Психология экономического поведения

 

План

 

 

1. Подходы к исследованию экономического поведения человека

 

2. Экономическое мышление как база оптимального выбора

 

3. Формы проявления экономического поведения

 

4. Потребности и интересы как детерминанты трудового поведения

 

 

Введение

 

 

Человеческий фактор - ядро системы взаимосвязей меж экономикой и социальной сферой общества. Экономическая социология изучает включенные в систему экономических отношений и взаимодействующие меж собой группы, поэтому её объектом становится экономика, рассматриваемая со специфичной точки зрения, как социальный процесс.

 

Характер активности людей в экономике зависит от их социальных свойств, которые формируются как в экономической, так и в остальных сферах публичной жизни – политики, права, культуры, идеологии, семьи, а также от того положения, которое они в этих сферах занимают.

 

Трактовка развития экономики как общественного процесса значит, что это развитие рассматривается не изолированно от остальных сфер публичной жизни, а в тесной связи с ними, причем эта связь осуществляется через социально-экономические группы.

 

В работе рассмотрена модель экономического поведения человека, являющаяся результатом синтеза разных дисциплин (экономической психологии, социологии труда, теории управления и др.). Особенное внимание уделено экономическому мышлению, а также потребностям человека как факторам, определяющим его трудовое поведение.

 

Подходы к исследованию экономического поведения человека

 

Предметом исследования дисциплин, относящихся к публичным наукам - социологии, политологии, психологии, антропологии - является человеческое поведение.

 

В широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из описания человеческого поведения. Научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения просит от публичных наук его обобщения, типизации. На практике это проявляется в использовании определенной поведенческой гипотезы, предполагающей упрощенное представление о человеческой природе.

 

Одни и те же явления из области человеческого поведения могут быть рассмотрены с внедрением различных способов. Экономическая психология анализирует хозяйственное поведение людей – покупателей, налогоплательщиков, предпринимателей – с помощью инструментов психологической науки. С другой стороны, к ней примыкает психологическая, либо поведенческая, экономическая теория (behavioural economics), использующая отдельные психологические категории (уровень притязаний, когнитивный диссонанс и пр.) В рамках экономических моделей. Есть примеры плодотворного внедрения к одним и тем же проблемам экономических и социологических способов анализа.

 

Одного, «классического», определения модели человека в современной экономической науке не существует. В общем виде модель экономического человека должна содержать три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их заслуги (как вещественные, так и идеальные) и информацию (знание) о действиях, благодаря которым средства ведут к достижению целей (более необходимыми из таковых действий являются создание и потребление). Методологи экономической науки используют разные группировки и описания отдельных параметров экономического человека.

 

Но разночтения меж бессчетными определениями не постоянно существенны. Представления большинства современных исследователей можно свести к следующим:

 

1. Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может сразу удовлетворить все свои потребности и поэтому обязан делать выбор.

 

2. причины, обусловливающие этот выбор, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивидуума, ограничения – его конкретные способности. Предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и непротиворечивыми. Главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг. В ситуациях, далеких от модели совершенной конкуренции, ограничениями являются также деяния остальных участников рынка.

 

Предпочтения экономического человека более устойчивы, чем его ограничения. Поэтому экономическая наука разглядывает их как неизменные, абстрагируется от процесса их формирования и изучает реакцию индивидуума на изменение ограничений.

 

3. Экономический человек наделен способностью оценивать вероятные для него варианты выбора с точки зрения того, как их результаты соответствуют его предпочтениям. Другими словами, альтернативы постоянно обязаны быть сравнимы меж собой.

 

4. Делая выбор, экономический человек управляется своими интересами, которые могут при этом включать и благосостояние остальных людей (к примеру, членов семьи). принципиально то, что деяния индивидуума определяются его своими предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т. д.

 

5. Находящаяся в распоряжении экономического человека информация, как правило, является ограниченной – ему известны далеко не все доступные варианты деяния, а также результаты узнаваемых вариантов -- и не меняется сама по себе. Приобретение дополнительной информации просит издержек. Один из доступных ему вариантов выбора состоит в том, чтоб отложить решение на позже и заняться поиском новой информации.

 

Время, в течение которого нужно принять решение, является наряду с доходом одним из ресурсных ограничений, а издержки поиска – одним из ценовых ограничений.

 

6. Выбор экономического человека является оптимальным в том смысле, что из узнаваемых вариантов выбирается тот, который, согласно его мнению либо ожиданиям, в большей степени будет отвечать его предпочтениям, либо, что тоже самое, максимизировать его целевую функцию. В современной экономической теории предпосылка максимизации целевой функции значит: люди выбирают то, что они предпочитают, – она просто устанавливает связь меж упорядоченными предпочтениями и актом выбора либо действием. При этом представления и ожидания, о которых идет речь, могут быть ошибочными, и субъективно оптимальный выбор, с которым имеет дело экономическая теория, может казаться иррациональным более информированному внешнему наблюдающему. Экономический человек может делать ошибки, но они могут быть лишь случайными, а не систематическими.

 

Экономическое мышление как база оптимального выбора

 

Экономическое мышление включает в себя взоры и представления, порожденные практическим опытом людей, их ролью в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Экономическое мышление основано не на познании деяния и использовании социально-экономических законов, а на экономической практике, поэтому оно заполнено другим социально-экономическим содержанием.

 

Экономическое сознание связано с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление – с включенностью в социально-экономическую практику. [5, 253]

 

таковым образом, можно разглядывать экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной публичной ситуации.

 

Экономическое мышление вовлекает в оборот не все экономические знания, а в большей степени те, которые конкретно служат практике. Оно тесновато связывается с экономическими интересами людей, складывается под влиянием объективных факторов экономического развития, состояния экономического сознания в обществе, роли трудящихся в экономических преобразованиях. Экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей только немногие, отбрасывая остальное. Он фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким этот выбор обязан быть. С неувязкой выбора связан упор на индивидууме. Первичная черта экономического вида мышления – это калькуляция издержек и выгод, на которой основывается экономическое поведение. Индивиды преследуют свои собственные цели и интересы, приспосабливаются к поведению друг друга, хотя и соблюдают при этом особенные «правила игры». Права принадлежности и остальные правила игры определяют, какой выбор совершат индивиды, преследуя свои интересы.

 

По мнению американского экономиста П. Хейне, сделать выбор – значит остановиться на наилучшем из имеющихся вариантов исходя из сравнительной оценки ожидаемых выгод и издержек. В рамках данной концепции индивиды принимают лишь те деяния, которые, по их мнению, принесут им наибольшую чистую пользу (т.Е. Пользу за вычетом издержек). Чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше возможность того, что он будет оптимальным.

 

Содержание доминант экономического мышления можно представить следующим образом:

 

1. Отношение к труду как к необходимости и условию самореализации личности выражается в показателях развития субъективных побудителей и практических усилий, направленных на развитие способностей к труду. Индикаторами этого дела служат мотивы, стереотипы, установки повышения квалификации, а также факты экономического поведения, инспирированные этими побуждениями.

 

2. Отношение к разным формам принадлежности находит отражение в показателях её субъективного восприятия и практического использования. Индикаторами тут являются элементы мышления, характеризующие представления об эффективном использовании публичного богатства.

 

3. Отношение к управлению проявляется в показателях, свидетельствующих о позиции трудящихся к способности влиять на решения в области организации производства, материального стимулирования и общественного обеспечения, а также в показателях активности роли в управлении делами в коллективе, регионе, отрасли, обществе в целом. Индикаторами выступают суждение людей об эффективности и демократичности управления, о способности руководящих кадров решать насущные задачки, активность роли работников в практических формах управления.

 

По каждому из названных компонентов экономического мышления можно выявить уровень экономических знаний; характер социальной мотивации к действиям, способствующим либо препятствующим экономическим преобразованиям; сдерживающее влияние социально-психологических стереотипов, направленность установок, на базе которых складывается тот либо другой тип настоящего экономического поведения. В целом эти доминанты экономического мышления разрешают объяснить, что лежит в базе тех бессчетных выборов, которые в совокупности составляют таковой парадокс, как экономическое поведение человека.

 

Формы проявления экономического поведения

 

Экономическое поведение. Всякое поведение обязано ориентироваться на итог, на количество и качество затраченных человеческих ресурсов. Применяя свои профессиональные способности, индивидуум постоянно ориентируется на лучший баланс меж затратами и их компенсацией. Обязано существовать устойчивое равновесие в процессе обмена и в процессе производства. В неприятном случае, при отсутствии компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), будет наблюдаться падение энтузиазма к такового рода деятельности. Можно сконструировать следующие виды экономического поведения: «максимум, дохода ценою максимума труда», «гарантированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при минимуме труда» и «максимум дохода при минимуме труда».

 

есть разные формы экономического поведения и в сфере распределения и потребления.

 

Экономическое поведение характеризуется понятием «эффективность». Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность частенько определяется как соотношение меж затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как к производству, так и к работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте традиционно соображают производительность труда, издержки рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т. д. Социальный эффект, получаемый в итоге трудовой деятельности, выражается в характере воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, навыков, умений.

 

На экономическое поведение в разной степени оказывает влияние ряд факторов:

 

· технический (внедрение новой техники и технологии);

 

· организационный; (пути улучшения организации производства и труда), социально-экономический (влияние условий, содержания труда, его нормирования и оплаты),

 

· социально-психологический (сюда входят удовлетворенность трудом, морально-психологический климат в коллективе),

 

· личностный (образовательный и культурный уровень работника), общественно-политический (солидарность наемных работников, деятельность профсоюза и т. д.).

 

принципиальным фактором, детерминирующим экономическое поведение работника, является его отношение к форме принадлежности (когда работник является полным либо частичным собственником средств производства).

 

Формирование рыночных отношений, их крупная либо меньшая социальная направленность, существующая структура занятости создают свои особенные предпосылки экономического поведения различных групп в социальном обществе. Через экономические формы деятельности субъектом (индивидумами, слоями, социальными группами) реализуется способность соотносить свой образ мышления, свои экономические знания и мировоззренческие установки с настоящей хозяйственной практикой для решения социально-экономических задач. Полнота реализации субъектом собственных сущностных сил свидетельствует как о мере его включенности в экономическую деятельность, так и о способности последней провоцировать эту деятельность.

 

Многих мыслителей (в особенности с конца XVIII с.) Интересовало, почему индивиды, преследуя свои собственные интересы и владея очень ограниченной информацией, умудряются тем не менее порождать не хаос, а поразительно организованное общество. Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние на развитие экономической социологии был английский экономист и философ Адам Смит. Он жил в эру, когда даже высокообразованные люди верили, что лишь благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. Для того чтоб опровергнуть общепринятое мировоззрение, А. Смиту пришлось открыть и обрисовать механизм публичной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался так массивным, что входящие с ним вразрез государственные мероприятия часто сводились на нет.

 

А. Смит выделяет пять основных условий, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних упражнениях и уравновешивают большой заработок в остальных:

 

1) приятность либо проблема самих занятий;

 

2) легкость и дешевизна либо трудность и дороговизна обучения им;

 

3) постоянство либо непостоянство занятий;

 

4) большее либо меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;

 

5) возможность либо невероятность фуррора в них».

 

Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания средств, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.

 

Экономическое поведение в самом общем виде – это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью оптимального выбора, т. е. Выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется незапятнанная выгода. Предпосылками экономического поведения выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый парадокс вносит нечто свое, по-своему сформировывает тот либо другой тип экономического поведения.

 

В общении меж собой, в особенности по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. В обществе, обширно использующем средства, каждый предпочитает иметь их больше, потому что средства расширяют способности заслуги собственных интересов (в чем бы они ни состояли). Последнее событие совсем помогает предсказать экономическое поведение.

 

Оно оказывается также полезным, когда требуется повлиять на экономическое поведение остальных людей. В процессе публичного сотрудничества, действуя в собственных интересах, люди создают способности выбора для остальных, и общественная координация формируется как процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в незапятнанной выгоде, возникающим в итоге их взаимодействия.

 

Динамичность общественного стереотипа, подвижное равновесие когнитивного вида и прагматической установки (либо вхождение их в противоречие) создают предпосылки выбора альтернативных вариантов -- сформированные ценности глобального порядка либо сиюминутные выгоды, интересы всеобщего плана либо частные интересы.

 

На самом деле люди не так уж рациональны и их выбор в настоящей ситуации определяется: состоянием баланса оптимального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и личного в социальном стереотипе; и, наконец, более глубинными причинами (частенько не зависящими от них) – их экономическими интересами.

 

Обращение к экономическому виду мышления дозволяет объяснять социальные явления, включая и изменение уровня безработицы как следствие меняющегося соотношения предполагаемых выгод и издержек.

 

Можно допустить, что темпы роста уровня безработицы отражают не лишь растущую нехватку рабочих мест, но и конфигурации в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми соединены поиски работы. Как издержки поступления на работу, так и издержки отказа от нее для различных людей будут очень различными в зависимости от таковых факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, обязательства перед семьей, остальные источники дохода, собственные ценностные ориентации, сложившиеся стереотипы и даже взоры тех, чьим мнением человек дорожит.

 

Экономические решения основываются на ожиданиях. Люди принимают решения поступить на работу, так как они ждут отыскать подходящее место. Если ожидания ищущих работу будут неоправданно высоки, это приведет к увеличению уровня безработицы.

 

Если, к примеру, выпускники средних и высших учебных заведений будут иметь завышенные представления о ценности собственных дипломов на рынке труда, уровень безработицы посреди них возрастет. Такое же действие на уровень безработицы оказывает инфляция, так как она создает «зазор» меж ожидаемой и реально предлагаемой заработной платой.

 

таковым образом, уровень безработицы складывается из целого комплекса решений, которые принимаются и теми, кто дает свой труд, и теми, кто предъявляет на него спрос. Разумеется, что все они учитывают и ожидаемые издержки отказа от настоящих возможностей в итоге собственных решений. Более того, издержки безработицы далеко не для всех одинаковы: для различных индивидов они принимают различные формы. Для одних основными издержками безработицы является утрата дохода, для остальных таковыми издержками будет утрата благ, которые они ценят больше, чем денежный доход (неравнодушие к работе, чувство причастности к делу, общение с сотрудниками, возможность делать карьеру и др.).

 

Потребности и интересы как детерминанты трудового поведения

 

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием разных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и рвения, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного общественного процесса мотивации трудовой деятельности. Мотив – побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со рвением удовлетворить определенные потребности. Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения настоящего трудового поведения.

 

Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения представляет суть процесса мотивации трудовой деятельности. Мотиваторами можно назвать основания либо предпосылки мотивации. Они определяют предметно-содержательную сторону мотивации, её доминанты и ценности. Мотиваторами выступают стимулы общественного и предметного окружения или устойчивые потребности и интересы.

 

Потребности в самом общем виде можно найти как заботу индивидуума об обеспечении нужных средств и условий для собственного существования и самосохранения, рвение к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфичный объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т. д.

 

более полно и успешно иерархия потребностей разработана американским психологом А. И. Маслоу, выделившим пять уровней потребностей. [7, 116]

 

1. Физиологические и сексапильные потребности – это потребности в воспроизводстве, еде, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т. д.

 

2. Экзистенциальные потребности – это потребности в сохранности собственного существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда – в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.Д.

 

3. Социальные потребности – это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о остальных и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.

 

4. Престижные потребности – это потребности в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

 

5. Духовные потребности – это потребности в самовыражении через творчество.

 

Первые два уровня потребностей в собственной иерархии А. Маслоу называл первичными (врожденными), три других – вторичными (обретенными). При этом процесс возвышения потребностей смотрится как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня стают актуальными для индивидума только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). А. Маслоу считал, что само ублажение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эта потребность не удовлетворена. Не считая того, интенсивность потребности определяется её местом в общей иерархии.

 

Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с различных точек зрения. Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации труда, они владеют конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Посреди них можно выделить следующие:

 

· потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного представления о себе как о человеке и работнике);

 

· потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные характеристики в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительного дела к себе со стороны остальных);

 

· потребность в признании (направленность трудового поведения на подтверждение собственной профессиональной пригодности и способностей вообще либо в условиях жесткого контроля за качеством работы, аттестации рабочих мест на протяжении испытательного срока);

 

· потребность в социальной роли (отменная работа как метод «быть кем-то», подтверждение собственной необходимости для окружающих, занятие достойного места посреди них);

 

· потребность в самовыражении (высокие характеристики в работе на базе творческого дела к ней; работа как метод получения каких-то идей и знаний, проявления особенности);

 

· потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель, рвение к поддержанию здоровья через активность);

 

· потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ценностная ориентация на такие цели, как благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда сублимированного рвения к созиданию и наследованию чего-либо);

 

· потребность в досуге и свободном времени (предпочтение работать меньше и иметь больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную мишень жизни);

 

· потребность в самосохранении (потребность работать меньше и в наилучших условиях, даже за небольшую зарплату, в целях сохранения здоровья);

 

· потребность в стабильности (восприятие работы как метода поддержания имеющегося вида жизни, материального благополучия, неприятие риска);

 

· потребность в общении (установка на трудовую деятельность как на возможность общения);

 

· потребность в социальном статусе (верно выраженное подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным либо отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими);

 

· потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность перед партнерами, сотрудниками).

 

Потребности играются одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, но лишь тогда, когда осознаются работниками. В этом случае они принимают конкретную форму – форму энтузиазма к тем либо другим видам деятельности, объектам и предметам. энтузиазм – это конкретное выражение осознанных потребностей. В различие от потребности энтузиазм ориентирован на те социальные дела, от которых зависит ублажение нужд работника. Если потребности показывают, что необходимо человеку для его обычной жизни, то энтузиазм отвечает на вопрос, как действовать, чтоб удовлетворить данную потребность.

 

таковым образом, специфичной чертой энтузиазма выступает деятельное отношение к использованию условий существования субъекта, в то время как потребность выражает состояние необходимости овладеть этими условиями. Содержанием интересов выступают предметы и объекты, овладение которыми дозволит удовлетворить те либо другие потребности субъектов.

 

Носителями потребностей и интересов выступают разные общности, общество в целом, классы, социальные группы, регионы, трудовые организации, а также отдельные работники. В число субъектов потребностей и интересов входят все субъекты хозяйствования, имеющие определенные функции и цели в системе публичного разделения труда. Каждому субъекту свойственна совокупность разных интересов.

 

Материальные интересы – это интересы к денежным и материально-вещественным средствам ублажения потребностей. Отсюда интересы работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, к режиму труда и комфортным посменным графикам работы, к способности получения жилья, отличному медицинскому обслуживанию и т. д.

 

неважно какая из потребностей может породить обилие разных интересов. К примеру, потребность в знаниях может сформировать у работников энтузиазм к увеличению собственного профессионального мастерства; к поиску творческой, разнообразной и содержательной работы, требующей неизменного расширения собственного профессионального багажа; энтузиазм к чтению специальной литературы, обобщающей и освещающей передовой опыт и т. д. Таковым образом, потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения. В разных условиях жизнедеятельности у различных социально-демографических, мастерски-квалификационных и остальных социальных групп работников различная структура и направленность потребностей и интересов.

 

На базе потребностей формируются ценности и ценностные ориентации, которые играются существенную роль в мотивационном процессе.

 

Ценности – это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о основных и принципиальных целях жизни и работы, а также об главных средствах заслуги этих целей. К ценностям относят все предметы и явления, которые владеют положительной значимостью в очах общества, коллектива, личности. Мир ценностей многообразен и неистощим, как многообразны и неистощимы потребности и интересы общества.

 

Ценности разделяются на материальные, духовные, социальные, политические и т. д. Они формируются на базе потребностей и интересов. Так, потребность в творчестве рождает энтузиазм к творческому труду, который уже воспринимается как ценность. Но, формируясь на базе потребностей и интересов, ценности не копируют их. Они могут соответствовать содержанию потребностей, интересов, но могут и не соответствовать. Вероятные совпадения, единство потребностей, интересов и ценностей либо их противоречия соединены с тем, что сознание владеет относительной самостоятельностью.

 

Для различных социальных групп работников, различающихся условиями и содержанием труда, профессией, квалификацией и другими социальными признаками, одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Так, для кого-то основным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для кого-то важнее содержание труда, его творческая насыщенность, а кто-то превыше всего ценит возможность общения и т.Д.

 

Направленность личности на те либо другие ценности материальной либо духовной культуры общества характеризует её ценностные ориентации, служащие общим ориентиром в человеческом поведении. Если для человека важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, то некое время он может не мыслить о заработке, условиях труда; если материальное благополучие, то он может пренебречь ради заработка другими ценностями.

 

посреди ценностей различают ценности-цели и ценности-средства. Их также называют терминальные и инструментальные. Терминальные ценности отражают стратегические цели существования человека: здоровье, увлекательная работа, любовь, материальное благополучие и т.Д. Инструментальные ценности представляют собой средства заслуги целей. Это могут быть личные свойства, способствующие реализации целей (чувство долга, мощная воля, умение держать слово и т.Д.), Или убеждения личности (к примеру, понимание нравственности либо безнравственности, того либо другого пути заслуги цели).

 

Содержание ценностей в обществе зависит от его культуры, духовности, нравственности и публичного сознания. Специфичной формой ценностей выступают публичные идеалы, т. Е. Представления о том, какими в обществе обязаны быть публичные дела, работник. В идеалах выражена мишень деятельности. Они выполняют связующую функцию меж реальным и будущим. Социально признанные ценности и идеалы влияют на формирование личных ценностей, которые также являются элементами мотивации трудового поведения.

 

В согласовании с публичными и индивидуальными ценностями работник дает оценку окружающей реальности, своим и чужим поступкам и действиям. Ценности дополняют и обогащают мотивацию трудовой деятельности, возвышая её, так как в процессе труда работник мотивирует свое поведение не лишь потребностями и интересами, но и принятой системой ценностей. Если предполагаемое действие не находит оправдания в системе публичных и личных ценностей, то оно может не совершиться.

 

таковым образом, ценностная мотивация соединяет реальную реальность с общепринятыми ценностями. Не считая того, ценностная мотивация способствует формированию новейших ценностей.

 

Поведение работника, его мотивация обусловливается не лишь системой ценностей общества, трудовой организации (коллектива), но и социальными нормами -- стихийно сложившимися либо сознательно установленными правилами поведения. Если ценности задают то либо другое направление поведения группы, человека, его мотивации, то нормы регулируют конкретные поступки, деяния и их осмысливают. Так, если ценностью считается труд содержательный, разнообразный и творческий, то нормой будет поиск такового места работы, которое предоставляет соответствующие условия для этого труда.

 

Неудовлетворенность высокообразованных работников малоквалифицированным и нетворческим трудом также следует считать нормой. Действие на трудовое поведение социальных ценностей и норм образует целую систему ценностно-нормативного регулирования.

 

Охарактеризовать отношение работника к труду можно как по результату его труда (объект, на который ориентировано действие), так и по непосредственному роли работника в системе (субъект, выполняющий действие) публичного производства, его осознанию, пониманию, оценке собственного трудового роли (вклада) в публичное создание.

 

Поэтому все причины формирования дела к труду можно поделить на конкретные условия и происшествия, которые образуют независящие от субъекта предпосылки его деятельности, связанные с чертами производственной и непроизводственной среды, и субъективные, связанные с отражением внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными чертами.

 

Хотя конкретные свойства труда и являются внешними по отношению к человеку, но на него воздействуют и им оцениваются. У человека складывается определенная внутренняя позиция по отношению к труду как типу деятельности. Конкретные причины выступают стимулами к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к хоть каким видам труда и хоть каким типам личности; субъективные -- мотивами, внутренними побудителями конкретной личности.

 

конкретные причины разделяются на общие и специальные. К общим относятся социально-экономические и другие социальные условия трудовой деятельности. К примеру, частная форма принадлежности сказывается на трудолюбии человека. Трудолюбие как деятельность внутренних побуждений в особенности проявляется при сознательном сочетании личных и публичных интересов.

 

специальные причины -- это происшествия и условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический климат в коллективе, система домашнего и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды и т. п.

 

Серьезное влияние на формирование дела человека к труду оказывают субъективные причины: предыдущий опыт, общественная и профессиональная культура, психологические, демографические и социально обусловленные особенности человека: его пол, возраст, образование, стаж работы, способности, наклонности, степень осознания значимости собственной трудовой деятельности, потребность в ней и в особенности ценностные ориентации.

 

почаще всего все причины соединены меж собой. Задачка социологии - выявить более значительные взаимосвязи и взаимозависимости.

Заключение

 

В широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из описания человеческого поведения. Научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения просит от публичных наук его обобщения, типизации. На практике это проявляется в использовании определенной поведенческой гипотезы, предполагающей упрощенное представление о человеческой природе.

 

В данной работе рассмотрена модель так называемого экономического человека, отвечающая ряду критериев, главным из которых является рациональное поведение. Основой для формирования экономического поведения является экономическое мышление.

 

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием разных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и рвения, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного общественного процесса мотивации трудовой деятельности.

 

Заключение:

 

Для экономической теории поведение в сфере занятости является продуктом оптимальных решений, принимаемых автономным и относительно информированным индивидуумом с целью оптимизации трудовых усилий и получаемого вознаграждения. По мнению неких авторов, подобные представления вызывают ряд возражений. Во-первых, деяния людей совершаются под влиянием множества разнообразных, в том числе не утилитарных, мотивов. Во-вторых, сделанный ими выбор не постоянно рационален и последователен. В-третьих, в базе выбора мест и форм занятости лежат не лишь личные свойства, но и социальные причины и происшествия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: