Программа региональной стажировки

«ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В МОДЕЛИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, КРАЕВЕДЕНИЕ, МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ»

Автор – разработчик: Т.А.Тужикова, заместитель директора по НМР МАОУ СОШ № 32, доцент кафедры социальной педагогики ТГПУ, к.пед.н.

 

Данная программа реализуется для педагогических и руководящих работников на базе РВЦИ МАОУ СОШ № 32 г. Томска в рамках сетевой ОГБУ РЦРО ДПП «Инновации в образовании». Программа и обеспечивающие ее научно-методические материалы прошли апробацию в педагогическом сообществе, в том числе высшего профессионального образования, получили высокую оценку экспертов системы образования, синодального отдела РПЦ. Были успешно представлены на Всероссийский конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» (1 место в Томской области и Сибирском Федеральном округе, май-октябрь 2015; 2 место  всероссийского этапа, грамота Министерства образования и науки РФ и РПЦ, приглашение для представления опыта и награждения в Москву в рамках Международных образовательных чтений, январь 2016 года, победы на региональном и финалисты всероссийском этапе 2016, 2017, 2018).

Представлены на межрегиональном семинаре «Формирование надпредметных компетенций детей и молодежи в условиях новых ФГОС» Красноярского Центра «Сотрудничество на местном уровне» в рамках гранта Минэкономразвития РФ, получили высокую оценку и поддержку в других регионах России.

Также документы по ее сопровождению частично вошли в инновационные материалы проводимого «Всероссийским педагогическим собранием» и Минобрнауки РФ всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании» (1 место в Томской области, 2 место в России, приглашение в Совет Федерации для награждения, февраль 2016 года) и др.

Представленная ниже программа – пример успешно реализованной программы на основе сетевого взаимодействия, непосредственно при участии музея- заповедника «Сергиев Посад» (Московская область) на площадке РВЦИ МБОУ «Кривошеинская СОШ», при личном участии директора Т.А.Зуевой, педагогов и музейных работников с. Кривошеино в марте 2020 года.

Наименование ОУ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 г. Томска
Название программы стажировки Современные интерактивные технологии в образовании: медиаобразование, менторство/ наставничество педагогов и школьников  
Категория слушателей, объем программы Учителя, классные руководители, организаторы инновационной, урочной и внеурочной деятельности, педагоги-организаторы, педагоги-наставники общеобразовательных организаций, дошкольного и дополнительного образования, преподаватели системы СПО,  молодые специалисты/начинающие педагоги
Информационный блок программы(актуальность, проблематика) Новые условия. В настоящее время происходит изменение модели образования - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование умения учиться. Для этого все шире разрабатываются межпредметные программы на основе сетевого взаимодействия и сотворчества, применяются интерактивные образовательные технологии, проектного и проблемного обучения, смыслового чтения, ИКТ, музейные и кейс – технологии, РКПМЧ, нкаставничества/менторства, используются разнообразные форматы урочной и внеурочной деятельности, включая образовательные и развивающие экскурсии. Почему это важно? “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”. В информационный век новые интерактивные методики и технологии обучения – залог успешного развития у детей универсальных учебных действий и ключевых компетенций. Они способствуют решению стратегических задач развития России, где «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». В процессе формирования метапредметных компетенций иные интерактивные среды, включая музей, становятся не только информационно-коммуникативным центром, но и мощной базой выполнения проектных работ и заданий. При этом школьники учатся самостоятельно решать поставленные задачи, проектировать и моделировать среду, публично выступать перед аудиторий, презентовать результаты своей деятельности. Предлагаемая образовательная программа ориентирована на стажировочный формат в современных условиях непрерывного образования педагогов, организаторов инновационной, урочной и внеурочной деятельности и ФГОС с использованием интерактивных методик и технологий, комплексов творческих заданий по разным направлениям, в том числе физико-математическому и гуманитарному образованию, инженерно-предпринимательской сфере, робототехнике. На наш взгляд, предлагаемый комплекс практикоориентированных образовательных услуг обеспечит эффективную организацию образовательного процесса, развитие воспитательной компоненты, позволит решить задачи внедрения накопленного нами опыта в широкую практику, рост профессионального мастерства и совершенствование компетенций педагогов.
Целевой блок программы(цели, задачи, ключевые идеи опыта, ожидаемые результаты) Цель: развитие (совершенствование) профессиональных компетенций педагогических работников в области организации урочной и внеурочной деятельности, процесса воспитания, наставничества/менторства в условиях ФГОС с использованием интерактивных технологий. Задачи: 1. Освоение педагогами основ организации урочных и внеурочных занятий на интерактивной основе и разных сред (сетевого сообщества, медиаобразования, менторства/ наставничества, музея и т.д.). 2. Повышение профессиональных компетенций педагогов в области проектирования образовательной среды для детей с разными потребностями и интересами на основе интерактивных технологий, музейной педагогики, краеведческой работы и образовательного туризма.   3. Реализация современных механизмов сетевых образовательных событий, медиаобразования, менторства/наставничества в условиях нового ФГОС. 4. Совершенствование практики переноса инновационного опыта, апробации отдельных новшеств (нововведений) для использования в собственной деятельности и учреждения. Ключевые идеи опыта: Как продуктивно организовать развивающее образовательное пространство, урочную и внеурочную деятельность с использованием интерактивных технологий, медиаобразования, менторства/наставничества, музейной педагогики, способствующее достижению планируемых результатов основной образовательной программы в условиях ФГОС на разных ступенях образования? Заинтересованность школы в использовании информационно-коммуникативных технологий, организационно - методических ресурсов музеев разных типов и видов, краеведения и образовательного туризма в образовательном процессе, проектно- исследовательской деятельности в условиях модернизации образования. В результате стажировки слушатели получат возможность: - познакомиться с особенностями организации образовательного процесса на основе интерактивных технологий, включая смысловое чтение, музейную педагогику,  медиаобразование, менторство/наставничество, получить необходимые связи и контакты для выстраивания партнерских отношений в условиях сетевого проекта (программы); -обмена опытом с коллегами, которые активно и эффективно используют в педагогической практике интерактивные образовательные технологии; -возможность познакомиться с интерактивными методиками и технологиями музейной педагогики, новинками сетевых образовательных событий на ее основе; -приобрести практические навыки подготовки интерактивных занятий с использованием разных сред; -по окончании стажировки получить удостоверение, которое является документом о повышении квалификации. Непосредственно ожидаемыми результатами являются: -получение теоретико-методологических знаний по использованию интерактивных технологий и методик, менторства/наставничества, медиаобразования, музейной педагогики в образовательном процессе в условиях ФГОС; -развитие практических навыков моделирования урочных и внеурочных занятий с использованием интерактивных технологий, комплексов творческих заданий и современных методик; -совершенствование профессионального мастерства и компетенций в области организации образовательного процесса на основе интерактивных технологий.
Содержательный блок программы(краткое содержание модулей, учебно-тематический план) Программа стажировки включает в себя три учебных модуля. Формы обучения: презентационно-методическая площадка, в ее рамках мастер-классы, мастерские, трек - презентации педагогического опыта, групповая и индивидуальная работа, тьюторское сопровождение. Предусматривается организация самостоятельной работы по формированию интерактивных занятий, проектных идей, в том числе с использованием музейного компонента, медиаобразования. Модуль 1. Технологии интерактивного обучения в современном образовательном процессе (8 ч). Цель: ознакомление слушателей с особенностями пассивной и активной моделей обучения, структурой интерактивного занятия, его отдельными методиками и технологиями, используемыми при этом комплектами заданий для учащихся. Данный модуль подразумевает знакомство с практикой деятельности музея Боевой Славы 19 Гвардейской дивизии МАОУ СОШ № 32 г. Томска, проведение мастер-классов руководителями музея и ЦМО с участием сетевых партнеров. Также участникам стажировки предоставляется возможность очного знакомства с инновационной практикой сетевых партнеров Кисловской СОШ, Музея – заповедника «Сергиев Посад» (Московская область) по реализации музейной педагогики в процессе духовно – нравственного воспитания учащихся в контексте отечественной культуры. Рассматриваются такие формы и методы организации внеурочной деятельности, как гостиные, сетевые образовательные события, научно – практические конференции. Обсуждаются вопросы психолого-педагогического сопровождения учащихся и педагогов в процессе проведения музейных занятий. Предоставляется возможность живого обсуждения и обмена опытом. Тема 1. Что такое интерактивное обучение: потребности и дефициты слушателей стажировки. Рассматриваются основные вопросы интерактивного обучения, его приемов и средств. Выявляются потребности и дефициты слушателей стажировки в данном вопросе (занятие – диалог, 1 ч.). Основной ожидаемый результат: повышение информационной компетенции педагогов в теоретико-методологических вопросах применения технологий интерактивного обучения в современном образовательном процессе. Тема 2. Презентационно-методическая площадка 1: «Инновационные формы и методы работы со школьниками и педагогами по формированию духовности и гражданственности: из практики учителей курса «Духовное краеведение Подмосковья» и краеведческой экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника». Спикер:Видная Е.В., научный сотрудник, зав.краеведческим отделом музея – заповедника «Сергиев Посад», координатор методического объединения педагогов курса «Духовное краеведение Подмосковья», финалист всероссийского этапа профессионального конкурса «За нравственный подвиг учителя», педагог высшей квалификационной категории (г. Москва, 4 часа), из них/:  2 ч мастерская – «Инновационные формы и методы работы со школьниками и педагогами по формированию духовности и гражданственности». 2 ч - трек - презентации опыта «Из практики учителей курса «Духовное краеведение Подмосковья» и краеведческой экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника»  Тема 3. Презентационно-методическая площадка 2: «Ресурсы школьного музея Боевой славы 19 Гвардейской дивизии в реализации Стратегии развития воспитания в РФ и ФГОС». (2 часа). Спикер: Полтанов А.Г., учитель истории, руководитель музея Боевой славы 19 Гвардейской дивизии МАОУ СОШ № 32 г. Томска: - трек-презентация «Методы и формы работы школьного музея» (из опыта МАОУ СОШ № 32 г. Томска); - мастер – класс «О чем расскажет музейный предмет или как увлечь историей современных школьников»; - презентация опыта «Сайт школьного музея Боевой славы 19 Гвардейской дивизии МАОУ СОШ № 32 г. Томска в организации проектной и исследовательской деятельности школьников». Слушателям будет предоставлена возможность познакомиться с опытом работы школьного Музея Боевой Славы 19 Гвардейской дивизии МАОУ СОШ № 32, ходе рефлексии ответить на следующие вопросы: •      Как использовать музейные фонды для интенсификации организации урока? •      Как подготовить учащихся к проектно – исследовательской деятельности на основе музейной педагогики? •      Как анализировать урок с использованием интерактивных технологий музейной педагогики? •      Как оценить выполнение педагогических задач в результате применения музейной педагогики? •      Какие формы образовательной деятельности применять? •      Как грамотно интегрировать современные образовательные и интерактивные технологии в рамках введения ФГОС? Тема 4. Мастерская «Из практики работы со школьниками в Музее Мирной игрушки». Грибенникова Г. Н., педагог дополнительного образования МБОУДО «Копыловский п/к «Одиссей» Томского района. 2 часа. Модуль 2. Менторские сессии «Создание развивающего образовательного пространства в рамках урочной и внеурочной деятельности» (8 часов). Тема 1. Менторская сессия 1 «Ресурсы медиаобразования в образовательном процессе». Педагогические пробы «Моделируем раздел школьной газеты» и обмен опытом по направлению. (2 часа). Тема 2. Менторская сессия 2 «Включение музейной педагогики в образовательный процесс». 2 часа. Из них: Педагогические пробы в формате экспертной сессии: презентация разработок стажеров, выполненных с использованием технологий музейной педагогики и краеведения.Видная Е.В., научный сотрудник, зав.краеведческим отделом музея – заповедника «Сергиев Посад», координатор методического объединения педагогов курса «Духовное краеведение Подмосковья», финалист всероссийского этапа профессионального конкурса «За нравственный подвиг учителя», педагог высшей квалификационной категории (г. Москва, 2 часа). Тема 3. Менторская сессия 3 «Практика организации деятельности со школьниками на базе Краеведческого музея им. Героя Советского Союза Ф.М.Зинченко». Лобыня В.Т., руководитель краеведческого музея С. Кривошеино. 2 часа. Обмен опытом участников стажировки. Эссе по итогам стажировки. Работа с педагогической и методической литературой (2 ч). Модуль 3. Педагогическое проектирование образовательного процесса на основе интерактивных технологий (музейной педагогики, краеведения, медиаобразования и др.) (8 часов, дистанционно). Работа с педагогической и методической литературой.
Возможные виды и сроки реализации программы стажировки Вид: групповая стажировка для педагогических работников Сроки: 12, 13 марта 2020 г.
ФИО, должность руководителя и тьютора программы стажировки в ОУ Тужикова Татьяна Александровна, к.пед.н., заместитель директора по НМР МАОУ СОШ № 32 г. Томска, доцент ТГПУ.
ФИО, должности руководителей и педагогов, участвующих в реализации программы Полтанов Алексей Григорьевич, учитель истории, педагог дополнительного образования, руководитель школьного образцового музея Боевой Славы 19 Гвардейской дивизии; Видная Е.В., научный сотрудник, зав.краеведческим отделом музея – заповедника «Сергиев Посад», координатор методического объединения педагогов курса «Духовное краеведение Подмосковья», финалист всероссийского этапа профессионального конкурса «За нравственный подвиг учителя», педагог высшей квалификационной категории (г. Москва); Швадленко М.К., педагог-психолог, руководитель Центра медиаобразования МАОУ СОШ № 32 г. Томска; Томилина Е.Н., учитель английского языка, руководитель МО и ЦГО «Успех» МАОУ СОШ № 32 г. Томска (дистанционно); Филатова О.Р., учитель английского языка, руководитель ресурсной лаборатории по наставничеству МАОУ СОШ № 32 г. Томска (дистанционно); Грибенникова Г. Н., педагог дополнительного образования МБОУДО «Копыловский п/к «Одиссей» Томского района.
Контактная информация: телефон, е–mail МАОУ СОШ № 32 634034, г. Томск, ул. Пирогова,2; тел. (382-2); Е-mail:  dirschool32@avmailer.ru; tta1963@mail.ru  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: