НПА – официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Издается или санкционируется только органами государства, имеет волевой характер. За нарушение наступают последствия – уголовные, гражданско-правовые, административные и др. НПА содержит общие предписания, рассчитанные на многократное применение, адресован неограниченному кругу лиц, охватывает широкий круг общественных отношений, действует вне зависимости от существования конкретных правоотношений, предусмотренных НПА.
Система НПА определяется конституцией и изданными на ее основе специальными законами, положениями, которые устанавливают порядок издания, изменения, отмены и дополнений НПА, органов их издающих, процедура их издания.
НПА:
1. По юридической силе:
- закон (НПА, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой)
|
|
- подзаконные акты (НПА, изданные на основе и во исполнение закона)
2. По содержанию:
- нормы одного содержания
- нормы одной отрасли права
- нормы различных отраслей права
3. По объему и характеру действия:
- акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс)
- акты ограниченного действия (федеральный закон о милиции, лесной кодекс, закон о приватизации в РФ, федеральный закон о акционерных обществах)
- акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения)
4. По субъектам, их издающим:
- акты законодательной власти (федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ)
- акты исполнительной власти (указы президента, постановления правительства)
- акты судебной власти (решения, определения, приговоры)
Достоинства нормативно-правового акта как источника права:
1. Формальная определенность. Благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала.
2. Системность (имеют иерархию, создаются по потребностям отраслей).
3. Оперативность. Могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники.
Понятие и виды нормативно-правовых актов
См. вопрос 57.