Менторство в сопровождении деятельности молодых/начинающих педагогов

-----------------------------------------------------------------------------------

   Автор:О.Р.Филатова, учитель английского языка, сетевой педагог – наставник, руководитель ресурсной лаборатории по наставничеству МАОУ СОШ № 32 г. Томска

    

Сегодня наставничество молодых и начинающих учителей вернулось в наши российские школы. Кто, как не грамотный и квалифицированный наставник поможет молодому педагогу адаптироваться в условиях современной школы, сделать первые шаги в профессии, решить первые трудные вопросы в общении с коллегами, учениками и их родителями. Согласно словарю С.И. Ожегова, наставничество – это «форма воспитания и профессиональной подготовки специалистов опытными наставниками» [1, С.20]. В настоящее время педагоги-наставники ищут новые эффективные способы работы с молодыми педагогами. Выделяют такие формы наставничества, как кураторство, тьюторство, коучинг и менторство. Понятия «наставничество», «коучинг» и «менторство» близки, но есть и отличия.Уточним содержание последних двух.Внаставничестве делается акцент на практическую часть, когда более опытный сотрудник передает свои знания и навыки менее опытному. Коучинг направлен не столько на передачу знаний и выработку навыков, сколько на активизацию процессов самообучения и саморазвития.

Менторство – это вид наставничества, под которым понимается «обучение посредством предоставления в разных видах обучаемому модели действий, их корректировки посредством обратной связи. Данный термин означает «назидание, поучение», а ментор – это наставник и куратор [2, С.3]. Его название пришло из древнегреческой мифологии. Герой по имени Ментор был мудрым советчиком, ему все доверяли, приходили с вопросами, за советами и помощью. Также менторство сочетает в себе признаки коучинга и преподавательской деятельности. При этом важна обратная связь и добавляется хорошая теоретическая база. Ментор сначала рассказывает теорию, потом показывает пример, и только потом начинающий педагог выполняет задание и получает обратную связь [2, С.4]. По нашему мнению, самые продуктивные отношения – это те, которые позитивны и эффективны, с правильной мотивацией, при которых один человек помогает развиваться другому, поддерживая его в получении новых знаний и опыта. Это стратегическое партнерство с коллегой, который верит и делает другого специалиста сильнее, делясь информацией и советами. Конечно, это не разработка за молодого педагога решений тех или иных возникающих проблем, не подсказка возможных вариантов решения проблем, а формирование самостоятельных навыков выявления проблемы и организация ее решения с опорой на творческий потенциал. При менторском сопровождении мы не находимся в роли учителя и ученика, ментора и стажера, мы коллеги и партнеры. В деятельности ментора нами выделены основные технологические шаги: анализ и оценка перспективы развития подопечного, создание доверительной атмосферы, утверждение графика встреч, формирование представлений у обеих сторон о взаимных ожиданиях и результатах совместной деятельности, помощь в постановке целей и задач совместных действий и разработке путей их достижения, демонстрация своего примера в реализации задач, психологическая поддержка, которые помогают освоить профессиональную деятельность. В практике своей работы в качестве наставника я использую следующую модель менторского сопровождения молодого педагога, включающую полный цикл из 6 частей.

1. Постановка цели. Наставник формирует цель обучения (сентябрь, в рамках совместной программы на текущий учебный год, заседаний предметного МО, мастер-классов наставника, Педагогического клуба, сетевых событий), далее определяем совместно, что молодой педагог должен уметь выполнять по окончании процесса обучения (реализации программы наставника, ШМУ), что не умел делать до этого (например, составлять программу, оформлять технологическую карту, работать по новому УМК и т.д.).

2. Расскажи. Наставник рассказывает содержание совместной деятельности на текущий год, предварительно разделив ее на шаги (реализация помесячного плана).

3. Вопросы. Наставник в формате диалога или консультаций задает вопросы молодому педагогу, чтобы понять, как он усвоил тот или иной вид профессиональной деятельности. Молодой учитель пересказывает содержание задания.

4. Покажи. Наставник показывает способы выполнения того или иного вида деятельности (например, использование определенной технологии на уроке), добавляя комментарии по ходу выполнения. По окончании наставник уточняет, все ли было понятно.

5. Сделай. Молодой учитель выполняет задание. Наставник может попросить его сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы.

6. Обратная связь. Наставник дает обратную связь партнеру, они обсуждают критерии и показатели оценивания деятельности молодого педагога, выполнения того или иного вида работы.

Менторство в нашей школе успешно вписывается в следующие организационные формы реализации наставничества, такие как:

  • ресурсная лаборатория по наставничеству (организационная и исследовательская деятельность по направлению, координатор: Филатова О.Р.).
  • педагогический клуб «Молодой педагог» (координаторы: Филатова О.Р., Кузнецова М.И., Отто Т.Н.);
  • ШМУ координаторы: (заместители директора, педагоги-наставники);
  • декада «Наставник – молодой педагог» (ежегодно, февраль – март);
  • на уровне предметного МО – педагоги – наставники.

Мы выделяем следующие функции наставника: анализ и оценка педагогической деятельности (декада наставничества, посещение уроков, их анализ); вовлечение в процессы самомотивации, самообразования и саморазвития (конкурсы профессионального мастерства, подготовка заседаний клуба молодых учителей); осуществление целеполагания и проектирования рабочих программ, педагогических проектов и занятий; проведение консультаций по решению возникших педагогических ситуаций; диагностика профессиональных потребностей и интересов (анкетирование, беседа); осуществление коррекции деятельности молодых педагогов, рефлексия их деятельности.

Список литературы:

  1. Oжeгoв, С.И. Toлкoвый cлoвapь pyccкoгo языкa [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.ozhegov.org (дата обращения 18.11.2019).
  2. Илюхина, В. Менторство/ В. Илюхина // Учительская газета. – 2017. –№ 10 – от 17 марта 2017 года. – С.3-4. [Электронный ресурс]: – Режим доступа https://www.science-education.ru/ (дата обращения 18.11.2019).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: