Инструкционно - технологическая КАРТА на выполнение лабораторной работы № 20-22 по дисциплине: « основы аналитической химии»

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Корочанский сельскохозяйственный техникум»

ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА на выполнение лабораторной работы № 20-22 по дисциплине: «Основы аналитической химии»

 

Тема: Определение содержания меди в растворе методом стандартных серий

Цель работы: Отработать умения и навыки по определению содержания меди в растворе методом стандартных серий.

Приобретаемые умения и навыки: Освоение методики постановки химического эксперимента.

Техника безопасности: Соблюдать правила работы с химическими веществами, поддерживать дисциплину и чистоту на рабочем месте, не принимать пищу в лаборатории, мыть руки после работы с химическими веществами.

Место проведения: Химическая лаборатория Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места:1) реактивы (сульфат меди, гмдроксид аммония, серная кислота);

2) химическая посуда: пробирки, колбы, пипетки Литература: Цитович И. К. Аналитическая химия, стр.229-234

Принцип метода. Колориметрическое определение меди основано но том, что при взаимодействии с избытком аммиака ион Си2+ переходит в комплексный ион аммиаката меди [Cu(NH3)4]+2, окрашенный в сине- фиолетовый цвет. Интенсивность окраски анализируемого раствора сравнивают с интенсивностью окраски серии эталонных растворов с известным содержанием меди, приготовленных в колориметрических пробирках одинакового диаметра при одинаковых объёмах растворов.

Ход работы

1. Приготовление стандартного раствора сульфата меди. Навеску 19,6410 г х. 4.CuS04*5H20 количественно переносят в мерную колбу вместимостью 1 л и растворяют сначала в 200-250 мл дистиллированной воды. Для предотвращения гидролиза соли раствор подкисляют приблизительно 3 мл Н2S04(конц.) и перемешивают. Затем

доводят объём раствора до метки дистиллированной водой и ещё раз перемешивают. Полученный раствор будет содержать 5 мг/мл меди. 3. Приготовление серии эталонных растворов (колориметрическая шкала).

В шесть пронумерованных мерных колб вместимостью 100 мл из бюретки или при помощи градуированной пипетки вводят 1,2, 3, 3, 4, 5 и 6мл стандартного раствора соли меди, что будет соответствовать 5, 10, 15, 20 и 30 мг меди. В каждую колбу мерным цилиндром добавляют по 5 мл раствора Н2SO4 (1:4) и осторожно, по каплям и при интенсивном перемешивании по 30 мл раствора NH4OH(1:1). Растворы окрашиваются в сине-фиолетовый цвет и сильно разогреваются, их охлаждают до комнатной температуры под струей водопроводной воды и доводят объемы растворов дистиллированной водой до метки.

В шесть пронумерованных колориметрических пробирок, находящихся в штативе, вводят по 10 мл (или по 20 мл) приготовленных растворов, чтобы получилась колориметрическая шкала из шести растворов с известной концентрацией меди, отличающихся интенсивностью окраски. 3. Анализ контрольного раствора.

Получив контрольный раствор в мерной колбе вместимостью 100 мл, добавляют в него 5 мл раствора серной кислоты (1:4), перемешивают и по каплям вводят 30 мл раствора NH4OH(1:1). Колбу с раствором охлаждают до комнатной температуры и доводят объем получившегося сине-фиолетового раствора до метки дистиллированной водой. Хорошо перемешав раствор, 10 мл его переносят в колориметрическую пробирку и сравнивают интенсивность окраски исследуемого раствора с интенсивностью окраски эталонных растворов. Содержание меди в контрольном растворе будет таким же, как в эталонном растворе, имеющем ту же интенсивность окраски. Если интенсивность окраски исследуемого раствора является промежуточной между окрасками двух соседних эталонных растворов, то концентрация определяется как средняя величина между концентрациями эталонных растворов.

Пример. Интенсивность окраски исследуемого раствора лежит между окраской раствора 3 и 4. зная, что раствор 3 содержит 15 мг, а раствор 4-2о мг меди в 100 мл раствора её соли, вычисляем содержание меди в контрольном растворе: (15+20)/2=17,5 мг/100мл меди.

Контрольные вопросы. 1.На чем основана колориметрия?

2. Каковы преимущества колориметрии?

3. Что такое стандартные растворы в колориметрии?

 

 

Дом. задание

 Ответьте на вопросы тестов.

Вопрос Варианты ответов Количество правильных ответов
1. К физико-химическим методам анализа относятся: а) нейтрализация б) комплексонометрия в) рефрактометрия г) эмиссионный спектральный анализ д) потенциометрический анализ е) поляриметрический анализ 5
2. Рефрактометрический анализ относится к методам: а) оптическим б) электрохимическим в) хроматографическим 1
3. В основе рефрактометрического метода лежит: а) способность растворов проводить электрический ток; б) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное излучение; в) способность различных веществ по-разному преломлять проходящий свет. 1
4. На рефрактометре определяют: а) оптическую плотность; б) показатель преломления; в) рН раствора 1
5. В основе абсорбционного спектрального анализа лежит: а) закон светопоглощения; б) закон Бугера – Ламберта - Бера; в) закон эквивалентов. 2
6. В абсорбционном спектральном анализе применяют приборы: а) фотоэлектроколориметр б) пламенный фотометр в) спектрофотометр 2
7. На ФЭКе определяют: а) оптическую плотность; б) показатель преломления; в) рН раствора 1
8. На ФЭКе можно провести анализ веществ: а) окрашенных; б) неокрашенных; в) органических: г) неокрашенных веществ, если их можно окрасить с помощью химической реакции. 2
9. Стандартные растворы – это: а) растворы, с точно известной концентрацией; б) рабочие растворы; в) растворы, содержащие все компоненты, кроме определяемого вещества. 2
10. Растворы сравнения это: а) растворы, с точно известной концентрацией; б) рабочие растворы; в) растворы, содержащие все компоненты, кроме определяемого вещества. 1
11. В основе поляриметрического метода анализа лежит: а) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное изучение; б) изучение поляризованного света; в) способность различных веществ по-разному преломлять проходящий свет 1
12. Поляризованным лучом называют: а) луч, колебания которого совершаются в одной плоскости; б) луч, колебания которого совершаются в перпендикулярной плоскости; в) луч, колебания которого совершаются в параллельной плоскости 1
13. Оптически-активными веществами называются: а) неорганические; б) способные вращать плоскость поляризации; в) неспособные вращать плоскость поляризации 1
14. На поляриметре определяют: а) рН раствора; б) оптическую плотность; в) показатель преломления; г) угол вращения 1
15. К оптически-активным веществам относятся: а) сахар б) глюкоза в) хлорид натрия г) пенициллин 3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: