Уральский технологический колледж – филиал НИЯУ МИФИ
Рабочая тетрадь
По дисциплине ОПД.03 Менеджмент
Основной профессиональной образовательной программы
По специальности СПО
Прикладная информатика (по отраслям)»
Выполнил:
студент группы 1ПИз
заочной формы обучения ______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Заключение и оценка
преподавателя __________________________________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Преподаватель _____________ Т.И. Мухибулина ___
(роспись) (фамилия, инициалы)
Заречный, 2020
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
|
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | ||
1 | 2 | ||
Раздел 1. Функции менеджмента в рыночной экономике | |||
Введение | Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. История его возникновения и роль в развитии современного производства. Национальные особенности менеджмента. | ||
Тема 1.1. | Сущность и характерные черты современного менеджмента: менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система. Современные подходы в менеджменте. «Пирамида менеджмента», функции и задачи каждого уровня управления. Качества современного менеджера. | ||
Тема 1.2. | Внешняя и внутренняя среда организации: организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, посредники. Факторы среды косвенного воздействия: политико-правовые, социокультурные, технологические, экономические, демографические, природно-климатические. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. | ||
Тема 1.3. | Цикл менеджмента: характеристика основных составляющих цикла менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности. | ||
Тема 1.4. | Организация. Типы структур организации: Принципы построения организационной структуры: цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объём полномочий руководства, соответствие социально-культурной среде, целесообразность числа звеньев. Типы структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная, проектная. | ||
Тема 1.5. | Планирование в системе менеджмента: роль планирования в организации. Виды и стадии планирования. Этапы процесса стратегического планирования. Тактическое планирование и этапы его реализации. Методы разработки планов: балансовый, нормативный, математический. Бизнес-план организации. | ||
Тема 1.6.
| Мотивация и потребности: мотивация и критерии мотивации. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. | ||
Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. | |||
Тема 1.7. | Контроль и его виды: понятие и сущность контроля; этапы контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Правила контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю. | ||
Контрольная работа по теме «Функции менеджмента в рыночной экономике» | |||
Раздел 2. Организационные процессы | |||
Тема 2.1. | Система методов управления: понятие методов управления. Направленность, содержание и организационная форма методов. Основные методы управления: организационно-распорядительские, экономические, социально-психологические; их достоинства и недостатки; характер воздействия. Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социологические измерения и др. | ||
Тема 2.2. | Коммуникативность и управленческое общение: понятие общения и коммуникации. Информация и её виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты. Три формы транакта: параллельный, перекрёстный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. Психологические приёмы достижения расположенности подчинённых (аттракция) | ||
Тема 2.3. | Деловое общение: понятие делового общения, его характеристика. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. Абстрактные типы собеседников. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. | ||
Тема 2.4. | Процесс принятия решений: Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрица принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения. | ||
Тема 2.5. | Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности: понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой (подразделением). Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования рабочего времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики. | ||
Стили управления и факторы его формирования. «Решётка менеджмента». Связь стиля управления и ситуации. | |||
Контрольная работа по теме «Организационные процессы» | |||
Итоги семестра. Зачётное занятие |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Менеджмент, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
|
|
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, домашних творческих заданий, контрольных работ.
Практическое занятие может проходить в виде деловой игры, тренинга, решения кейс-задач, выполнения практикующих упражнений, анализа конкретных учебных ситуаций. Указанные оценочные средства позволяют оценивать умение студентов анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
Домашнее творческое задание (реферат, доклад, эссе) – продукт самостоятельной работы студента – средство, позволяющее оценить способность студента письменно излагать суть проблемы, систематизировать материал, самостоятельно проводить анализ данной проблемы, а также публично выступать с сообщением.
Система стандартизированных заданий (тестов) позволяет автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Контрольная работа (собеседование, коллоквиум) направлена на выяснение объёма знаний обучающегося по определённому разделу, теме, проблеме и т.п.
Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (дифференцированный зачёт) используется накопительная система, при которой учитываются посещаемость студентов, участие студентов в аудиторной и самостоятельной работе, выполнение контрольных точек, а также внеаудиторной работе (участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах и др.
В отдельных случаях может быть предусмотрен итоговый зачёт (тест).
Ответ на теоретический вопрос должен:
· быть полным;
· иметь объяснение на основе имеющихся знаний.
Выполнение задания оценивается по пятибалльной системе с учётом следующих критериев:
1) 5 баллов: если представлен правильный ответ на вопрос, приведено достаточное обоснование, исчерпывающие верные рассуждения;
2) 4 балла: если представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование не является достаточно чётким или если представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован;
|
|
3) 3 балла: если ответ содержит ошибки, показывающие неумение студента ориентироваться в основных понятиях менеджмента;
4) 2 балла: если представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос или если ответ на вопрос неверен.