На этом простом примере видна огромная роль информации и ее предварительной обработки. Была произведена предварительная обработка информации в удобный вид, на очереди выявление числовых характеристик массива исходных данных.
1) Размах измерения – важнейшая из характеристик, разность между максимальной и минимальной вариантами. В нашем примере: 120 – 10 = 110 минут.
2) Мода измерения – варианта измерения, которая в измерении встретилась чаще других, то есть у которой наибольшая кратность. Моду легко получить из таблиц или графика распределения. В нашем примере: 50 минут, так как ее кратность (10) наибольшая.
3 ) Среднее (среднее арифметическое числового ряда). Средним арифметическим массива из чисел называют число . Отсюда ясно, что для нахождения среднего значения следует просуммировать все данные измерения и полученное число разделить на количество измерений. В нашем примере: варианта 1 встречалась 3 раза, 2 – 6 раз, 3 – 8 раз, 4 – 7 раз, 5 – 10 раз, 6 – 8 раз, 8 – 2 раза, 9 – 3 раза, 10 – 2 раза, 12 – 1 раз, значит, среднее значение вычисляется следующим образом: (десятков минут) (минут). Получается, в среднем, каждый ученик тратит на дорогу 48 минут.
|
|
Мы рассмотрели три числовые характеристики: размах, мода, среднее. В целом они все же дают некоторое представление о массиве исходных данных, это упрощенный паспорт исходных данных.
Итак, было выяснено:
1) Необходима предварительная обработка исходных данных – группировка, представление в виде таблиц, представление в виде графиков распределений.
Необходимо нахождение основных числовых характеристик исходного массива данных – размах измерений, мода, среднее.
Решение задач
Задача на понятие «общий ряд данных».
Выписать общий ряд данных следующего измерения: месяц рождения учеников данного класса.
Решение
Присвоим каждому месяцу порядковые номера, начиная с единицы: январь – 1, февраль – 2, март – 3, апрель – 4, май – 5, июнь – 6, июль – 7, август – 8, сентябрь – 9, октябрь – 10, ноябрь – 11, декабрь – 12.
Тогда получим ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
Примечание: этот ряд содержит все возможные результаты измерения, но возможно нет родившихся в некоторых месяцах.
Задача на понятие «варианта измерения».
Назовите варианты измерения, если не оказалось родившихся в январе, феврале, мае, ноябре, декабре.
Решение
Присвоив каждому месяцу те же порядковые номера, получим: март – 3, апрель – 4, июнь – 6, июль – 7, август – 8, сентябрь – 9, октябрь – 10.
Ответ: 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10.
Задача на понятие «ряд данных измерения».
Определить ряд данных измерения: март, апрель, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь.
Решение
|
|
Присвоив каждому месяцу те же порядковые номера, получим: март – 3, апрель – 4, июнь – 6, июль – 7, август – 8, сентябрь – 9, октябрь – 10.
Ответ: 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10.
Задача на понятия «кратность варианты», «табличное представление информации».
Составьте таблицу распределения данных, если в июне и июле родилось по пять человек, а в марте, апреле, августе, сентябре, октябре родилось по два человека.
Решение
Присвоив каждому месяцу те же порядковые номера, получим: март – 3, апрель – 4, июнь – 6, июль – 7, август – 8, сентябрь – 9, октябрь – 10.
Ответом является таблица, где вариантами выступают номера месяцев.
| Варианта | Сумма | ||||||
3 | 4 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Кратность | 2 | 2 | 5 | 5 | 2 | 2 | 2 | 20 |
Частота | 0,1 | 0,1 | 0,25 | 0,25 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 1 |
Частота,% | 10 | 10 | 25 | 25 | 10 | 10 | 10 | 100 |
Рассмотрим типовую задачу. Даны оценки (от 0 до 10 баллов) 40 учеников на олимпиаде.
6 | 7 | 7 | 8 | 9 | 2 | 10 | 6 | 5 | 6 |
7 | 3 | 7 | 9 | 9 | 2 | 3 | 2 | 6 | 6 |
6 | 7 | 8 | 8 | 2 | 6 | 7 | 9 | 7 | 5 |
9 | 8 | 2 | 6 | 6 | 3 | 7 | 7 | 6 | 6 |
Выполнить предварительную обработку данных – выявить варианты измерения, составить ряд данных, составить таблицу и график распределения данных. Найти числовые характеристики исходных данных.
Решение
Ряд данных: 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Объем данных: 40.
Соберем все варианты и их кратности в таблицу распределения данных, где вариантами выступают баллы учеников.
| Варианта | Сумма | |||||||
2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Кратность | 5 | 3 | 2 | 11 | 9 | 4 | 5 | 1 | 40 |
Частота | 0,125 | 0,075 | 0,05 | 0,275 | 0,225 | 0,1 | 0,125 | 0,025 | 1 |
Частота,% | 12,5 | 7,5 | 5 | 27,5 | 22,5 | 10 | 12,5 | 2,5 | 100 |
Приведем пример получения табличных данных на примере варианты 2 балла.
Кратность равна 5, частота равна , частота в процентах равна .
Построим график распределения данных ( – варианты, – частота) (рис. 4).
Рис. 4. График распределения вариант по частоте для типовой задачи
Вычисляем числовые характеристики:
1) Размах измерения: .
2) Мода: 6, так как оценка встретилась 11 раз, что является максимумом.
3) Средняя оценка на экзамене: .
Выводы
На данном уроке мы ознакомились с основными понятиями математической статистики и научились решать простые задачи по математической статистике.