Приложение 12. Т. В. Смолеусова. Проекты по математике как методическая инновация

 

...Необходимость реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), достижения метапредметных и личностных результатом развития у обучающихся способности ориентироваться в окружающем действительности приводит к использованию в изучении многих предметных областей инновационных форм, средств и методов обучения.

 Одним из наиболее продуктивных методов обучения в современной педагогике становится метод проектов, в основе которого лежит организация творческой, исследовательской, познавательной и коммуникативной деятельности учащихся...

Начиная с работы над первыми проектами, ученики с большой долей самостоятельности создают некий алгоритм поиска информации под названием «Где можно узнать?». В процессе мозгового штурма они вычленяют пять групп источников информации.

1. Материалы на бумажном носителе (справочники, энциклопедия учебники и другие книги, газеты, журналы).

2. Материалы на электронном носителе.

3. Объекты, окружающие человека (наблюдение и исследование того, что создано природой, что сделано человеком, объекты культуре и произведения искусства).

4. Сведения, полученные от других людей в непосредственном общении (от учителя, родителей, бабушек и дедушек, других взрослым и сверстников, через беседу, анкетирование, слушание и др.).

5. Сам человек также является для себя источником информации (вспомнил, придумал, догадался, вывел логически).

Большинство учителей начальных классов осваивают метод проектов через организацию социальных проектов... Между тем организации проектов достаточно эффективный метод обучения всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика…

К сожалению, существуют педагоги, которые считают, что и написание реферата является проектом. В этом случае речь идет о подмене проекта (во всей его полноте) только продуктом проекта...

На первых этапах работы над проектом можно предложить учени­кам несколько вариантов тем для свободного и добровольного выбора. Важно, чтобы формулировки названий проектов были максимально понятны и приближены к сфере интересов учеников I—IV классов, пробуждали их любопытство. Для создания и систематизации тем про­ектов нами разработаны направления проектной деятельности младших школьников по математике.

♦ Математика вокруг нас — наблюдение, измерение. Работая в этом направлении, ученики могут выполнить проекты на темы «Где есть математика?», «Геометрия вокруг нас», «Числа вокруг нас», «Цифры вокруг нас», «Я в числах», «Мои длины», «Математика моих игрушек», «Мои площади», «Наш класс (наша школа, моя семья, мой дом, мой родной край) в числах», «Углы вокруг нас», «Треугольники, созданные природой» и т. п.

♦ Математический театр связан с инсценировками известных стихов и сказок про математические понятия (например, про то, как жили два брата — треугольник с квадратом), собственных математических сказок, сюжетов из истории математики, драма­тизацией сюжетов текстовых задач, театрализацией ролевых игр с математическими величинами...

♦ Математические экскурсии на природу, улицы, производства, по школе, в библиотеку и аптеку, краеведческий музей и во двор школы...

♦ Математическая лаборатория — направление, ориентированное на создание перечня материалов, оборудования для практических работ по математике и накопление оборудования для измерений, счета, решения задач и т. д. Девиз направления можно сформу­лировать так: «Измеряем все сами».

♦ История математики, т. е. изучение старинных правил пись­менного умножения и деления, выполнение проектов на темы «О старинных цифрах и происхождении нуля», «Где появилась геометрия», «Ученые математики», «Ученые математики России», «Старинные задачи», «Старинные измерительные приборы», «От горшка два вершка», «Наш краеведческий музей и матема­тика», «Авторы учебников математики».

♦ Работа по направлению «Красота и математика» связана с под­готовкой проектов на темы «Красивые листья и цветы», «Сим­метрия вокруг нас», «Парки мира и симметрия», «История математических открытий и красота».

♦ Направление «Числа нам строить и жить помогают» связано с: а) решением практических, бытовых задач из жизни учеников их родителей; б) ответом на конкретный жизненный вопрос и поиском условия задачи («С какой скоростью надо читать, чтобы выполнить задание по литературе на лето в разных классах?» «Как узнать высоту дома без стремянки и линейки?», «Как отмерить прямой угол без транспортира?», «Что можно купить щ 100 р. в продуктовом магазине?», «Сколько семья платит в месяц за свет?», «Сколько стоит наша вода в год?»).

♦ Создание сборника задач по определенной тематике: а) сюжетной (ремонт, магазин, школьный буфет, сказочные герои, герои мулья фильмов и т. п.); б) содержательно-математической (десятом площадь, длина и др.).

♦ Создание иллюстраций по темам программного материала (рисунки, фото, экспозиции (собственные и из Интернета), пособия! сделанные из природного материала, пластилина, проволоки и др.).

♦ Работа по направлению «Это много или мало?» связана с накоплением чувственного опыта младших школьников. В ходе проектной деятельности они могут изучить такие частные проблемы как «Километр — это много или мало?», «Тонна — это много или мало?», «Киловатт — это много или мало?» и т. д.

♦ Анализ проблемы, которую условно можно назвать «Хватит ли...?», т. е. осуществление прикидки, прогноза, исследования ситуации для принятия решения о времени, длине, сумме денем количестве легковых машин, угощении гостей и др...

♦ Работа с математическими понятиями — это выполнение проектов на темы «Что такое задача?», «Что такое выражение?», «Что такое танграм?», «Что есть у круга?», «Какие свойства у прямо! угольника?», «Что делают арифметические действия?» и т. п.

♦ Выявление межпредметных связей математики с другими учеными дисциплинами связано с проектами на темы «Математика в литературных произведениях», «Чем похожи математика и рус­ский язык?», «О самых больших и самых маленьких», «Скорости животных», «Натуральные числа в пословицах и поговорках», «Числа в биографиях писателей и поэтов», «Площадь бумаги для поделок», «Исследование математических терминов с точки зрения родного языка», «Этимология математических слов».

♦  Работа со словарями и справочниками по математике, т. е. само­стоятельное нахождение математических терминов в этимологи­ческих и толковых словарях, создание словариков и справочников по математике.

♦ Направление «Мои вопросы по математике» связано с разработ­кой проектов на темы «Что такое 1 л (1 т, 1 ц)?», «Какие бывают числа?», «Как называется число с 10 нулями?», «Как называется самое большое число?», «Кто придумал математику?», «Есть ли компьютер, на котором не надо нажимать две клавиши, чтобы написать 10?», «Есть ли животные с 10 пальцами на лапе?». Предложенные направления проектной деятельности позволяют младшим школьникам углубиться в изучение математики как учебной дисциплины, а также повысить уровень ее понимания. Но кроме этого, они предоставляют учащимся дополнительные возможности саморе­ализации, помогают стать успешными в изучении математики визуалам и кинестетикам, образникам и прагматикам.

 

(Начальная школа. 2013. № 8.

 С. 56-59. Текст приведен в сокращении)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: