Приложение 8. Е. В. Поль. Урок в системе развивающего обучения

(Урок соответствует программе и учебникам В. В. Репкина, авто­ра курса «Русский язык» в системе развивающего обучения)

Тема: «Слова, называющие предметы, и слова, называющие действия». Цель урока заключается в том, чтобы расширить представления ребенка о номинативных возможностях слова: в его поле зрения помимо слов, называющих предметы, вводятся еще и слова другого типа — называю­щие действия. В то же время различение слов по типу их лексического значения создает ситуацию необходимости моделирования этих новых для ребенка особенностей слова. Чтобы зафиксировать разную «рабо­ту» двух типов слов, нужно договориться о выборе двух специальных фишек (моделей) для слов, легко воспроизводимых и имеющих явное визуальное различие.

Таким образом, дифференцирование слов-предметов и слов-действий должно стать средством для обучения первоклассников элементарному моделированию, т. е. умению отражать в модели сущностные отноше­ния объектов. Именно это умение поможет ребенку в постижении всех премудростей русского письма, ибо буквенная запись — это не что иное, как своеобразная модель, отражающая некоторые функциональные свойства звучащей речи и построенная в связи с этим по своим особым принципам. Такова главная идея этого урока.

 

Ход урока

Учитель: Итак, ребята, мы начинаем урок обучения грамоте. Вчера мы договорились, что вы дома поделитесь с вашими родителями своими впечатлениями об уроке и новыми знаниями о словах. Мне интересно узнать, что же вы им рассказали и что услышали в ответ. Кто хочет рассказать?

Дети: Я рассказал маме, что мы смеялись, когда играли в игру «Слова и предметы». Помните, вы спросили: что можно сделать с яблоком? Вася сказал: «Яблоко можно съесть», — а ведь съесть-то можно только этот предмет! Слово-то нельзя съесть!

Учитель: А что же можно сделать со словами? Кто подскажет?

Дети: Слова можно произносить.

—Их читают.

—Мы ими пишем.

Учитель (поправляет последний ответ): Мы их пишем, верно? Дети: Их можно говорить и даже петь в песне!

— Еще слова можно громко прокричать!
Учитель: Вот какие молодцы! А как мы ответили на очень важны

вопрос: для чего нужны людям слова?

Дети: Для разговора, и чтобы писать письма.

Учитель: Это верно. А если точнее ответить? Кто может добавит

Дети: Чтобы что-нибудь называть. Вот стоит стол — это предмет, мы говорили «стол» — мы его назвали.

Учитель: Вы согласны с таким ответом? Мы говорили об этом?

Дети соглашаются.

Учитель: И я согласна. Слова нужны для того, чтобы называть разные предметы. (Пауза.) Вы помните нашу вчерашнюю игру? Ведущий показывал вам картинку, а вы должны были назвать этот предмет, есть назвать слово, его обозначающее. Ведущий либо соглашался с вами, либо нет. Давайте снова поиграем в нее. Кто хочет быть ведущим?

Выбирают одного ученика. Он показывает картинки, на которых изображены простые предметы быта, домашние животные, школьные принадлежности и т. п. На последних двух картинках один и тот же предмет: гном стоящий, а на другой — гном бегущий. Дети два раза называют одно и то же слово «гном». Кто-то из ребят выкрикивает: «А здесь - другая картинка, тут он бежит куда-то!» Ведущий в замешательстве.

Учитель (обращаясь к ведущему): Как ты думаешь, ребята дали правильные ответы? Ведь они оба раза называли одно и то же, а картинки разные.

Ведущий: Я думаю, это правильно. И здесь — гном (показывает на\ первую картинку), и здесь он есть (показывает на вторую).

Учитель: Но ведь картинки разные! Чем же они различаются?

Дети: Здесь (показывает на первую картинку) просто нарисован! гном. А здесь (показывает на вторую) он куда-то бежит.

Учитель: Итак, чтобы различить эти картинки, вы добавили еще одно слово — «бежит». Какое интересное слово! Мы работали с такими словами?

Дети: Мы их хорошо знаем и часто говорим.

Учитель: А на уроке мы с ними работали? Это слово тоже называет предмет, как и те, с которыми мы играли?

Дети (качают головами): Нет.

Учитель: Давайте подумаем: раз это слово, оно что-то называет, а что?

Дети молчат.

Учитель: Вот слово «гном» что называет?

Дети (хором): Предмет. Живой предмет!

Учитель: Молодцы! А слово «бежит»?

Дети молчат. Чувствуется напряженность.

Учитель: Подумайте еще раз: чем отличаются эти две картинки (по­казывает на все те же картинки)? Посоветуйтесь друг с другом в парах.

Дети поворачиваются друг к другу, советуются.

Учитель: У кого появилась идея?

Дети (ученик из пары): Мы думаем, что здесь (про первую картинку) он ничего не делает, просто отдыхает...

Дети (его перебивает ученик с другой парты): Откуда вы знаете, что он тут ничего не делает? Может, он думает о чем-нибудь важном?!

Дети (первый ученик продолжает): А здесь (про вторую картинку) он уже бежит, куда-то торопится по своим делам.

Учитель: Ребята, мы о каком слове с вами говорили?

Дети: О слове «бежит».

Учитель: Вот и нужно подумать: слово «бежит» что называет? (Па­уза.) Маша и Алеша сказали: здесь гном ничего не делает, а здесь он бежит, то есть что-то делает. Что же называет слово «бежит»?

Дети: Бежит — это то, что он сейчас делает.

Учитель: Вот умница! А кто может сказать по-другому, что называет это слово? (Пауза, молчание.) Если человек что-то делает, говорят, что он действует. Как же можно сказать по-другому про такие слова, что они называют? Кто догадался?

Дети (реплика из класса): Может, действие?

Учитель: Вот какие умнички! Действительно, такие слова, которые называют то, что кто-нибудь делает, можно назвать словами-действиями. Давайте попробуем найти еще такие слова, которые называют действия. Что еще может делать гном? Подберите к слову «гном» подходящие слова-действия. Поработайте друг с другом в парах: то, что придумал каждый из вас, сообщите своему соседу по парте, проверьте друг друга.

Дети работают 2-3 минуты.

Учитель: Какие пары слов у вас получились?

Дети: Гном играет. Гном поет. Гном смеется. Гном читает.

Учитель: Молодцы! Во всех парах слов первое слово было одинако­вым. Что оно называет?

Дети: Живой предмет.

Учитель: А второе слово в каждой паре было разным. Что оно на­зывает?

Дети: Слово-действие.

Учитель: Прекрасно! А теперь мы немного отдохнем и затем пора­ботаем в прописях...

Учитель: Вернемся к теме нашего урока. Чем мы занимались?

Дети: Мы составляли пары слов.

Учитель: Давайте запишем то, что мы сегодня делали, что нового узнали о словах. Пара слов это два слова. Как мы изображаем слово, кто помнит?

Дети: Прямоугольником.

Учитель: Чтобы изобразить нашу пару слов, сколько надо нарисовать прямоугольников?


Дети: Два.

Учитель: Иди, Петя, нарисуй их. А вы, ребята, нарисуйте их у себя в тетради так, как мы их вчера рисовали. Ваши карточки-слова у вас под рукой? Проверьте. Они могут пригодиться.

Дети выполняют задание. На доске появляются две модели:                           

 

Учитель (показывает на карточку с бегущим гномом): Какую пару слов мы подобрали к этой картинке?

Дети: Гном бежит.

Учитель: Что называет первое слово — «гном»?

Дети: Предмет.

Учитель: А второе?

Дети: Действие.

Учитель: Значит, у этих слов разная работа. А ваши модели разные?

Дети: Нет, одинаковые!

Учитель: Можно догадаться, где какое слово? Понятно, где слово, называющее предмет, а где слово, называющее действие?

Дети: Нет, не понятно.

Учитель: А как же сделать так, чтобы было видно, где какое слово?

Дети: Можно написать!

Учитель: А мы все умеем грамотно писать?

Некоторые дети качают головами.

Учитель: Кто не уверен в том, что он сможет правильно записать эти слова?

Некоторые дети поднимают руки.

Учитель: Спасибо вам, ребята, за то, что вы не скрываете своего не­знания. Мы обязательно научимся грамотно и красиво писать. А пока можно обойтись и моделями. Что же нам нужно добавить к нашим прямоугольничкам, чтобы можно было догадаться, где слова-предметы, а где — слова-действия? Подумайте об этом в парах и, если что-нибудь придумаете, нарисуйте на чистом листочке, который есть у вас на партах.

Проходит около трех минут.

Учитель: Ну как, что-нибудь придумали?

Дети (один из пары): Мы вот такие сделали (показывает листочек).

 

 

Рис. 1

 

 

К слову «гном» мы пририсовали колпачок, а чтобы показать, что он бежит, к другому прямоугольнику мы пририсовали ножки.

Учитель: Вам понравилось предложение ребят? Стало понятно, где слово «гном», а где слово «бежит»?

Дети (хором): Да, очень.

Учитель: А кто еще что-нибудь придумал?

Больше предложений нет.

Учитель: Хорошо. Поработаем с другими словами. (Учитель показы­вает картинку, на которой изображена рыба, плывущая в воде.) Какой предмет здесь изображен? Назовите слово-предмет.

Дети: Рыба.

Учитель рисует один прямоугольник на доске.

Учитель: Подберите к этому слову подходящее слово-действие.

Дети: Рыба плывет.

Учитель: Молодцы! (Рисует второй прямоугольник.) Посмотрите: опять непонятно, где слово-предмет, а где слово-действие, ведь эти слова можно и поменять местами - плывет рыба. Как показать, что первое слово — предмет, а второе — слово-действие?

Дети: Наверное, тоже надо дорисовать...

Учитель: Подумайте, подойдут ли сюда те модели, которые предложили ребята для предыдущей пары слов? (Некоторые дети отрицательно качают головами.) Если вы думаете, что они не подойдут, придумайте другие. Помогите друг другу в парах.

Ребята поворачиваются друг к другу. Кто-то из них напряженно молчит, а кто-то что-то бурно обсуждает с соседом по парте. Проходит несколько минут.

Учитель: У кого-то получилось?

Дети (реплика из класса): Что-то не очень получается.

Дети (ученик из пары): А у нас получилось наполовину. Мы пририсовали к первому прямоугольнику плавнички, чтобы было видно, это рыба, а вот как показать, что она плывет, — не знаем, плывет тоже плавничками, но надо как-то по-другому нарисовать (показывает листочек).

 

Рис.2

Учитель: Ребята, подумайте, почему у вас не получилось выполнить это задание?

Дети: Это слово сложное; «плывет» — это трудно нарисовать.

Учитель: Действительно, есть много слов, которые трудно нарисовать, А в чем состояла наша задача? Нам нужно было нарисовать слова? Это главное? Кто помнит?

Дети: Нет. Нам надо было показать, где слово-предмет, а где - сло­во-действие.

Учитель: Ну конечно! Нам надо показать разную работу этих слов. Нужно ли для этого их рисовать, изображать эти предметы и действия?

Дети (реплики из класса): Нет, не нужно.

Учитель: Вот у нас для слов-предметов получилось две разные мо­дели (показывает: вот эта и эта)

 

 

 

Рис.3

 

А работа у этих слов одинаковая - они называют предмет. Нужно нам было все это рисовать?

Дети: Нет.

Учитель: Если мы договоримся о каких-нибудь разных условных значках: один — для всех слов-предметов, а другой — для всех слов-действий, мы сможем ими пользоваться?

Дет кивают головами в знак согласия.

Учитель: Тогда давайте попробуем придумать их. Вот модель сло­ва (показывает на доске). Для слов-предметов к ней надо что-нибудь добавить и для слов-действий тоже что-нибудь добавить, но другое! Главное эти прямоугольники должны отличаться друг от друга. По­пробуйте сами изобрести модели для слов-предметов и слов-действий. Задание понятно? Можно посоветоваться не только с соседом по парте, но и с другими соседями.

После нескольких минут бурного обсуждения в классе к доске вы­ходят две пары ребят и вывешивают свои листочки.

 

 

 

 

Рис.4

Учитель: Рассмотрим ваши работы. Саша (обращается к первой паре), почему вы придумали такие модели?

Саша: Предмет - это человечек, предмет - это часто человек. Рука -это действие, мы делаем что-то руками.

Учитель: Спасибо. Ребята, вам понравились такие модели?

Дети: Мне кажется, предмет - не обязательно человек. Есть же и неживые предметы. А я бы не смог нарисовать руку.

Учитель: Саша, вы согласны, что ваши модели не очень подходят к любым словам-предметам и словам-действиям? И что они не очень удобные, их трудно рисовать?

Саша: Да, наверное.

Учитель: А вот Катя и Юра, наверное, хорошо умеют читать и даже писать буквы, потому что они их использовали в своих моделях. Что они означают?

Катя: П - это слова-предметы, а Д - это слова-действия.

Учитель: Эти модели подойдут к любым словам-предметам и сло­вам-действиям?

Дети: Да, подойдут.

Учитель: А все из вас смогут пользоваться такими моделями?

Дети (один ученик): Я не смогу, я букв не знаю.

Учитель: Спасибо, ребята. А вот ученики 1-го класса «Б» предложили совсем другие модели. Посмотрите (показывает):

 

 

 

Рис.5

Первая модель для всех слов-предметов. А вторая - для всех слов- действий. Как вы думаете, если их запомнить, можно ими пользоваться

Дети: Можно.

Учитель: Модель должна быть удобной, чтобы ее можно было быстро нарисовать. Это удобные модели?

Дети: Да, удобные.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, какие модели придумал автор нашего «Букваря» для этих двух типов слов. Откройте страницу 11…

Как видим, первые шаги первоклассников в моделировании довольно-таки трудны. Этот урок показывает, насколько трудно дается ребятам понимание того, что в модели отражаются лишь самые существенные свойства объекта. Им трудно отличить модель от простого рисунка, отличающегося от модели большей конкретностью, ситуативностью. Тем не менее этот непростой путь — от рисунка к модели — на данном уроке первоклассниками пройден и, на наш взгляд, вполне основатель для детей этого возраста.

(Поль Е. В. Что можно сделать с яблоком? //

Начальная школа. 1999. № 7. С. 109-113)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: