Стиль лидерства в системе основных категорий менеджмента предприятия

ТЕМА 6. СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Понятие стиля лидера и типы лидерских стилей

2. Стиль лидерства в системе основных категорий менеджмента

предприятия

3. Факторы формирования стиля лидерства

Понятие стиля лидера и типы лидерских стилей

 

Лидерский стиль — это модель поведения руководителя, используемая с целью влияния на группу людей и направления их усилий для достижения общей цели. 

Одним из первых описание стилей лидерства дал немецкий психолог Курт Левин (1890-1947), выделивший авторитарный, демократический и либеральный стили. Для выявления факторов, влияющих на групповую деятельность, он создал две экспериментальные группы. Группы состояли из детей 10-12 лет, делающих театральные маски. Руководителем в группах был один и тот же экспериментатор, использовавший два стиля — авторитарный и демократический. Выяснилось, что эти стили по-разному оказывали влияние на атмосферу в группах, самочувствие, настроение ребят и результативность их работы. В дальнейшем руководитель использовал либерально-попустительский стиль, который оказался самым неэффективным.

Эксперимент позволил Левину сделать следующие выводы:

- «Вне руководителя». Существует множество возможных методов воздействия на людей. Кроме прямого воздействия можно задействовать любые косвенные источники, например, других сотрудников, пользующихся авторитетом у группы. Овладение этим полем — одна из задач профессиональной деятельности руководителя. 

- «Стилевая бедность». Нежелательная болезнь в этой профессии. Стиль руководителя складывается с двух сторон: со стороны особенностей личности руководителя и со стороны специфики группы (коллектива). В стиле своеобразно находят отражение потребности управляемого объекта, поэтому важно уловить их в используемых формах и методах. 

- Не существует хороших и плохих стилей управления. Каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления. 

Характеристики основных лидерских стилей представлены в таблице 1.

 

Таблица  1. Лидерские стили

 

Авторитарный Демократический Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Делегирование полномочий с удержанном ключевых позиций у лидера   Снятие лидером с себя ответственности и самоотстранение от власти в пользу группы
Прерогатива в установления целей и выборе средств их достижения   Принятие решений раздельно по всем уровням управления с привлечением исполнителей   Предоставление группе возможности самоуправления
Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху   Коммуникация активно осуществляется в двух направлениях Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе
Воздействие лидера на потребности подчиненных низших уровней   Воздействие лидера на потребности подчиненных более высокого уровня Недостаточная требовательность к нарушителям дисциплины, к неисполнительности, низкой квалификации
Применений угроз и оказание психологического давления на подчиненных   Обеспечение лидером нормальных условии для работы подчиненных Лидер находится под влиянием подчиненных

Сильные стороны

Приверженность оперативности и порядку, возможность предсказания результатов, организованность Усиление мотивации работы персонала посредством его участия в управлении Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера

Слабые стороны

Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы Реализация демократического стиля требует продолжительного времени Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства

Стиль лидерства в системе основных категорий менеджмента предприятия

В рамках каждого вида менеджмента стиль лидерства имеет ряд условий своего формирования – основных категорий менеджмента –

рис. 1.

Рис.1. Стиль лидерства в системе основных категорий менеджмента

 

Стиль находится на стыке следующих взаимосвязей категорий менеджмента:

– оргструктура – стиль (включает переменные конкретной ситуации); 

– законы – принципы – методы – стиль;

– цель – задачи – функции – качества руководителя – стиль.

Три взаимосвязанных направления стиль объединяет в одно: стиль – качество управленческого труда – управленческие решения – деятельность коллектива – результаты.

Взаимосвязь «оргструктура – стиль». Структура переводится с латинского как строение, расположение, порядок, связь. Структура предприятия – представляет собой систему структуры производства (в т.ч. обслуживания работников), то есть структуры субъекта и объекта менеджмента. Структура субъекта управления (управляющей системы) в теории менеджмента получила название организационная структура управления предприятием.

Организационная структура управления – это совокупность звеньев, определенным образом распределенных между уровнями управления. Сложность организационной структуры управления определяется количеством звеньев управляющей системы и количеством ступеней, на которых они располагаются. 

В управляющей системе предприятия функции управления распределяются между звеньями – подразделениями управляющей системы. По мере расширения и усложнения производственного процесса в составе управляющей системы, как правило, появляются все новые звенья, которые специализируются на выполнении специальных видов управленческой деятельности. Совокупность звеньев на определенной ступени иерархии называют уровнем управления.

Связи между звеньями могут быть двух типов: вертикальные (связи подчинения и руководства) и горизонтальные (связи кооперации равноправных звеньев). В свою очередь вертикальные связи подразделяются на линейные (обязательное подчинение по всем вопросам управления) и функциональные (подчинение по определенной группе проблем). 

Организационная структура управления позволяет предприятию функционировать как хорошо отлаженный механизм, но это имеет место лишь в том случае, когда она правильно подобрана, соответствует объекту управления, обеспечивает беспрепятственное протекание процесса управления.

Решение о выборе структуры организации в целом принимается руководством высшего звена.

Рассмотрим основные составляющие оргструктуры в контексте взаимосвязи «оргструктура – стиль» – рис. 2.

Рис. 2. Исходная взаимосвязь оргструктуры и стиля лидерства

 

Как видно из схемы, стиль управления может быть рассмотрен на двух уровнях:

– структура – отношения – стиль;

– личность – отношения – стиль.

В обоих случаях ситуация служит общей предпосылкой формирования стиля лидерства. 

Говоря о ситуации, имеют в виду: особенности сотрудников (личность); особенности решаемых задач; организационные условия (структура); условия окружающей среды.

В свою очередь каждый из этих комплексных факторов дифференцируется более подробно следующим образом.

На отношения и стиль лидерства влияют следующие личные качества сотрудников (на схеме – личность): уровень образования; структура потребностей; отношение к риску; предприимчивость; общественно–политическая зрелость; компетентность (в том числе социальная, экономическая, экологическая, управленческая, поведенческая, профессиональная, стратегическая).

Условия организации системы управления включают (на схеме – структура): вид организационной структуры (линейная, матричная и т.д.); состояние неформальных коммуникаций; технологию принятия решений (сколько инстанций участвует); субординационную квоту (диапазон управления или норма управляемости); степень выраженности контроля.

Т.о., характер стиля лидерства задается параметрами ситуации. Структура – отношения – стиль лидерства. Отношения управления обусловлены размерами организации, ее производственной структурой, технологическими процессами и другими параметрами организационной структуры. Стиль лидерства максимально эффективен только тогда, когда отношения в системе управления соответствуют ее организационной структуре.

Личность – отношения – стиль. Индивидуальные отношения зависят также и от личностных качеств сотрудников. Личностный фактор не может не приниматься во внимание в процессе руководства, использования конкретного стиля лидерства. Каждый стиль лидерства подчинен потребностям собственников и работников, особенно когда четко определены их функции и  полномочия; действия личностных качеств на отношения работников имеют свою специфику, в частности, приходится все в большей степени ориентироваться на клиента, работать по его заказу.

Следовательно, оргструктура представляет, своеобразный фильтр для форм управленческих отношений: наряду с личностным уровнем в формах отношений следует выделять и структурный уровень.

Взаимосвязь «законы–принципы–методы–стиль». В практике бизнеса объективно возникла необходимость овладения законами менеджмента. Между этими законами и их использованием, то есть реализацией управленческих отношений, а значит, и стилем, существуют переходные процессы. Законы определяют основу объективных слагаемых стиля.

Законы, принципы и методы менеджмента являются объективными экономическими категориями, они определяют формы, структуру, процесс управления.

Под законом понимают отношения, которые носят характер устойчивых, объективных и повторяющихся при определенных условиях явлений.

К общим законам менеджмента относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон необходимой и достаточной централизации; закон демократизации управления; закон экономии времени.

Тесно примыкают к законам принципы управления, которые характеризуют использование законов на практике. 

Принципы – это правила, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе и в менеджменте.

Принципы менеджмента можно разделить на три группы:

1) общие и структурно–функциональные принципы управления производством,

2) принципы управления людьми,

3) принципы, способствующие формированию личности менеджера-руководителя.

На практике принципы реализуются в методах управления. В современном менеджменте выделяют:

 – организационно-административные методы управления, основанные на прямых директивных распоряжениях;

– экономические методы управления, базирующиеся на использовании экономического стимулирования, ориентированного на формирование экономической заинтересованности работников в конечных результатах деятельности;

– социально-психологические методы управления, способствующие улучшению микроклимата в организации и используемые для повышения социальной активности сотрудников.

Все группы методов управления взаимосвязаны и определенным образом сочетаются в деятельности менеджера.

 Взаимосвязь «цель – задачи – функции – качества руководителя – стиль». Во всех управленческих ситуациях для выбора стиля важны цель и задачи, которые решаются непосредственно аппаратом управления. 

Задачи отражают специфику стиля конкретного субъекта управленческой деятельности. По задачам можно определить различия стилей работы, например, агента по снабжению, технолога или сменного мастера. 

Задачи детерминируют соответственно функции управления. Практически каждая из функций менеджмента одновременно и лидерская функция: планирование, организация системы управления, мотивация, контроль. 

Отношения управления линейных руководителей – это отношения при выполнении общих функций. Поэтому формы выполнения этих функций преломляясь через личные качества руководителя есть индивидуальные стили линейных руководителей.

Искусство менеджмента и состоит в использовании качеств руководителя или специалиста каждый раз особым образом в зависимости от объекта управления и сложившихся обстоятельств, в применении знаний к условиям конкретной ситуации.

Взаимосвязь «стиль – качество управленческого труда – управленческие решения – деятельность коллектива – результаты». Качество управленческого труда зависит от степени реализации способностей менеджера – стиля лидерства. Качества лидера приобретают решающее значение для выбора рациональных управленческих решений, характеризующих качество их труда.

С позиции качества управленческого решения к показателям качества управленческого труда можно отнести: обоснованность принимаемых решений; степень реализации принятого решения; ситуационную восприимчивость. Эти показатели в большей  степени отражают особенности качества управленческого труда. Однако качество труда лидера наиболее убедительно может быть определено по конечным результатам деятельности руководимого коллектива. Конечный результат деятельности влияет на постановку новой цели или корректировку старой. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: