В учебном процессе необходимо обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательной, активной и творческой деятельности занимающихся. В процессе обучения плаванию необходимо соблюдать ряд правил обучения:
Перед группой и отдельными занимающимися могут быть поставлены перспективные (отдаленные) и текущие (ближайшие) цели. Для новичков, обучающихся плаванию перспективными являются участие в соревнованиях, выполнение разрядов и др.; ближайшими могут быть такие цели - научиться выполнять «стрелочку» на груди, «поплавок» и др.
2. Важно раскрыть смысл конкретного задания. Преподаватель должен довести до сознания занимающихся не только то, что и как выполнить, но и почему это выполняется так, а не иначе.
3. Реализация принципа требует побуждения занимающихся к самоанализу, самооценке, самоконтролю действий. Для этого необходимо специально планировать в учебном процессе и использовать для развития у занимающихся способности анализировать удачные и неудачные попытки выполнения упражнения, находить ошибки в технике движений, причины их возникновения и пути устранения, умение анализировать изменения в организме под влиянием различных нагрузок, точно оценивать свои движения в пространстве и во времени, степени мышечных усилий.
4. Важнейшими признаками активности является инициатива, самостоятельность, творчество. Существенную роль в проявлении активности занимающихся имеют: побуждение у них интереса к занятиям; создание положительного эмоционального тонуса, настроя в самом начале занятия, поддержание его в дальнейшем; формирование определенных знаний, связанных с содержанием обучения; систематическая оценка и поощрение достигнутых успехов; широкое применение индивидуальных самостоятельных заданий.
5. Эффективность обучения плаванию во многом определяется сознательным и активным отношением обучаемых к занятиям. Степень сознательности зависит от возрастных возможностей, особенностей восприятия и мышления. Поэтому воспитание сознательности и активности, целеустремленности идет через постановку конкретных целей на разных этапах обучения.
6. Принцип сознательности требует осмысленного отношения занимающихся к изучаемому материалу. Необходимо рассказать о выполняемом движении, почему его так надо выполнять, дать задание по определению ошибок и их устранению
7. Активность на занятиях по плаванию проявляется тогда, когда уроки интересны. Это возможно при условии многообразия применяемых средств (варианты упражнений, игры, прыжки, ныряния), методов и форм организации занятий.
Принцип наглядности.
В физическом воспитании понятие «наглядность» обозначает необходимость использования в процессе обучения движениям не только зрительных, но и слуховых и мышечных ощущений. Принцип наглядности предполагает формирование у занимающихся более полного и точного чувственного образа техники движений, проявленных физических способностей, условий выполнения действий и его результатов. У занимающихся плаванием появляется в результате занятий специализированное восприятие - «чувство воды», которое значительно повышает саморегуляцию двигательной деятельности в воде. Перечислим правила, раскрывающие принцип наглядности:
1. Запоминание происходит быстрее, если движение демонстрируется и одновременно проговаривается.
2. Чем больше конкретных образов, тем лучше происходит освоениедвижения.
3. Все, что только можно надо представлять для восприятия чувствами (зрение, слух и др.).
4. Наглядность - средство обучения, направленное на развитие мышления, а не достижение цели.
5. Наглядность способствует образованию отчетливых и правильных представлений о движении.
6. Необходимо учитывать опыт занимающихся. В занятиях воспитывается внимание, мышление, наблюдательность, творчество и интерес к учению.
7. С возрастом предметная наглядность сменяется символической.
Принцип систематичности и последовательности.
Процесс обучения должен происходить в строгом логическом порядке и взаимосвязи. Необходимо, чтобы занятия не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий. А осуществлялся непрерывно и последовательно. В практической деятельности принцип систематичности и последовательности реализуется путем соблюдения правил обучения:
1. Использование планов, разделение на этапы обеспечивает усвоение системы знаний и умений.
2. Необходимо заранее знать, что поставленную задачу можно решить.
3. Нельзя допускать нарушения системы обучения в содержании и способах обучения.
4. Необходимо использовать межпредметные связи.
5. Осуществлять преемственность в содержании, методах обучения от занятия к занятию, от этапа к этапу.
6. Чаще повторять и совершенствовать усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
7. Надо следить, чтобы содержание занятия, отдельных занятий соответствовало возможностям занимающихся.
8. Необходимо использовать яркие образы, стимулы, понятия.
Для соблюдения последовательности большое значение имеет использование закономерностей возрастного развития двигательных способностей, а также закономерностей переноса двигательных навыков и физических качеств. Перенос может быть положительным и отрицательным, однородным и разнородным, прямым и косвенным. Необходимо использовать в занятиях по обучению плаванию положительный перенос навыков и качеств.
Принцип последовательности наиболее полно раскрывает три методических правила: от простого к сложному; от легкого к трудному; от известного к неизвестному. Принцип систематичности и последовательности включает в себя также важные положения обучения плаванию, как регулярность, повторность и последовательность.
Принцип прочности
Этот принцип тесно связан с обеспечением у занимающихся прочного усвоения знаний, которое зависит от объективных факторов (содержание, структура материала) и объективных факторов (отношение занимающихся к обучению, преподавателю). Прочность усвоения знаний обусловлена организацией и использованием различны методов обучения. Чем интереснее материал, тем он прочнее усваивается, закрепляется и сохраняется. В процессе обучения необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Мышление главенствует над памятью.
2. Запоминать материал надо правильно, хорошо осмысляя выученное.
3. Запомнить легче небольшой материал.
4. Время и частота проведения должны быть согласованы с психологическими закономерностями памяти.
5. Необходимо заинтересовывать занимающихся, «подогревать» их интерес.
6. Надо учитывать возможности занимающихся.
7. Новое давать только на фоне интереса и положительного отношения к материалу.
8. Учебный материал давать в логической последовательности.
9. Осуществлять дифференцированный подход к занимающимся.
10. Для прочного усвоения материала использовать эмоциональное изложение, наглядные пособия, игры.
11. Четче указывать требования к действию, и то какими должны быть получены результаты.
Принцип доступности
Этот принцип предполагает необходимость соблюдения посильной меры трудностей в процессе обучения в соответствии с возможностями занимающихся, учитывая особенности, пол, состояние здоровья, уровень подготовленности, индивидуальные различия в проявлении физических и психических способностей. Существует перечень обязательных для реализации правил доступного обучения:
1. Соответствие возрасту и подготовленности занимающихся.
2. Опора на возможности занимающихся, их жизненный опыт, интересы, особенности развития.
3. Необходимость соответствия содержания и способов обучения должны несколько опережать развитие занимающихся.
4. Учет индивидуальной обучаемости занимающихся, формирование в соответствии с этим подгрупп.
5. Нахождение оптимального темпа обучения (с учетом слабых и сильных людей). Процесс обучения должен быть насыщенным и напряженным.
6. Четко, образно излагать материал.
7. Развивать работоспособность занимающихся.
Для практического осуществления принципа доступности необходимо соблюдать методические правила: от известного к неизвестному; от легкого к трудному; от простого к сложному.
Принцип научности
Научность обучения зависит от соответствия учебных планов и программ обучения (авторских) уровню научно-технического прогресса, знаниями, полученными на практике.