Формирование системы государственно-общественного регулирования политической рекламы в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века

 Конец ХХ – начало ХХI веков характеризуются в политической жизни России проведением демократических реформ. Основные цели данных реформ закреплены в Конституции РФ, в которой российское государство провозглашается как демократическое, правовое и социальное.[3]

     Задачи построения правового государства в РФ предполагают формирование и развитие избирательного процесса, который включает в себя подготовку и проведение выборов в государственные органы всех уровней, а также в органы местного самоуправления. При этом одним из основных этапов подготовки к выборам является проведение кандидатами и политическими партиями предвыборных агитационных кампаний в свою поддержку с применением основных видов политической рекламы.

     Значение политической рекламы осознается на всех уровнях власти, включая федеральный, региональный и местный, где проходят выборы в представительные и исполнительные органы государства и местного самоуправления. Президентские выборы 1996 года подтвердили большую роль политической рекламы в российском избирательном процессе. Избирательному штабу Б.Ельцина удалось организовать крупномасштабную, отличающуюся высоким профессионализмом предвыборную агитационную кампанию и обеспечить его избрание на повторный президентский срок. Это произошло в обстановке, когда после объявления даты выборов рейтинг Б.Ельцина был значительно ниже, чем рейтинг его основного конкурента Г.Зюганова. На новый уровень профессионализма было поднято качество рекламных кампаний В.Путина во время президентских выборов 2000, 2004 и 2012 г.г.

Одним из значительных следствий внимания российских государственных деятелей к политической рекламе является то, что она вовлекает в свою орбиту не только избирателей, но и многочисленные группы специалистов, участвующих в организации предвыборных агитационных кампаний. Основой их эффективной деятельности является не только накопленный опыт, но и научные знания, усвоенные как путем самообразования, так и вузовской подготовки. Все это способствует формированию в нашей стране институциональных основ политической рекламы, включая государственно-общественную систему ее регулирования.

Данная система базируется на избирательном праве, включающем федеральные законы, законы субъектов федерации и муниципальные законы. В процессе их разработки и принятия законодательными органами государства и местного самоуправления находит свое выражение нормативное регулирование политической рекламы.

К федеральным законам, регулирующим процесс осуществления предвыборных агитационных кампаний и политической рекламы, относятся:

· Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». М., 1997. (Гл. 7) (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав);

· Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ». М., 1999. (Гл. 8);

· Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». М., 2000. (Гл. 7).

· Федеральный закон РФ «О политических партиях».

В качестве примера нормативных документов, принятых субъектами Федерации, можно привести Закон г. Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного собрания в г. Москве» (принят Московской городской Думой 7 июля 1999 г.; с изменениями от 27 июня 2001 г. и 11 июля 2001 г.).

В российском избирательном законодательстве политическая реклама обозначается понятием предвыборной агитации. Согласно нормам Закона об основных гарантиях избирательных прав предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).[4]

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие принципы осуществления предвыборной агитации:

• множественность субъектов;

• равенство субъектов;

• гласность выборов и референдумов;

• прозрачность финансирования;

• законность ограничений права на агитацию;

• недопустимость злоупотреблений;

• самостоятельность субъектов предвыборной агитации.

Российское избирательное законодательство не только предоставляет права на агитацию политическим субъектам, но и устанавливает определенные ограничения этих прав. При проведении агитации запрещаются:

• агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

• агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;

• агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности;

• подкуп избирателей: вручение им денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, предоставление иных льгот;

• проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависят от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

Оплата коммерческой рекламы с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.

Кандидаты и иные политические субъекты в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

Кандидатам запрещается использовать эфирное время, предоставленное для размещения своих агитационных материалов, в иных целях, в частности для призывов голосовать против кандидатов, негативных комментариев в отношении кандидатов и т. п.

Дополнительные ограничения накладывает на осуществление предвыборной агитации или политической рекламы политическими субъектами Закон о средствах массовой информации, в соответствии со статьями которого запрещены злоупотребления свободой массовой информации.[5] Закон о противодействии экстремистской деятельности запрещает призывы к совершению действий, характеризующихся как экстремистская деятельность, обоснование и оправдание экстремизма. Согласно нормам этого закона к экстремизму относится, среди прочего, деятельность, направленная на захват и присвоение властных полномочий, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков и др..[6]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: