Как уже упоминалось ранее в выпускной работе процесс управления ассортиментом сводится к разработке, формированию и управлению каталогом. В процессе управления ассортиментной политикой ООО «АРТАНС» задействованы все основные подразделения компании.
В компании АРТАНС процесс управления ассортиментом – это непрерывный процесс, то есть, изучение рыночных изменений и потребностей потребителей производиться постоянно. Сотрудниками компании учитывается собственный опыт и тенденции и тренды рынка наградной и сувенирной продукции.
Рассмотрим процесс управления ассортиментной политикой ООО «АРТАНС» исходя из основных функций: планирование, организация, координация и контроль.
Анализ и планирование.
Основой для планирования ассортимента служит «ретроанализ» продаж действующего каталога за различные периоды, на него накладывается специфика рыночной ситуации: уровень инфляции, тенденции развития рынка наградной продукции, динамика развития компании «АРТАНС» и изменения, которые уже произошли с ассортиментом в действующем каталоге. Кроме того, при планировании ассортимента учитываются возможности и потребности клиентов.
|
|
В настоящее время основная идея ассортиментной политики - продавать то, что пользуется спросам у конечных потребителей, а соответственно, и оптовиков.
При планировании в ООО «АРТАНС» учитывается изменение демографической ситуации, динамика платежеспособности населения, специфика работы отдельных крупных клиентов, специфика работы разных групп мелких клиентов. При этом, планируя ассортимент, используется обратная связь с покупателями, учитывается мнение менеджеров отделов продаж, а не только маркетолога и менеджера по закупкам.
Основные элементы планирования ассортимента в ООО «АРТАНС»:
– выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей;
– анализ особенности поведения покупателей (потребителей);
– определение ёмкости рынка;
– сегментация рынка;
– анализ деятельности конкурентов, оценка аналогичных товаров;
– анализ потребительских оценок качества предлагаемых изделий;
– определение степени соответствия товаров запросам покупателей;
– определение ходовых и неходовых позиций, принятие решения о расширении или же сокращении ассортимента;
– тестирование продукции с привлечением потенциальных потребителей для выявления её соответствия покупательскому спросу;
– изучение основных форм и методов сбыта товаров;
– планирование сроков и объёмов закупок.
Организация
Далее на основании полученных данных происходит постановка целей и задач соответствующим подразделениям для формирования ассортимента определенной широты, глубины и качества. Распределение задач в рамках подразделений отображено на рисунке 5.
|
|
Рисунок 5. Распределение задач в рамках подразделений.
Координация и контроль.
В компании отсутствуют документы, регламентирующие управление ассортиментом. Координация и контроль сведены к одному приказу для мотивации сотрудников по результатам выхода каталога. С приказом можно ознакомиться в Приложении 1.
Выводы по главе 1
В данной главе была проведена организационно-экономическая характеристика ООО «АРТАНС».
Компания является одним из лидеров, динамично развивается и наращивает своё влияние на рынке наградной и сувенирной продукции, несмотря на явное усиление конкуренции.
У организации есть сильные стороны по сравнению с основными конкурентами (ассортимент, лучший интернет-магазин, имидж компании, хорошая квалификация сотрудников, налаженная логистика, быстрые сроки исполнения заказов и т.д.), но отсутствие планирования стратегии компании, слабая кадровая политика, отсутствие системы в реализации маркетинговой политики, современной системы учёта и CRM делают конкурентное положение компании в отрасли слабым.
Процесс управления ассортиментом сводится к разработке, формированию и управлению каталогом, в котором представлен весь ассортимент товарной продукции, реализуемой компанией АРТАНС в определенный период, но в настоящее время нет системного подхода к требованиям по периодичности и наполнению каталога товаром. К тому же в компании отсутствуют документы, регламентирующие управление ассортиментом.
За анализируемый период экономические показатели направления B2C в ООО «АРТАНС» изменились в худшую сторону.
Руководству необходимо срочно принять меры по стабилизации положения компании по данному направлению. Возможно, необходимо пересмотреть ассортиментную политику и политику ценообразования в направлении В2С.
Разработке рекомендаций по устранению выявленных проблем будет посвящена третья глава выпускной квалификационной работы.