Государство – форма организации жизни общества, отличительной чертой которой является наличие выделенной из общества, всеми признанной или утвердившейся верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пределах определенной территории (политически организованное общество).
! В государстве власть выделяется из общества и стоит над ним.
Термин «государство» иногда используется в самом широком смысле – для обозначения общества как такового или же какой-либо его формы. Также может применяться в узком смысле для обозначения органов государства или общества, нации или территории.
Кельзен (один из основателей теории правового нормативизма) выделил несколько значений, в которых может употребляться понятие государства:
1. В юридическом смысле – государство «правовой феномен», юридическое лица, корпорация. От других корпораций отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».
2. В социологическом смысле – государство как «социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».
|
|
3. Как естественный организм (можно провести аналогию с органической теорией).
4. Как «нормативный порядок» – государство приравнивается к власти, государственно-организованное общество.
Государство определялось по-разному на различных этапах своего развития:
· Аристотель – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих». Он понимал государство как высшую форму общения, продукт естественного развития.
· Макиавелли – «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов».
· Боден – «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью».
· Локк – совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.
Признаки государства, внешние и внутренние функции государства
Признаки государства:
Ø Территория
Ø Суверенитет
Ø Население
Ø Публичная власть (воплощает общественные отношения, действует от имени общества и в его интересах, доступна общественному влиянию (представительная демократия, революции и т.п.)).
Ø Наличие государственной символики
Ø Налоговые сборы
Ø Монополия на легальное применение силы
Ø Правотворчество
Функции государства – основные направления детальности государства, в которых выражается его сущность и социальное значение. Они делятся на главные и второстепенные, классовые и общесоциальные, внутренние и внешние.
|
|
Функции | Внутренние | Внешние |
Политическая | Обеспечение суверенитета, удержание власти, формирование политической системы, обеспечение госбезопасности | Заключение международных договоров |
Экономическая | Формирование экономической политики, установление налогов, создание условия для торговли, взаимодействие с финансово-промышленными объединениями | Участие в международных экономических союзах, международная торговля |
Идеологическая | Формирование системы ценностей, воздействие на формирование национальной культуры, взаимоотношения со СМИ и религиозными организациями | Сотрудничество в области культуры |
Военная | Формирование военное оборонительной доктрины, строительство вооруженных сил, контрразведка | Прямое отражение агрессии, поддержание боеспособности армии (обеспечение людскими и техническими резервами), вступление в военные союзы |
Правоохранительная | Борьба с преступностью, осуществление правосудия | Заключение международных договоров о правовой помощи, участие в Интерполе |
Социальная | Доступность образования, поддержка семьи | Оказание гуманитарной помощи, участие в международных социальных программах |
Экологическая | Формирование программы экологической безопасности, защита окружающей среды | Участие в международных экологических организациях, заключение договоров |
Судебный прецедент как источник права.
Прецедент – это решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел. Получил широкое распространение в странах с англосаксонской правовой системой (США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия).
Правовым прецедентом признается решение, в котором устанавливается или отменяется норма права. Акты судебных или административных органов, не содержащие нормы права, правовыми прецедентами не являются.
Существует 2 вида прецедента:
1. судебный (например, решение, принимаемое по гражданскому или уголовному делу);
2. административный (решение, принимаемое административным органом или административным судом).
В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни теоретики права и практики признавали его в качестве формы права, хотя и с оговорками о том, что это некая дополнительная, вспомогательная по отношению к закону форма. Другие же авторы полностью отрицали его как самостоятельный источник права. В послереволюционный период прецедент в качестве самостоятельной формы права не признавался. Даже сейчас ведутся споры по поводу статуса постановлений пленумов ВС РФ.
По отношению к закону прецедент находится в подчиненном положении. Это проявляется в том, что законом может быть отменено действие судебного решения. Если законодательный акт принят уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, он должен признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом.
Прецедент как источник права зарождается часто тогда, когда данная сфера общественных отношений не урегулирована с помощью норм, содержащихся в законе.