Производственная функция в образовании

Лекция 2. Производство образовательных услуг

Вопросы:

2.1. Производственная функция в образовании

2.2. Экономические выгоды образования

2.3. Подходы к оценке эффективности образования

2.4. Модели оценки эффективности образования

2.5. Повышение эффективности образования

 

Производственная функция в образовании

Объектами, по поводу которых складываются отношения в экономике образования с позиции экономической теории, являются ресурсы производства и его результаты. Как и в других разделах экономической теории, в экономике образования анализируются четыре основных вида ресурсов: труд, капитал, земля и предпринимательские способности.

В последние 10 лет в научной литературе появилось новый ресурс – информация, но плата за нее не определена, и поэтому в учебной литературе этого ресурса нет.

Труд – это целенаправленная деятельность человека, способная видоизменять природное вещество для придания ему необходимой для потребления формы, платой за труд является заработная плата.

Под капиталом в микроэкономике понимают все средства производства, созданные человеком в предыдущих производственных процессах, с помощью которых проходит процесс производства. Это здания, машины, сооружения, все то, что участвует в процессе производства. Необходимо заметить, что деньги (акции, облигации), с точки зрения экономической теории, капиталом не являются. Платой за капитал является процент.

К ресурсу земля относятся те группы предметов труда, что ранее не поддавались обработке или силы природы, которые используются в производственном процессе. Плата за землю называется рента.

Предпринимательские способности – это умение отдельных людей рисковать и выигрывать при организации производственного процесса, особые способности отдельных людей сознательно идти на риск, мобилизацию ресурсов, их организацию в производственном процессе и творческое использование ради получения дохода. Платой за предпринимательство является прибыль.

Экономические ресурсы обладают набором свойств:

– ограниченность. Как правило, мы имеем дело не с абсолютной, а с относительной ограниченностью ресурсов. Это не означает, что того или иного ресурса вообще нет, а то что отсутствующая возможность его получения на предыдущих условиях. Увеличение же привлечения этого ресурса в производство обходится дороже.

– взаимозаменяемость (субституты – заменители). Это означает, что в определенной мере одни виды ресурсов могут быть замещенные другими. Чаще всего капитал и труд рассматриваются как заместители друг друга. Хотя ресурсы и способны к взаимозаменяемости, но такая способность ограничена: полностью заменить труд капиталом или наоборот практично невозможно.

– взаимодополняемость (комплементы – дополнители). Эффективное использование каждого ресурса возможное лишь при определенном соотношении с другими.

Производственная функция в общем виде представляет собой зависимость между выпуском продукции (Q) и применяемыми затратами.

Производственные функции применяются для анализа влияния различных сочетаний факторов на объем выпуска. Если исследуется связь между объемом выпуска и издержками производства, то такая функция называется функция издержек.

Если исследуется связь между необходимыми инвестициями и производственными мощностями, то такая функция является инвестиционной функцией.

Эти примеры являются частными случаями производственной функции.

Рассмотрим четыре вида производственных функций.

Первый тип. Q = аK + bL. Так выглядит математическая запись производственной функции в случае абсолютного взаимозамещения ресурсов (совершенные субституты).

Второй тип. Q = min{аK; bL} – «леонтьевская» производственная функция в случае абсолютной дополняемости ресурсов (совершенные комплементы).

Третий тип. Q = KаLb – производственная функция Кобба – Дугласа, характеризующаяся отдачей от масштаба от убывающей (если сумма степеней меньше 1), постоянной (если сумма степеней равна 1) до возрастающей (если сумма степеней больше 1). Отдача от масштаба. Если затраты L и K изменяются в ʎ раз, как правило возрастают, то выпуск из-меняется в ʎ n раз: fL; ʎ K) = ʎ nf (L; K).

При этом, если n = 1, то имеем неизменную отдачу от масштаба; если n – 1 – возрастающую отдачу от масштаба; если n < 1, то имеет место убывающая отдача от масштаба.

При неизменной отдаче средние издержки фирмы – издержки на единицу продукции не изменяются. Функция была выведена математиком Ч. Коббом и экономистом П. Дугласом в 1928 году на основе статистических данных обрабатывающей промышленности США. Самая известная производственная функция.

Четвертый тип.

Q = g[ kK 1(1/s) +(1− k) L 1(1/s) ]/(s−1) – производственная функция с постоянной эластичностью замещения (ее еще называют CES-функция), в ей Q – конечный выпуск, K – затраты капитала, L – затраты труда, g – параметр масштаба, k – степень капиталоемкости технологии определяется в пределах 0 < k < 1, ν – степень однородности функции или технологическая отдача от масштаба, s – эластичность замещения одного фактора производства другим.

Большое количество зарубежных исследований производственной функции общего образования посвящено изучению статистических свойств взаимосвязи между различными результатами деятельности школ и используемыми ресурсами. Чаще всего исследуется взаимосвязь от таких показателей (перечисление идет по степени убывания влияния):

– показатели, связанные с учителями – образование, опыт, знания, зарплата;

– показатели, связанные с учебной деятельностью – учебный план, длительность занятий;

– показатели уровня материально-технического оснащения школ – библиотеки, учебники, компьютеры;

– количество учеников на одного преподавателя.

9

В 70-х гг. Мостеллер проанализировал влияние сокращения размера класса на качество обучения. Свое исследование он проводил в штате Тенесси. Этот эксперимент показал, что сокращение размера класса увеличивает достижения учащихся, но только в начальной школе. А в целом размер класса никоем образом не влияет на качество обучения.

Рассматривая общее образование с позиции производственной функции, необходимо отметить главную проблему исследователя – трудность измерения результата производства образовательных услуг.

Конечно, чтобы оценить уровень овладения обязательным минимумом знаний, умений и навыков, можно посмотреть результаты экзаменов. Существуют исследования, в которых в качестве объясняемой переменной используются такие показатели, как рейтинг учебного заведения, отношение обучающихся к образовательному процессу, посещаемость занятий, доля отчисленных за неуспеваемость учащихся. Сейчас все чаще стали встречаться исследования, в которых результатом считают результаты ЕГЭ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: