Понятие и сущность государства

Государство – форма организации жизни общества, отличительной чертой которой является наличие выделенной из общества, всеми признанной или утвердившейся верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пределах определенной территории (политически организованное общество).

! В государстве власть выделяется из общества и стоит над ним.

Термин «государство» иногда используется в самом широком смысле – для обозначения общества как такового или же какой-либо его формы. Также может применяться в узком смысле для обозначения органов государства или общества, нации или территории.

Кельзен (один из основателей теории правового нормативизма) выделил несколько значений, в которых может употребляться понятие государства:

1. В юридическом смысле – государство «правовой феномен», юридическое лица, корпорация. От других корпораций отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».

2. В социологическом смысле – государство как «социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».

3. Как естественный организм (можно провести аналогию с органической теорией).

4. Как «нормативный порядок» – государство приравнивается к власти, государственно-организованное общество.

Государство определялось по-разному на различных этапах своего развития:

· Аристотель – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих». Он понимал государство как высшую форму общения, продукт естественного развития.

· Макиавелли – «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов».

· Боден «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью».

· Локк – совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

Признаки государства, внешние и внутренние функции государства

Признаки государства:

Ø Территория

Ø Суверенитет

Ø Население

Ø Публичная власть (воплощает общественные отношения, действует от имени общества и в его интересах, доступна общественному влиянию (представительная демократия, революции и т.п.)).

Ø Наличие государственной символики

Ø Налоговые сборы

Ø Монополия на легальное применение силы

Ø Правотворчество

Функции государства – основные направления детальности государства, в которых выражается его сущность и социальное значение. Они делятся на главные и второстепенные, классовые и общесоциальные, внутренние и внешние.

 

Функции Внутренние Внешние
Политическая Обеспечение суверенитета, удержание власти, формирование политической системы, обеспечение госбезопасности Заключение международных договоров
Экономическая Формирование экономической политики, установление налогов, создание условия для торговли, взаимодействие с финансово-промышленными объединениями Участие в международных экономических союзах, международная торговля
Идеологическая Формирование системы ценностей, воздействие на формирование национальной культуры, взаимоотношения со СМИ и религиозными организациями Сотрудничество в области культуры
Военная Формирование военное оборонительной доктрины, строительство вооруженных сил, контрразведка Прямое отражение агрессии, поддержание боеспособности армии (обеспечение людскими и техническими резервами), вступление в военные союзы
Правоохранительная Борьба с преступностью, осуществление правосудия Заключение международных договоров о правовой помощи, участие в Интерполе
Социальная Доступность образования, поддержка семьи Оказание гуманитарной помощи, участие в международных социальных программах
Экологическая Формирование программы экологической безопасности, защита окружающей среды Участие в международных экологических организациях, заключение договоров

Судебный прецедент как источник права.

Прецедент – это решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Получил широкое распространение в странах с англосаксонской правовой системой (США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия).

Правовым прецедентом признается решение, в котором устанавливается или отменяется норма права. Акты судебных или административных органов, не содержащие нормы права, правовыми прецедентами не являются.

Существует 2 вида прецедента:

1. судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу);

2. административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).

В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни теоретики права и практики признавали его в качестве формы права, хотя и с оговорками о том, что это некая дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма. Другие же авторы полностью отрицали его как самостоятельный источник права. В послереволюционный период прецедент в качестве самостоятельной формы права не признавался. Даже сейчас ведутся споры по поводу статуса постановлений пленумов ВС РФ.

По отношению к закону прецедент находится в подчиненном положении. Это проявляется в том, что законом может быть отменено действие судебного решения. Если законодательный акт принят уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, он должен признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом.

Прецедент как источник права зарождается часто тогда, когда данная сфера общественных отношений не урегулирована с помощью норм, содержащихся в законе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: