Приложение 14. А. А. Денисова, И. С. Толомеева. Мониторинг уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников

...В ФГОС нового поколения к регулятивным универсальным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и волевая саморегуляция.

Важно отметить, что названные действия не являются чем-то новым для образования, работу над формированием общеучебных умений вели и ведут до сих пор (А. И. Раев, Г. И. Вергелес и др.). В состав этих умений входят следующие виды деятельности:

♦ целеполагание - постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено, и того, что еще не известно;

♦ планирование - составление плана и последовательности дейст­вий, определение промежуточных целей каждого этапа;

♦ прогнозирование - предвосхищение результата;

♦ контроль — сличение способа действия и его результата с задан­ным эталоном;

♦ коррекция - внесение дополнений и коррективов в план, способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

♦ оценка - выделение и осознание качества и уровня освоения материала;

♦ волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энер­гии, к волевому усилию т к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

По вышеперечисленным критериям можно проанализировать уро­вень и особенности развития регулятивных универсальных учебных действий школьников на разных этапах обучения. Учебные задачи, которые предлагаются детям в школе, могут выступать диагностиче­ским материалом. Выбираемый материал должен быть типичным для программы начальной школы, т. е. задания должны соответствовать обычным заданиям, с которыми сталкиваются учащиеся на уроках и быть доступными для них при среднем и высоком уровнях усвоения общей программы по предмету.

Остановимся на критериях и показателях диагностики каждого из них.

Понимание цели выполнения конкретного задания, разделение учебной и конкретно-практической задачи, принятие, а затем и по­становка учебной задачи являются основой такого универсального учебного действия, как целеполагание. Система заданий, разработанная Г. И. Вергелес [3] для диагностики уровня принятия учеником учебной задачи, может лечь в основу мониторинга. Для измерения уровня сформированности целеполагания можно предложить определить целивыполнения задачи без вопроса, условие которой предполагает возможность постановки разных вопросов, или предложить выполненное задание, а ученик должен определить, чему учились дети, работавшие над ним. Необходимо также проанализировать характер ответов ученика на вопросы — чему школьник учился, выполняя то или иное задание; чему могут научиться дети, выполняя аналогичные задания. В качестве показателей уровня развития целеполагания может служить возможность принять цель, поставленную учителем, широта и глубина видения обучающих возможностей учебной задачи, степень самостоятельности и осознанности в определении целей учебной деятельности. В качестве основного показателя осознанности процесса традиционно выделяют возможность вербального обоснования своих действий.

Умение действовать по плану, а также самостоятельно планировать собственную деятельность в соответствии с целью лежит в основе универсального учебного действия планирования. Для его диагностики можно предложить ученику ответить на вопрос - что должен сделав человек, чтобы составить план выполнения любого задания, а далее предложить составить план выполнения задания на материале учебных предметов. Данное задание возможно объединить с ранее описанным для изучения целеполагания. Осознание цели планирования, а также полнота и глубина операций планирования (выделение всех необходимых и достаточных действий при составлении плана, установление последовательности действий в соответствии с целью) могут являться показателями уровня овладения данным универсальным учебным действием.

Как и предшествующие регулятивные универсальные учебные действия, прогнозирование естественным образом включено в систему работы учителя по формированию учебной деятельности, по развитию всей познавательной деятельности младших школьников. Как отмечает Л. А. Регуш [4], прогнозирование способствует развитию познавательной мотивации, выступает как регулирующая функция любого психического процесса. В учебной деятельности слабое разви­тие прогнозирования у младших школьников приводит к серьезным ошибкам в процессе выполнения задания (несоответствие решения задачи вопросу, сочинения — теме и пр.). Изучать прогнозирование в учебной деятельности возможно при решении школьником прогно­стических задач, которые могут быть органично включены в задания по планированию собственной деятельности (например, «Составь план рассказа, задачи»). Если в этих заданиях не была сформулирована цель, значит ученик, начиная планирование, должен будет формулировать ее самостоятельно, а также строить прогноз об эффективности осу­ществления определенных действий для ее достижения. Возможность предвосхищения результата, возможность предварительного, до ее выполнения, определения структуры деятельности, уровень анализа задания, учет всех требований условия задания, полнота использованной для построения прогноза информации, содержащейся в задании, могут лечь, в основу суждений об уровне сформированности универсального учебного действия прогнозирования...

 

(Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 4. Вып. 1.

Начальное образование: направления развития.

СПб.: Изд-во ВВМ, 2013. С. 97 103. Текст приведен в сокращении)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: