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а…».

11. Определите, какому герою принадлежат слова: «…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

12. Определите, какому герою принадлежат слова: «Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю».

13. Определите, какому герою принадлежат слова: «Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нём нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».

14. Какие мотивы и образы русского фольклора  вы заметили в пьесе?

15. Каким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?


 

Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873)

Ф.И. Тютчев – поэт, дипломат, философ. После окончания Московского университета Тютчев отправляется на дипломатическую службу в Германию, затем в Италию.В общей сложности Тютчев прожил за границей 22 года, затем вернулся в Россию, где был назначен на должность председателя комитета иностранной цензуры. В 40-х годах, будучи на государственной службе, Тютчев был свидетелем Нечаевского дела, того самого, которое легло в основу романа Достоевского «Бесы». Основной темой творчества становится православная Русь.

«Умом Россию не понять,/Аршином общим не измерить,/У ней особенная стать – В Россию можно только верить».

Сравните, как описывают творческий метод Тютчева Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев

Н.А. Некрасов. Из статьи «Русские второстепенные поэты»: «Превосходная картина! Каждый стих хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели умирающей женщины, в которую он был влюблён». И.С. Тургенев: «…Каждое его стихотворение начиналось мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого…мысль г. Тютчева никогда не являлась читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».  



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: