Этапы формирования общих творческих способностей

Этапы формирования общей творческой способности (не столько временная последовательность, сколько логика работы):

1-й этап — раскрытие содержания личностного свойства как спо­собности (вариативность, гипотетичность, импровизация, перенос); знакомство учащихся с ситуациями, требующими проявления данной способности; осознание ими важности овладения ею для успешно осуществления как учебной, так и внеучебной деятельности; показ преимуществ человека, обладающего такой способностью; формирование положительного отношения, желания развить в себе подобную способность;

2-й этап — целенаправленное формирование у младших школьников культуры ведения дискуссии, в ходе которой осуществляется процесс решения творческих задач;

3-й этап — формирование умения анализировать задачу (поскольку именно оно является основой любой творческой способности, позволяет устанавливать все возможные связи и зависимости между компонентами задания, помогает соотносить предлагаемые решения с условиями задачи);

4-й этап — целенаправленное развитие умений, составляющих процессуальную структуру избранной способности;

5-й этап — функционирование формируемой способности в деятельности по решению все усложняющейся системы предлагаемых заданий! построенных на различном учебном содержании.

  На всех этапах учебная деятельность выступает и как средство формирования общей творческой способности, и как область ее проявления.

 

Подумайте, поразмышляйте

1. Должен ли учитель начальных классов уделять внимание рази витию общих творческих способностей младших школьников? Почему?

2. Прочитайте статью Г. И. Вергелес, А. И. Раева (приложение 16). Назовите подходы к формированию общих творческих способностей.

3. Опираясь на материал статьи Г. И. Вергелес, А. И. Раева (приложение 16), подумайте, как вы будете изучать особенности овладения учащимися одной из общих творческих способностей.

4. Прочитайте статью Е. Н. Квасюк (приложение 17) и рассмотрите описанные в ней особенности формирования у младших школь­ников положительного отношения к гипотетичности. Покажите, как вы будете формировать такое отношение к импровизации, переносу, вариативности.

5. Познакомьтесь с материалами статьи Е. Н. Квасюк (приложе­ние 18). Составьте памятку, которая сможет помочь вам в работе по формированию у младших школьников одной из общих твор­ческих способностей.

6. Какие из известных вам технологий способствуют развитию общих творческих способностей младших школьников? Почему?

 

 

Технология формирования содержательной оценки у младших школьников (Ш. А. Амонашвили)

ПЛАН

1. Недостатки использования отметки в процессе обучения.

2. Эталон как образец выполнения задания, его свойства.

3. Поэтапное формирование содержательной оценки у младших школьников.

Недостатки использования отметки в процессе обучения

Ш. А. Амонашвили, автор научного направления, известного в мире как) «гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе

предложил строить обучение на содержательно-оценочной основе, используя отметку для оценки деятельности учащихся.

Ш. А. Амонашвили считал, что использование отметки в процесс обучения:

♦ оказывает давление на ребенка, запугивает его;

♦ подменяет настоящие мотивы учения; побуждает гнаться за хорошей отметкой;

♦ не способствует укреплению дружбы и чуткого отношения школьников друг другу;

♦ воспитывает отрицательные черты характера — самодовольство; или неуверенность в себе.

В структуре учебно-познавательной деятельности III. А. Амона­швили выделяет следующие компоненты:

♦ осознание и принятие школьниками учебно-познавательной^ задачи;

♦ построение плана ее разрешения;

♦ практическое разрешение задачи;

♦ контроль процесса решения задачи;

♦ оценка результата в соответствии с эталоном;

♦ постановка задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков.

Цель оценки в процессе обучения - стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьников.

Содержательная оценка    процесс соотнесения хода и результата

деятельности с намеченным в задаче эталоном для установления уровня и качества продвижения, определения и принятия задачи дальнейшего продвижения.

Существуют два вида содержательной оценки:

1) внешняя — оценка учителя или одноклассников;

2) внутренняя (рефлекторная) — оценка хода и результата деятель­ности самим учеником.

Оценка должна не только завершать процесс учебно-познаватель­ной деятельности школьников, но и сопровождать его на каждой из ступеней.

Эталон как образец выполнения задания, его свойства

Оценочная активность осуществляется на основе эталонов.

Эталонобразец процесса выполнения деятельности, отдельных ее ступеней, достигаемого результата. Эталоны (основной эталон, эталон конечного результата и вспомогательные эталоны) являются основой внутренней, рефлекторной оценки.

Свойства эталона, на основе которых происходит оценивание:

♦ ясность;

♦ реальность;

♦ точность;

♦ полнота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: